Интересна сюжетная линия героя, который хотел уйти в армию "как все", но вот беда - у неординарного и замкнутого парнишки не было девушки, некому писать письма.
И такой тонкий соловьевский намек, куда может попасть герой в 1980г. Поэтому к каждой минуте его жизни до посадки на корабль с призывниками просто прислушиваешься. Минуту по секундам разбираешь.
Полностью присоединяюсь к мнению Александра Ковальчука, который дает очень обстоятельный и верный разбор фильму. В творчестве Сергея Соловьева лучшей считаю "трилогию" - "Сто дней после детства", "Спасатель", "Наследница по прямой". А "Спасатель" - лучший из них. Дальнейшие "эксперименты" Соловьева -"Асса", "Черная роза..." и др. мне не нравятся. "Спасатель" я считаю снят в стиле Тарковского, и как фильмы Тарковского заставляет думать над каждым кадром. Великолепны работы Кайдановского, Друбич, Мищенко и оператора Лебешева. Незабываемая музыка Исаака Шварца. Жаль, что до сих пор не могу найти этот фильм себе в коллекцию.
Очень нравятся ранние работы С. Соловьева, с участием одной из самых красивых актрис Советского кино Т. Друбич. И фильм "Спасатель" один из них. Вроде обычный фильм советской эпохи. Но фильм чем то притягивает к себе,то ли прекрасной музыкой И. Шварца,то ли замечательной операторской работой. Периодически пересматриваю его, наряду с другими работами Соловьева.
Прочитал в мемуарах Сергея Соловьева (том 3-й, глава "Каин" о Кайдановском), что в "Спасателе" Кайдановского в роли Вараксина озвучивал Анатолий Ромашин. Произошло это из-за того, что Кайдановский категорически отказался участвовать в поправках к фильму, которые требовал доснять худсовет "Мосфильма".
kino-teatr.ru: Спасибо за дополнение! Добавили в каст.
На фильм "Спасатель" я натолкнулся случайно, ища отечественные фильмы о школе и учителях. Нельзя остаться равнодушным после просмотра этой картины, если смотреть ее вдумчиво и внимательно. Многие эпизоды этого фильма хочется потом просматривать вновь и вновь. А эпизод с деревом, под которым спрятались от дождя учитель со своей ученицей, передается настолько проникновенно(превосходная игра С.Шакурова и Т.Друбич), что хочется, чтобы он вообще не заканчивался. И режиссер как бы подсознательно улавливает желание зрителя и в попытке ответить на него неоднократно повторяет в фильме эпизод с деревом. Очевидно, что режиссер вложил в этот эпизод часть своего сердца и души, стараясь воспроизвести и запечатлеть на пленке кинофильма один из тех мгновений своей жизни, которые остаются в памяти на всю жизнь. Он словно бы попытался поймать и увековечить то самое мгновение, когда в сердце рождается величайшее чувство в мире, которое мы называем любовью. И невольно ты с ностальгией вспоминаешь свое "дерево"... Ценность же этого фильма в том, что в нем затрагиваются очень важные жизненные вопросы, ответить или хотя бы задуматься над которыми нам предлагают герои этой картины. Неслучайно, наверное, в фильме неоднократно повторяются слова главной героини: "Я думаю..." Вопрос духовных ценностей и идеалов, который красной нитью проходит через весь фильм, так и останется неразрешенным, если о нем не думать. А еще в этом фильме, на мой взгляд, затрагивается один из основных вопросов построения "коммунистического рая" в СССР - вопрос базиса и надстройки: что должно лежать в основе - духовные или материальные ценности. Если в основу жизни ставить только материальные ценности, отказываясь думать "о возвышенном", как это делает один из героев фильма (муж Аси), то это в конце концов может привести к жизненному краху, в данном случае, к распаду семьи. А если смотреть глубже - к распаду страны. С этой точки зрения данная картина - это своего рода предупреждение или даже пророчество, что может произойти со страной, если духовные ценности в процессе перестройки не будут заложены в основу жизни страны (напомню, что это фильм 1980г., когда "перестройка" еще не началась). Надежда же на формирование духовных ценностей и идеалов у молодежи возлагалась в Советском Союзе на школу и учителей. Но что делать, если учитель сам не соответствует тем идеалам, которые он пытается воспитать в своих учениках? А может быть духовность должны воспитывать не школьные учителя? Тогда кто? Один из учеников во время урока поглядывает в окно, где вдали виднеется храм (который зритель также видит в начале фильма). И невольно задумываешься: "А можно ли воспитать в людях духовность без Бога только лишь средствами литературы?" Возможно, такими намеками режиссер пытается затронуть и этот вопрос, намеками, потому что в стране, где "Бога не было" нельзя было поставить его прямо. Словом, фильм не только касается сердца, но и побуждает над многим задуматься. Вопросы, затронутые в нем, также актуальны сегодня, как и тогда. Думаю, что эту картину полезно посмотреть всем без исключения. Но особенно рекомендовал бы этот фильм в первую очередь учителям и ученикам-старшеклассникам, студентам. Учителям - чтобы учить не только словами, но и собственным примером, чтобы "в соответствие приводить все слова с делами". Ученикам - чтобы научиться хоть иногда, пусть даже после окончания школы, ободрять своих учителей, давая им понять, что их труды оказались не напрасны
Сценарий этого фильма я прочитал гораздо раньше в "Искусстве кино". В чисто литературном отношении он написан превосходно, в нем очень к месту использованы стихи Шпаликова (кажется, в фильм они не вошли). В герое есть что-то общее с Мельниковым из "Доживем до понедельника" - усталость, кризис среднего возраста, начало разочарования в профессии, к тому же внезапно обрушившаяся на него любовь бывшей ученицы, на которую он, похоже, уже не в силах ответить. И размышления о том, что все больше уходит духовность из общества, и школьное преподавание слишком оторвано от реальной жизни. Эта тема есть и в фильме "Дневник директора школы". Но фильм "Спасатель" показался мне слабее сценария, многое прозвучало не так внятно, как при чтении. Друбич здесь идеально подошла на роль Аси, а вот Шакурова как актера я не очень люблю. Тихонов мог бы смотреться, но, пожалуй, был бы слишком эффектен для роли провинциального учителя. Василий Мищенко в роли Вили тоже хорошо получился, и операторская работа Павла Лебешева, как всегда, на высоте. Но повторяю, сценарий мне понравился гораздо больше, чем готовый фильм.
Для меня это как бы продолжение "Ста дней после детства". Герои повзрослели, многое поняли и стало им грустно.
Это фильм о том времени - лиричный, печальный. О беспросветности "развитого застоя" - не в смысле политики или экономики, нет, о жизни духовной. Когда человек задумывался и понимал- а дальше-то что? Вот героиня Друбич и задумалась - и пошла топиться.
очень люблю в фильмах участие Друбич Татьяны и с удовольствием предвкушаю, что и в этом фильме она будет неотразима и неподражаема...Совершенно чудесная актриса. Без надрыва, без театральности и очень искренне.
Что касается этого фильма - не самый лучший фильм С.Соловьева. Для меня все фильмы С.Соловьева делятся на две категории - шедевры и "непонятночто". Элла ничего страшного, все понятно...
После этого фильма действительно больше вопросов, чем ответов. И всетаки , он чем-то необыкновенно притягивает, может быть это оператор Павел Лебешев - великий маг и волшебник, причина этого? Друбич в роли девочки-женщины очаровательна, меня всегда притягивают искренность и доброта, здесь это есть.