Радуница - Родительский день, все идут на кладбища, на могилы своих родных и близких людей. Несут цветы. Снедь. В фильме родные усопших, несут на кладбища их портреты, наверное в Белоруссии было так принято. И меня удивил большой стол около могилы отца Ивана, родня не сказать, чтобы большая. И отец Веры портит настроение своим вечным ворчанием и недовольством. То дочке с Иваном высказывает, потом к Мане прицепился, была ли она на могиле своего погибшего в других краях в войну мужа. Ворчит и ворчит, неприятный тип. И жену видно своим ворчанием в могилу свел. Молодая, да красивая была.
Его дочь Вера и Иван, не обзавелись семьями, детей у них нет. А сам, родил одну дочь и успокоился, а что так? Жена-то молодая была, вон какая озорная красавица, кровь с молоком, про таких говорят. (Татьяна Чекатовская). Видно очень нравился ей Ливон (Аристарх Ливанов), все заигрывала с ним, предлагала совместного сына родить. Как бы шутка, но видно, что нравится он ей очень. Но почему-то рано умерла. Да и Ливона с Лексой тоже один сын Иван.
И как бы вспоминает Иван слова отца, что тут их место, в деревне. Но после армии в деревню не вернулся. И мать одна осталась, отец погиб на лесопилке. Что с ним случилось, не рассказали толком.
И совсем мне непонятна странная любовь Веры и Ивана. Показывают их когда им лет 13 - 14, Вера говорит, что будет всегда ждать Ивана. Но не показаны они в 18 лет, как жизнь у них шла. Любовь это была или просто дружба. Вера конечно любила, а вот Иван - нет. Уехал в армию и письма не написал. А Вера уехала на Север. Вышла замуж. Но.., не сложилось, видно кроме Ивана никого не могла полюбить. И вот свела их судьба снова в родной деревне. Ивану чисто внешне понравилась Вера. Конечно красивая! (Наталья Егорова). А до этого, ничего он в ней не находил. Так и сказал. Девчонка ты была - нескладуха, а тут... Живет человек бобылем, сорок лет - ни семьи, ни детей. И в конце фильма не поняла, будут они вместе или нет. Показаны они в доме у Веры, Вера целует Ивана, а он сидит, размышляет, что чего-то его в жизни не хватало. Оказывается Веры, без Веры было плохо. Вот как! Додумался.
... Потом поднялся, домой пошел. Вера сидит у окна грустная, а Иван домой пришел, тоже уселся.. думает. Ой, и что это за любовь? Тоска! Скука. Мне Иван не понравился совсем. Ничего в нем нет, чтобы понравился, заинтересовал. Что Вера так к нему прикипела с детских лет, не пойму?!
Слегка посмешила Христина (Стефания Станюта), причитает, плачет около могилки своей подруги, тут Вера мимо идет, та уже забыла о причитаниях, спрашивает, будут ли деньги давать? Вера даже не поймет с первого раза, что от нее хотят. Шустрая бабуля, все могилы обошла, со всеми посидела и еще успела стол накрыть, все приготовить, по поводу рождения шестого внука. Внучку хотела, а тут опять - внук!
Татьяну Конюхову с первых кадров не узнала, потом разглядела.
И обратила внимание на мужчину, который приходит на могулу своей жены, погибшей во время войны в этих краях. Садится у могилы, сидит, грустит. И показывают табличку на памятнике, только год смерти - 1944. Вопрос, он что года рождения жены не знал? Думаю, это не жена вовсе, а любимая девушка, медсестра, здесь погибшая. Молодец, что столько лет, помнит, каждый год приезжает.
Фильм особо не понравился, вяло текущий, грустный. Только, что природа хороша, вид красивый на реку.
в те времена тогда была очень популярна тема тоски городского жителя по своей деревенской родине, по " корням"- она присутствует в весьма многих фильмах. И основания к популярности фильма конечно же были - ведь чуть ли не половина населения советской страны были горожанами в первом поколении, деревенское детство было у каждого...
Так вот, этот фильм- именно для той категории таких вот горожан, которые хотят в тишине и одиночестве поностальгировать , и причем даже не для прям уж всех, а именно для белорусов; впрочем, тема такая , что создать "интернациональный фильм" на такую тему пожалуй и невозможно.
Другое дело, что "интересности" в обычном кинематографической смысле тут не будет. Хотя вполне могла бы быть: у Афанасия Борщева - та же проблема что, и у главного героя "Радуницы", и переживает он ее не менее трагично, а вот смотрится "Афоня" именно что и весело, и куда как увлекательнее.
Повторюсь- именно что покритиковать "Радуницу" у меня цели нет; в этом случае целевая аудитория и желаемый настрой обусловили форму подачи.
Очень понравилось. Это не только фильм-притча, но и фильм-раздумье на тему памяти. Потрясающе добрый сценарий, Операторская работа - снято в статике, с большим количеством крупных планов, не без длиннот, и очень атмосферно. Постановка... Наверное, по-другому этот фильм и не снять. Кино неторопливое, те, кто не привык к самокопанию, а также любители т.н. "позитива", вполне возможно, "Радуницу" не примут. Но фильм хороший и очень славянский.
Почему-то в информации о фильме не указана исполнительница роли жены Левона белорусская актриса Татьяна Чекатовская. У нее роль хотя и маленькая, но очень яркая и запоминающаяся. В целом, фильм-притча "Радуница" очень поэтический и душевный, не оставляет равнодушным никого. К сожалению, его сейчас редко показывают!