№176 Anna Adamovna
Хороший фильм, который побудил меня прочитать эту повесть Перуанской. Обратило внимание на себя то, что главную идею Перуанской автор сценария изменил. Повесть Перуанской об одиночестве, об упущенных возможностях и проблеме исправить это в зрелом возрасте, когда уже нет сил и здоровья. Героиня, поддерживаемая родителями, жила своими фантазиями и мечтами о большой поэзии, совершенно не думала заводить семью, за плечами имел место аборт. Возможно, неудачный, который привел к невозможности иметь детей. Правда, автор пишет, что это единственная любовь Анны Константиновны за всю жизнь, поэтому отсутствие у нее детей можно объяснить отсутствием второй половины. Никакой подруги, через которую АК достает дефицит, в повести нет. Вообще мне этот момент со всесильной администраторшей не понравился. По повести АК идет на рынок и отоваривается на 10 рублей (мясо, овощи и т.д.). Единственное близкое ей существо - дочь соседки Наташа, которая потом уезжает к своей непутевой матери. Собственно, отношения с Антоном Николаевичем - это запоздалая попытка завести семью. Но попытка оказывается неудачной из-за того, что Антон Николаевич сам связан семейными узами. Хотя его жена и умерла, но его дети, главным образом дочь, против того, чтобы их отец привел в дом новую женщину. В фильме этот момент опущен, а в повести он четко звучит: где жить, ведь у Анны Константиновны тесно, а Антон Николаевич живет вместе с дочерью в квартире в центре Москвы. Понять дочь тоже можно: она привыкла к одному укладу, у нее своя семья, а теперь в дом придет совершенно чужой человек. В отличие от фильма по повести Антон Николаевич любил свою жену и ничего плохого про нее не знает, никто не говорит о его покойной жене, что она, де, не любила Антона Николаевича. Более того, Антон Николаевич серчает на дочь, что она достаточно быстро оправилась от траура. По фильму Антон Николаевич немного груб с Анной Константиновной, он невнимательно ее слушает, обрывает. По повести же он невероятно трогательно к ней относится, внимательно слушает. В фильме автор сценария "убивает" Антона Николаевича, а повесть заканчивается на том, что Анну Константиновну выгоняют с дачи, она приезжает домой в ожидании того, что все будет опять по-старому: одиночество. Но в то же время можно надеяться, что Антон Николаевич поправится и вновь к ней приедет, и если не семью создать, то хотя бы дружбу водить у них получится. Автор сценария же отправляет Антона Николаевича на тот свет, обрывая эту надежду. Из покойной жены делают эгоистку, которая любила только себя, из дочери делают совершенного монстра, которая не может ладить не только с отцом, но и со своей собственной дочерью Любой. Кстати, в повести Люба лишь упоминается, она не действующее лицо. Таким образом, в фильме главной идеей становится не столько проблема одиночества, столько проблема жестокости детей по отношению к их пожилым родителям, жестокость, которая может убивать. Хотя фильм мне и понравился, но было бы лучше, если бы его сняли точно по повести, потому что она мягче, она добрее. Невероятно трогательна в образе Анны Константиновны Ия Саввина! 100% попадание в образ.
Спасибо за интересную оценку.
Но примечательно, что и в фильме, и в Вашем пересказе повести главным героем остается жилплощадь.))) Если бы не эти квадратные метры, то ни повести, ни кино не было бы, потому что дети, судя по всему, были (бы) равнодушны к моральной стороне вопроса о связи отца с новой женщиной (в отличие, скажем, от стервозной дочурки начальника порта в фильме «Екатерина Воронина»).