В свете происходящих событий картина выглядит как предсказание.
Актеры все сыграли талантливо. Сюжет интересный и динамичный. Жаль, что редко показывают по ТВ, фильм - отличный.
Посмотрел сразу после прочтения романа. Яркая приключенческая фантастика и замечательные образы превратились в серое, вялое, бедное на выдумку и дешёвое кино. А главное: исковеркан смысл и идеи романа. Даже именитые актёры не спасают ситуацию. Как ярый поклонник творчества Беляева, пока признаю только "Человека-амфибию".
Буквально на днях повторяли по одному из ретро каналов. Случайно попала и не смогла переключиться. А какая игра! Какие актеры! Идея опять-таки... Не какие-то там нефть, газ, яхты, золото и бриллианты, а жизнь всего человечества. Без идеи служения ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ наши нынешние сериалы ничего не стоят. Счастье одного отдельного индивидуума мне не интересно. И потом, как хорошо сняты все эти тоннели, комнаты. Просто завораживает. Ну не умеют сейчас так снимать, не умеют. Уверена, захоти они сейчас снять римейк, ничего не получится. Потому что нельзя сыграть идею, в которую не веришь.
Получилось, что одновременно посмотрел 2 "боевика" 1967 года - "Таинственный монах" и "Продавец воздуха". Революционно-героический "Монах" смотрится на одном дыхании - сплошные трюки и подвиги. Правда, от стереоскопии на копии даже следа не осталось.
"Продавец", на контрасте с "ТМ", скучноват, и, вообще, значительно уступает в плане занимательности и динамичности литературному первоисточнику. Не восприимается ни как приключенческий, ни как фантастический фильм (а именно эти ипостаси прославили Беляева в качестве одного из величайших классиков жанра). Фантастика утрачена еще и потому, что фантастически свежие для 1920-х годов (время выхода романа) идеи и технические новации в конце 60-х уже не выглядели таковыми, а именно к современости приблизили события фильма его авторы (и напрасно).
С другой стороны, прав В. Батшев, что здесь налицо очевдный крен от собственно фантастики к художественности, прежде всего, в плане операторского мастерства (несмотря на ч\б тон). Еще плюс - превосходные артисты. Согласитесь, это редкость - увидеть в главной роли "Сундука" - Г. Нилова. Совершенно несправедливо эта роль в его фильмографии не прописана как ГЛАВНАЯ. И по книге, и по сценарию Клименко - самый главный герой!
Его друга тунгуса (романного) тут вообще нет - раньше срока, видать, засосало воронкой Бейли. Кадочников-Энгельбрект габаритами, конечно, уступает исполину-скандинаву, но интеллект и харизма мастера компенсируют все мелкие недочеты.
Очень интересно наблюдать другого интеллекутала - Глеба Стриженова в образе злодея, верховного секьюритика Острова. Остальные герои (В. Титова, Карапетян, Жариков), в принципе, соответствуют книжным оригиналам, но все делают слишком камерно, без беляевского размаха и прописанной страсти. Простите, но что-то от веяний, позднее воплощенных в замедленной стилистике философской фантастики Тарковского. Такие вот неровности и перепады...
Это не значит, что фильм не понравился. Мне как раз наоборот - просто иное прочтение. Особенно, на фоне захватывающе-зрелищного и красочно-цветнистого детективно-музыкального шедевра "Человек-Амфибия".
но что есть, то есть. У каждого режиссера своя эстетика. Лишь в этом случае он - особенный автор или хотя бы соавтор.
Дуже цікавою є ідея продажу повітря: скоро це може стати нормою - питну воду ми вже купуємо!
Продаємо корисну та життєво необхідну субстанцію багатим людям, і водночас крадемо її в інших землян... Тоді це була лише фантастика, а зараз стає бізнесом!..
В этом фильме отличная операторская работа, просто на высшем уровне.
Но после этого фильма из кино исчезли и его сценарист, и режиссер (до 1992!), и оператор.