По мотивам одноименного романа Г.Бергстеда.
Двое жуликов бегут из тюрьмы и оказываются ночью накануне праздника в церкви. Смешавшись с толпой прихожан, герой Коркис вместе с сообщником Шульцем оказывается у храма. При виде денег, которые остаются в карманах служителей церкви, Коркис задумывает очередную авантюру... Один из них выдает себя за святого Йоргена, творит чудеса на глазах у публики и после длительного торга со служителями церкви благополучно уезжает, прихватив с собой дочь наместника храма.
Фильм снимался как немой, но в 1935 был озвучен.
последнее обновление информации: 17.08.23
Яков Протазанов поставил эту комедию по роману датского писателя Геральда Берстеда с участием уже знакомой зрителям по "Процессу о трех миллионах" троицы: А.Кторов /Микаэль Коркис/, И.Ильинский /Франц Шульц/ и М.Климов /наместник храма/. Кторов и Ильинский сыграли здесь по сути дела прежних персонажей, углубив и отшлифовав их характеры: Коркис - элегантен, умен и хитер, а Шульц "подпевает" ему в меру своих не слишком выдающихся умственных способностей. Главный анекдот комедии заключен в том, что Коркис нагло выдает себя за "святого", способного творить чудеса. Дуэт Кторов-Ильинский артистичен, пластически неподражаем. От игры актеров получаешь подлинное наслаждение. Чего стоит одна сцена чудесного "исцеления" Коркисом мнимого инвалида Шульца. Невозможно смотреть без смеха на персонажа Ильинского, выделывающего невероятные па с остатками костыля. "Достойный кисти" идиотский вид Шульца затем замечательно изображается на "иконе св. Франца": одной рукой он прижимает к груди костыль, а другую - простирает к небу...
Изобразительное решение "Праздника святого Йоргена" местами выдержано в духе иронической стилизации под религиозную живопись. Геометрически правильные, симметричные композиции "явления" самозванного "святого": фигура Коркиса в белоснежной мантии внушительно вырисовывается на фоне черного овального проема церковного входа, а по обеим сторонам его склоняются священники.
Торжественное восхождение монахов по каменной лестнице: боковые ряды - черные, центральные - белые... Подобный эффект создается, и когда Коркис беседует с Олеандром - ну чем не Мария Магдалина и святой Михаил - Коркиса выдают одни глаза: притворные, явно "переживающие", чересчур "святые"...
Остроумные надписи придумали к фильму Илья Ильф и Евгений Петров. В 1935 году картина была озвучена и еще долгие годы с успехом шла на экранах кинотеатров.
Яков Протазанов не был новатором. В его фильмах не встретишь вычурных ракурсов, головокружительного монтажа, усложненных метафор и иных достижений его более молодых кинематографических современников. Не писал он и громких манифестов, не основывал школ, не любил вступать в ожесточенные публичные споры, столь свойственные эпохе, избегал пространных интервью. Протазанов оставался верен себе - снимал "по старинке", полностью доверяясь актерам, причем обычно актерам театральным. И лучшие фильмы мастера обрели завидную экранную судьбу...
18 марта 2016
20 февраля 2011
7 июня 2009