По мотивам повести Юрия Пахомова "Тесть приехал".
последнее обновление информации: 27.10.23
Все время на экране — двое мужчин. Правда, разного возраста; один старик, ему около семидесяти пяти, другой — средних лет, муж его дочери, ученый, старательно пишущий диссертацию.
Швырков — что называется, человек современный. Водит машину, носит дубленку, по вечерам прогуливает собаку; в общем — жизнь его устроена, рациональна, замкнута на деле, на работе, на повседневных занятиях. Оторваться от них, взглянуть вокруг, вдохнуть полной грудью свежесть мира мешает этому человеку спешка, текучка, рутина существования.
К нему приезжает из провинции, откуда-то с юга тесть Алексей Борисович, приезжает просто так, погостить.
Алексей Борисович жаден к жизни. На своем долгом веку он многое повидал, многое пережил, но не перестал удивляться миру, жизни, людям. Даже мельчайший факт, самое рядовое событие он воспринимает искренне и заинтересованно, с юношеским почти любопытством. Именно своей непосредственностью, своим неиссякаемым энтузиазмом он исподволь и заражает Швыркова...
Рассказ об этом визите прерывается время от времени воистину телевизионными вставками; зять говорит «в аппарат», обращаясь, вероятно, к невидимому приятелю, а по сути — к нам, зрителям; пытается осмыслить, что произошло, почему после короткой побывки Алексея Борисовича перевернулась его жизнь, почему не может он по-прежнему относится к себе, к окружающим. Речь «в камеру» — это послесловие к визиту тестя.
«Спутник кинозрителя», март 1984 года
Пожалуй, это самый камерный фильм Марлена Хуциева ("Мне 20 лет", "Июльский дождь"). Актеров всего двое - Андрей Мягков и Ростислав Плятт. Итак, 40-летний ученый, заканчивающий диссертацию, и приехавший к нему 70-лений тесть. Два поколения. Два взгляда на жизнь. Рассудочность, подчеркнутая невозмутимость, холодноватая вежливость, И активная, жизнерадостная восторженность. Как обычно у Хуциева, конфликт между героями дается больше намеком, подтекстом.
Авторы вступаются в защиту человечности и доброты. Но, увы, на сей раз в фильме ощутим налет излишней театральной аффектации. Есть и необязательные длинноты. Вот почему "Послесловие" не оставляет такого сильного впечатления, как хуциевские картины 60-х годов.. Отсюда понятно, почему прокатная судьба картины оказалась весьма скромной...
12 ноября 2024
18 февраля 2021
8 июля 2018