№411 Сан Сан
... Нельзя эмоционально насиловать зрителя. Это полный перебор. И как бы это не выглядело правдоподобно, но это ложь. Редко у кого получаются фильмы о войне. Хотя бы как рассказывание интересной истории. Ибо, даже советская мемуаристика радикально отличается фактологией от кино. Взять хотя бы историю про Мусу Джалиля или Девятаева или Собибор. Когда эти истории читаешь, не покидает чувство, что читаешь фэнтези. А раз такое чувство есть, значит тебе где-то лгут. Причем, лгут по крупному. Советское кино о войне, за редчайшим исключением, пропаганда и агитка. Удобоваримых фильмов от силы пяток.
Это чрезвычайно сложная и тонкая материя - снять даже отдельный эпизод так , чтобы при мощном эмоциональном воздействии , зритель не почувствовал фальши , некой зАданности ..Когда режиссёр ставит себе
самоцелью - пробрать до мурашек , потрясти , шокировать ...Здесь очень многое зависит опять таки от уровня мастерства , от того - насколько тонко и точно , без пережимов , удастся авторам фильма подойти к решению этих задач в своих картинах ...Удаётся не многим , это верно ..В этом плане , одной из сильных сцен у С.Бондарчука , представляется эпизод , когда Лопахин в ярости ''обкладывает по матушке '' своего помощника Копытовского ...Растерявшегося , не сумевшего сделать то , что боец на поле боя сделать ОБЯЗАН - уничтожить вражеского солдата , как боевую единицу противника ...Война ещё не успела огрубить , очерствить душу Копытовского до необходимой ''кондиции'' ...Когда приходит полное осознание истины - жалость к врагу - губительна ...Здесь в БОЙЦЕ Копытовском , на несколько минут взяло верх обычное , ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ...Он не смог выстрелить во вражеского танкиста , покинувшего обьятую пламенем машину , пытающегося спастись от пуль наших бойцов ...Здесь Шолохов не побоялся показать правду - рядом с решимостью , волей и героизмом , с человеком-воином иногда может существовать и страх и робость , и другие , самые естественные и понятные человеческие проявления ....Солдатами не рождаются ...