Всегда очень ревностно отношусь к спортивным х/ф, если, конечно, это не спортивные комедии ("Вратарь", "Запасной игрок") - совершенно другой жанр.
"Одиннадцать надежд" - откровенно слабый фильм, построенный на штампах: "Добрый Тренер", "Бывший нарушитель режима, делом доказавший свою преданность коллективу", "Трудные отношения в семье", "Вся Страна, переживающая за свои "Одиннадцать надежд"...
Тем более досадно, что всю эту муть поставил тот же самый Виктор Садовский, за несколько лет до этого снявший, на мой взгляд лучший игровой фильм о футболе "Удар! Ещё удар!".
Помимо гораздо более сильного сценария, там у него получилось достаточно достоверно соединить документальные съёмки реальных футбольных матчей с "досъёмками" артистов; здесь с этим произошёл жутчайший провал.
И если "документальный" "Реал" ещё худо-бедно смог "сыграть" сборную СССР (которая часто выступала во всём белом), то мадридский "Атлетико" в роли "сборной Испании" провалил свою роль, ибо сборная этой страны никогда не играла в красно-белых футболках и синих трусах.
Сегодня снова посмотрела фильм через 35 лет - из-за прекрасных актеров. Жалко их, но не всегда ведь попадались хорошие сценарии. Особенно смешат сцены якобы в Мадриде, когда бортики на поле украшены якобы рекламой зарубежных фирм (или просто словами на латинице) - Philips, Television, Magnitofons - обратите внимание - эти буквы все будто вырезаны из белой бумаги на оранжевом фоне и все выполнены одним шрифтом, что никогда не бывает с логотипами настоящих фирм. Конечно, бедность - это ведь не бюджет фильмов Бондарчука...
Кстати, я часто думал: а почему именно Испания ?! И только что осенило: так ведь Бескова в 64-ом сняли именно за поражение испанцам, в Мадриде ! То есть тут имеем и "Десять лет спустя", и "Место встречи изменить нельзя" !...)))
Бесков через Папанова взял-таки реванш !...
Хороший фильм, на мой взгляд. Я прочитал комментарии, согласен - есть там и наивняк, и несколько смешных в наше "крутое" время моментов (они указаны), но во-первых, по-моему это свойственно всем фильмам о спорте, потому что очень трудно с одной стороны дать хорошую актёрскую игру, а с другой - транспортировать её в настоящую спортивную обстановку; а во-вторых, всё-таки идеологическая подоплёка у международного спорта всегда была, есть и будет. Но зато сколько в нём доброты, хорошо знакомых болельщикам различных ситуаций, даже немного азарта. В первый раз я посмотрел его на экране, с папой, самому наверно и десяти лет не было. И насколько помню, у нас в зале тоже "го-о-л" кричали вместе с Николай Николаичем. Также как и до сих пор (!) при просмотре "журнала" перед фильмом кричат и аплодируют голам Иштояна в знаменитом финале Кубка СССР-73, хоть прошло больше тридцати лет ! Игра многих актёров тоже понравилась, особенно Папанова, Джигарханяна, Виролайнен. С Пархоменко по-моему был намёк на Маслаченко, у него тоже кажись какие-то проблемы были один раз то ли с режимом, то ли с тренером... А Голобородько даже в будущее "шагнул", поскольку и по амплуа, и по званию, и даже внешне похож на Джона Тери...))) ну а жена Бескова выбрана по-моему неспроста: только настоящая тренерская супруга могла выдать такой гениальный взгляд на мужа - помните, когда по радио слышит, что того вновь назначили старшим тренером сборной ? А Папанов при этом аж супом поперхнулся...
Только один момент неясен: фильм 75-го года, а в самом начале, я почти уверен, дают кадры финала ЧЕ-76. Может, снимали в 75-ом, а вышел на экраны в следующем (такое часто бывало)? Или я ошибаюсь ?...
Вот ведь как получается: последний раз смотрел лет 20 назад, а всё перед глазами...значит, всё-таки яркий фильм !
Конечно, фильм слабоват. Зарубежные съемки сделаны, видимо, на любительскую камеру, и в титрах написано, что "использованы киносъемки, сделанные Г.Асатиани (интересно, имел ли он отношения к футболистам Асатиани?)). Попытки совместить профессиональные футбольные сцены с подделкой, конечно, видны. Приходится списывать все огрехи на время, цензуру, бюджет.
Впрочем, есть в фильме и моменты из жизни. Догонять поезд (в фильме вратарь Пархоменко) приходилось Эдуарду Стрельцову; футболист с переломом (не рукой, а ключицей) играл в сборной СССР на Олимпийских играх 1956 г (в полуфинале, по моему). А главный прикол - в роли жены тренера сборной Воронцова (А.Папанов) - жена Константина Бескова, который был назначен главным тренером олимпийской сборной СССР за год до выхода фильма, а десятью годами ранее он был главным тренером сборной СССР, снятый с этой должности после "серебра" на чемпионате Европы 1964 г. (и в фильме Воронцов говорит - "10 лет прошло")... Правда, есть и посмешившие даже в советские годы моменты. Жена футболиста, игрокак сборной, регулярно ездящего за границу - (предел счастья!), требующая, чтобы он бросал играть и шел в институт учиться... Или молодой футболист из первой лиги (Б.Щербаков), живущий в общежитии, которого зовут в Ленинградскую "Зарю"(ха-ха) с квартирой и великолепной зарплатой, а тот - у меня здесь завод, ребята, меня здесь все знают... Забавно...
Сегодня этот фильм будет по "Звезде", почитал, такие противоречивые высказывания, нужно посмотреть, заинтересовало, интересно, как для меня этот фильм покажется...
Очень точно вспомнили Аркадьева. Ещё таким был хоккейный Чернышов.
Действительно, не лучший фильм о спорте, да и не лучший фильм Садовского. Наиболее реалистичны сцены Папанова с Крюковым и с Озеровым. А у молодых как-то не получилось себя показать. Слишком все глянцевые. Вот Шалевич и Юхтин в "Хоккеистах" - это настоящие парни своего времени. Или Каморный в роли велосипедиста.
Читаю обсуждение этого довольно среднего фильма, в котором. конечно же. нет и десятой доли правды из того, что и тогда происходило в нашем футболе. и сейчас происходит. Но всегда благодарю авторов за то, что они вообще сняли фильм о спорте. Их чудовищно мало для такой страны, как наша, где только олимпийскими чемпионами можно было бы заселить небольшой город.
Марк Кириллов, вы лично знакомы с Карпиным или в вас говорит болельщик питерского "Зенита"?
№ 10Яковлева Яна (Санкт-Петербург) 24.11.2010 21:09
А меня всегда раздражал тренер в исполнении многоуважаемого Папанова. Что это за "кот-баюн"? Разговаривает тихо и медленно.Никакого азарта, страсти и переживания. Больше на учителя истории или литературы похож, уж извините. Разве такие футбольные тренеры бывают? Странно мне это.
Фильм несколько наивен в моментах обсуждения тактики, последняя сцена затянута (смесь матча Реал Мадрид - Атлетико Мадрид и студийных съёмок, хех)). Зато моменты психологической подготовки/накачки перед матчами очень удачные и могут быть вполне актуальными для тренеров даже сегодня. Отлично показаны партийные любители футбола и вообще сам сюжет правдив и интересен.
Тем более стоит смотреть ради Папанова и Джигарханяна, а там ещё и Рина Зелёная, и Леонов-Гладышев...