Объяснение в любви (1977)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Объяснение в любви кадры из фильма

Объяснение в любви

1977

Смотреть Объяснение в любви (1977) онлайнСмотреть онлайн

Смотреть фрагменты

Рейтинг:
  9.344 / 122 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

новое сообщение


Забыли пароль? Регистрация Вернуться назад
Войти через Вконтакте Войти через Яндекс Войти через Mail.ru

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Изменить порядок сообщений

отзывы

  • 150   Ariana Vs   24.06.2022 13:11
    Об истории создания фильма рассказ сценариста:

    [Спойлер >>]Павел Финн:
    «Из «Четырёх четвертей» родилась картина «Объяснение в любви». Книгу Евгений Иосифович написал ещё при жизни Нины Яковлевны, но она вряд ли её читала – не в том была состоянии, – а опубликованы «Четыре четверти» были, когда её уже не стало. Материал, по которому мне предстояло писать сценарий, был трудным. Это, как говорили мы с Ильёй Авербахом, «соединение воспоминаний и вранья». Габрилович там себя придумал. Филиппок – придуманный образ. И ситуации там придуманные.
    Илья предложил писать сценарий не своей жене, замечательному сценаристу Наташе Рязанцевой, а мне, потому что я знал семью Габриловичей. И Илья знал, не так хорошо, как я, но знал: он учился у Евгения Иосифовича на Высших сценарных курсах и бывал у него дома. Мы попросили у «старика» разрешения писать сценарий по его книге. «Ребята, делайте что хотите», – ответил он.
    Я приступил к работе. И ничего у меня не получалось. Но что-то я сварганил и приехал в Ленинград на «Ленфильм», где Илья монтировал свою картину «Чужие письма». Мы сидели в монтажной, и я читал ему написанное. Посередине чтения я понял, что это провал. На следующий день мы с Ильёй встретились, и он сказал мне: «Забудь о Габриловиче. Пиши так, как будто всё происходило с тобой». Отвёз меня в Дом творчества кинематографистов в Репино под Ленинградом, приезжал ко мне раз в три дня и слушал, что у меня получается. Я читал ему, он засыпал, просыпался и говорил: «Пиши». За две недели я закончил сценарий, который снят совершенно без изменений.
    Однако, кто будет сниматься в роли Филиппка, не знали. Главной нашей надеждой стал Александр Калягин. Он был худой, с глубокими голубыми глазами… Но он отказался, и мы остались без актёра.
    И вот Илья, в очередной раз приехав в Москву, позвонил мне: «Я нашёл Филиппка. Он только что от меня ушёл». – «Кто?» – «Ты стоишь? Сядь. Это Юра Богатырёв».
    Богатырёв не был похож ни на Евгения Иосифовича, ни на Филиппка из новеллы, ни на придуманного мной персонажа. Даже внешне: огромный, вот с такими руками, а мы с Ильёй представляли себе невысокого, тихого человека. Но оказалось, что именно Юра перевоплотился в Филиппка, просто стал им. Его герой был большой, отовсюду видный, красивый – и мягкий, нелепый, наивный. Робкий – и вдруг смелый в смертельных обстоятельствах. Всё это дало удивительный эффект.
    На роль Зиночки тоже не могли найти актрису. Не только я, но и Илюша знали Нину Яковлевну и понимали её тип. Таких женщин больше не было, надо было искать, кто мог бы её сыграть.
    Илья поехал на Всесоюзный кинофестиваль с «Чужими письмами», и туда привёз свою картину «Звезда пленительного счастья» Владимир Мотыль. У него там снялась польская актриса Эва Шикульска, они с Ильёй подружились. Я жил в ленинградской гостинице, работая над режиссёрским сценарием, они вместе пришли ко мне – Эва приехала в Ленинград. И когда уходили, я сказал Илье: «Это же Зиночка. Чего нам ещё искать?» Эва красивая, у неё необычное лицо. Кроме того, Нина Яковлевна по отцу была полькой, то есть всё сошлось. Хотя Зиночкин образ мы смягчили: её прототип был круче. Но и Нину Яковлевну, и Евгения Иосифовича я, написав сценарий, считаю, отблагодарил. Признался им в любви.
    Фильм долго не выпускали: сам интеллигентский дух, который есть там, как и в книге, пришёлся не ко двору. Нам говорили, что Филиппок, этот интеллигентишка, – позор, а не герой, удивлялись, как такой мог выжить на фронте. (Габрилович, кстати, в качестве того же военного корреспондента дошёл до Рейхстага.) Требовали массы поправок. Но картина всё-таки была принята и вышла на экраны».
    https://story.ru/istorii-znamenitostej/muzhchina-zhenshchina/edinstvennaya-lyubov
    цитироватьсообщить модератору
  • 149   Lisa Fuchs   20.06.2022 15:50
    №141 Лета(Божественная река)
    по пароходу можно понять, что герои фильма- не крестьяне и не рабочие:).
    Что не крестьяне и не рабочие - понятно, но я бы не сказала и что они по происхождению - аристократы. И Ф, и З вполне могли быть из зажиточных интеллигентных семей - инженеров, адвокатов, врачей.
    цитироватьсообщить модератору
  • 136   Ariana Vs   20.06.2022 08:18
    №132 Бруни
    ... К сожалению, не получилось почитать Габриловича. Сравнивать, как вы, не могу. Я читала, что в книге много других тем: творчество, издательские вопросы и др. Похоже, Финн и Авербах вычленили тему Филиппка и Зиночки и скомпоновали по-своему. Я смотрела фильм два раза в 90-е годы. Помню не детали , а впечатление. А оно осталось сильным: прекрасная режиссерская и актерские работы. Везде вижу один сакраментальный вопрос: любила ли Зиночка Филиппка? Любила- не любила, но она могла существовать только с ним и только так. А он только с ней и хотя бы так. Бывает и такая не простая форма жизни в браке. И это не самый худший вариант.
    Да, в книге Габриловича прежде всего рассказ о своей эпохе. Это, если и объяснение в любви, то в более широком понимании – объяснение в любви самой жизни, своему времени, и единственной, любимой женщине в том числе.
    О своем герое (книжном) Габрилович писал так: "История Филиппка - это история моего времени, такого трудного и удивительного в его каждодневности, в неприметных чертах, которые всегда казались мне чрезвычайно важными и существенными тогда, когда пишешь о своем времени, о своем веке. Вот жил-был такой Филиппок. Работал, ездил, писал, растил детей, любил и, в общем-то, казался всем таким неумелым, робким, неприспособленным к жизни, а на самом деле был одним из тех людей удивительной нравственной силы, порядочности, честности, без которых немыслимо наше общество."
    цитироватьсообщить модератору
  • 134   Бруни  (Mосква)  20.06.2022 08:09
    №133 Лета(Божественная река)
    Вот ведь как красиво, изящно и углубленно можно описать совсем даже не красивые и муторные отношения, в которых баба гуляет от мужа направо и налево, а муж с разной степенью успеха терпит это. Ничего красивого, романтичного и загадочного в таких отношениях нет, но- богат русский язык(плюс слова заимствованные)- был бы достойный словарный запас:). Девчата, что за рекуссия? Не рекурсия ли?:)
    Нина, доброе утро! Вот как, как изящно и весело, ну совсем не так бесчеловечно, как героиня Крючковой, можно преподнести урок " мордой об тейбл" за допущенную в одном случае и повторенную в другом опечатку.:)
    Но ваш острый язычок не по адресу. Великолепно, талантливо , так, что уже 45 лет люди смотрят, не забывают и обсуждают картину сделали Авербах и Финн, Богатырев и Шикульска, и Крючкова и другие. А кто сказал, что в искусстве должны быть представлены только стерильные отношения?
    В прежние времена на театре недовольные зрители скандировали : Автора! Автора! Да, там еще и помидоры, ну те самые;) шли в ход.
    Ну все это, разумеется, ИМХО)

    отредактировано в 08:12

    цитироватьсообщить модератору
  • 132   Бруни  (Mосква)  19.06.2022 23:46
    № 131 Ariana Vs
    В фильме постоянно присутствует этот эффект рекуссии. Как вы точно подметили, история любви погружена в плотный поток реальной жизни. Но в этом потоке постоянно прорываются элементы другой жизни, "предыдущей" - дореволюционной, где у героев, возможно, были совсем иные социальные роли. И это не только сцены из детства и "белый пароход".

    Да, верно, авторы именно этим эффектом рекуссии ненавязчиво дали нам понять , что у героев были в другой жизни достойные социальные ниши. Но и в новых реалиях им удалось не опустить некую планку. Она это делала сознательно, амбициозно и и четко. Он подчиняясь ей, но имея лучшие, чем она стартовые нравственные позиции. И он имел талант.

    Эта амбивалентность характерна и для изображения жизни, и для изображения героев.
    Причем, насколько помню, в книге этого нет, только в фильме.
    К сожалению, не получилось почитать Габриловича. Сравнивать, как вы, не могу. Я читала, что в книге много других тем: творчество, издательские вопросы и др. Похоже, Финн и Авербах вычленили тему Филиппка и Зиночки и скомпоновали по-своему. Я смотрела фильм два раза в 90-е годы. Помню не детали , а впечатление. А оно осталось сильным: прекрасная режиссерская и актерские работы. Везде вижу один сакраментальный вопрос: любила ли Зиночка Филиппка? Любила- не любила, но она могла существовать только с ним и только так. А он только с ней и хотя бы так. Бывает и такая не простая форма жизни в браке. И это не самый худший вариант.

    отредактировано в 23:50

    цитироватьсообщить модератору
  • 131   Ariana Vs   19.06.2022 21:41
    №127 Бруни
    ... А заметили, Нина, что Зиночка несла в себе следы некого бывшего аристократизма. Как она курила , или как она смотрела или как сидела?
    В фильме постоянно присутствует этот эффект рекуссии. Как вы точно подметили, история любви погружена в плотный поток реальной жизни. Но в этом потоке постоянно прорываются элементы другой жизни, "предыдущей" - дореволюционной, где у героев, возможно, были совсем иные социальные роли. И это не только сцены из детства и "белый пароход".
    Эта амбивалентность характерна и для изображения жизни, и для изображения героев.
    Причем, насколько помню, в книге этого нет, только в фильме.
    цитироватьсообщить модератору
  • 130   Ariana Vs   19.06.2022 21:12
    №113 Лета(Божественная река)
    ... Я не могу принять эту жестокую и непонятную сцену. Она отвратительна, как любая жестокость, направленная, к тому же, на блаженненького и не сопротивляющегося человека. Обезумевшая вдруг баба убивала человека. Он так и остался лежать израненной башкой на столе. Я думала, она его забила до смерти, но нет, стоял потом блаженный на каком-то митинге с заплывшими глазами. Нет, такие туманные картинки не для меня.
    ...
    Влезу и я со своим толкованием.
    Если рассматривать сцену с реально-исторической т.зр., то, по-моему, она рассчитана на зрителя того времени, который сам жил в 30-е годы и знал, что не проходила коллективизация гладко, что для крестьянства была характерна, как тогда называли, «мелкособственническая психология». Даже бедняки сопротивлялись коллективизации – ну как отдать единственную лошаденку, или корову-кормилицу в колхоз, где ее угробит какой-нибудь косорукий рукопоп?

    И героиня Крючковой, по-моему, это как раз олицетворение такого стихийного народного протеста – пока «вечер не стал томным», она еще сдерживается, пытается контролировать истинные чувства и отношение к присутствующим «городским». А потом вдруг взрывается пьяной стихийной силой, готовая в своей слепой ярости крушить этих непонятных «чужаков», несущих какую-то совершенно чужую ей жизнь.
    И агитатор с реально-исторической т.зр. показан очень хорошо. Эти городские агитаторы – какие-нибудь типографские рабочие, или же и вовсе вчерашние комсомольцы-рабфаковцы, ни жизни не знающие, ни психологию крестьянства не понимающие, гибли тогда сотнями. Вспомните, даже Давыдов (отнюдь не интеллигент-белоручка) временами выглядит для казаков Гремячьего Лога, как идиот.
    А что не сопротивляется агитатор героине Крючковой в этом фильме, этому можно найти несколько объяснений. К примеру, он – коммунист и убежден, что не может истинный коммунист драться с народом. )) Или, скажем, городской агитатор в душе такой же утонченный интеллигент, как и Филлипок и просто не может поднять руку на женщину, даже если эта жуткая баба на женщину совсем не похожа.

    И потом, эта сцена, безусловно, яркая и запоминающаяся, кажется вставной. В принципе, и без нее можно было бы вполне обойтись. Да, она добавляет очень яркие штрихи к портрету эпохи, но к основному сюжету не имеет никакого отношения. Для чего тогда она вставлена в эту историю любви? Может, как проекция «перекошенных» взаимоотношений главных героев? Героиня Крючковой запараллелена с Зиночкой, морально «избивающей» и унижающей безответного Филлипка-агитатора. ))

    Вообще, герои «ОВЛ» совсем не те, кем кажутся: внешне интеллигентная, даже с некоторым налетом аристократизма Зиночка порой оборачивается такой вот безжалостной осатаневшей бабой, а мягкий до рыхлости и тестообразности Филлипок вдруг оказывается очень сильным человеком.
    цитироватьсообщить модератору
  • 128   Lisa Fuchs   19.06.2022 15:28
    №116 Бруни
    Но почему Ф. не хотел печатать без этой сцены?
    Видимо, Филиппок по своей наивности полагал, что от него ждут какой-то жизненной правды, хотя перед поездкой Гладышев ему четко объяснил, что требуется: "Масса понимает, что колхоз победит. Ей важно знать, КАК он победит". Сцена с молодоженами и придурковатым агитатором в эту схему никак не укладывалась. Ну, а сочинять победные реляции можно было вообще без выезда на места.
    Непонятно еще, почему статья, из которой выкинули сцену со свадьбой на полустанке, пошла в печать чуть ли не через год после той памятной поездки. Зиночка успела за это время забеременеть и родить((

    №123 Лета(Божественная река)
    Таков Филиппок. И это неплохо для корреспондента, журналиста и тд, не правда ли?
    .
    С одной стороны, это хорошо, а с другой - не очень. Потому что журналисту положено сознавать, что он - не свободный художник, а боец идеологического фронта, и должен описывать не "поток жизни", а то, что ему заказано. А если он начнет писать правду, его в лучшем случае никто не напечатает. А в худшем...

    №124 Бруни
    ... Я даже не сомневаюсь, что она с ним спала. Именно поэтому для драматургии умирающему Гладышеву вложили в уста эти слова. Как будто ничего другого ему сказать было нечего. Если он вообще мог говорить на тот момент. Я даже не очень уверена, что второй её сын от Филиппка (да простит меня Бог). Перед этим у Зиночки был роман со скрипачом, бурная реакция мужа и тихое примирение.
    Кстати, да. Именно во время того отдыха на юге, когда был роман со скрипачом, Зиночка и забеременела. Но для Филиппка, видимо, никакого значения не имело - его это ребенок или чужой. Он и к Ваське относился так, как не всякий родной отец относится к собственному сыну. Восхищаюсь такими людьми.
    цитироватьсообщить модератору
  • 127   Бруни  (Mосква)  19.06.2022 15:21
    №126 Лета(Божественная река)
    ... у какого автора я читала вот это? Муж был крутого нрава, а жена случайно сожгла его рукавицы. Так вот, услышав шаги мужа в сенях, она схватила тряпку и в характерной позе начала мыть пол. Муж, зайдя в комнату и увидев жену в коленно-локтевой позе, набросился на нее, как дракон. После всего, жена взяла с печки заблаговременно положенные туда рукавицы и начала отчитывать мужа: вот, положила посушить, но из-за твоей горячности пропали рукавицы! Да...все это очень мило, но не куколды Филиппки, ни злохххххе Зиночки мне не могут нравиться или вызывать хоть какую-то симпатию, увы.
    А я вспомнила, что жену Нейгауза, мывшую полы с подоткнутым подолом и ставшую второй женой Пастернака , звали Зинаидой. Но она не имеет отношения к этой истории.
    Ну симпатичны нам или не симпатичны отношения Ф. и З., такие отношения существуют , в том числе и в фильме. А заметили, Нина, что Зиночка несла в себе следы некого бывшего аристократизма. Как она курила , или как она смотрела или как сидела?
    цитироватьсообщить модератору
  • 125   Бруни  (Mосква)  19.06.2022 15:06
    №123 Лета(Божественная река)
    Ну конечно, Тамара. Таков Филиппок. И это неплохо для корреспондента, журналиста и тд, не правда ли?
    ... .
    Это очень хорошо для корреспондента, журналиста, очеркиста. Филиппок был честным профессионалом и человеком . Честным без пафоса.
    P.S.Интересно, а как Ф. Описал ситуацию со свадьбой? Но неведомо.

    отредактировано в 15:08

    цитироватьсообщить модератору
  • 124   Бруни  (Mосква)  19.06.2022 15:01
    №122 Lisa Fuchs
    Меня мучает вопрос - зачем умирающий Гладышев завел разговор о Зиночке и заявил Филиппку: "Бедный, бедный Филиппок! Ведь она никогда вас не любила!"? Получается, успешный Всеволод всю жизнь втайне ненавидел Филиппка, раз счел нужным напоследок нанести такой удар? Или это просто прорвалась злоба и ревность смертельно раненного к уцелевшему товарищу?
    Хорошо еще, что Гладышев не стал развивать эту тему и не сообщил, что Зиночка с ним спала. А ведь наверняка так оно и было((
    Я даже не сомневаюсь, что она с ним спала. Именно поэтому для драматургии умирающему Гладышеву вложили в уста эти слова. Как будто ничего другого ему сказать было нечего. Если он вообще мог говорить на тот момент. Я даже не очень уверена, что второй её сын от Филиппка (да простит меня Бог). Перед этим у Зиночки был роман со скрипачом, бурная реакция мужа и тихое примирение. А ещё обратила внимание на то, что немало эпизодов, где прекрасная Зиночка моет окна, стены, пол. В каких- то воспоминаниях Б. Пастернака или о нем, я прочитала , что впервые увидел он жену Нейгауза в тот момент , когда она мыла пол и влюбился. Видимо это так сексуально.
    В
    цитироватьсообщить модератору
  • 122   Lisa Fuchs   19.06.2022 12:48
    Меня мучает вопрос - зачем умирающий Гладышев завел разговор о Зиночке и заявил Филиппку: "Бедный, бедный Филиппок! Ведь она никогда вас не любила!"? Получается, успешный Всеволод всю жизнь втайне ненавидел Филиппка, раз счел нужным напоследок нанести такой удар? Или это просто прорвалась злоба и ревность смертельно раненного к уцелевшему товарищу?
    Хорошо еще, что Гладышев не стал развивать эту тему и не сообщил, что Зиночка с ним спала. А ведь наверняка так оно и было((
    цитироватьсообщить модератору
  • 121   Lisa Fuchs   19.06.2022 11:21
    №119 Лета(Божественная река)
    самым простым об'яснением поведения бабы будет такое- жестокая, недалекая мракобеска, еще более жестокая от того, что- мракобеска. А дурковатый агитатор, противным голосом с успокаивающими интонациями, которые вызывают в ответ только ярость, не защищался потому, что обалдел от жестокости и ненависти, так же, как и Филиппок с героем Романова.
    Лета, в этой сцене все хороши - и пьяная озверевшая баба, и ее тупой муж, пиликающий на гармошке, и не менее идиотский агитатор (если он и в трезвом виде ТАК агитирует - то только вредит делу).


    Обезумевшая вдруг баба убивала человека. Он так и остался лежать израненной башкой на столе. Я думала, она его забила до смерти, но нет, стоял потом блаженный на каком-то митинге с заплывшими глазами.
    ...
    Да ну, убивала. Схватив за волосы, стукнула несколько раз лбом об столешницу. Ему, похоже, не привыкать. Отделался фингалом под глазом. Судя по его виду, когда он уже протрезвел и стоял на похоронах, он вообще какой-то дефективный, полудурок. Сам не понимает, за что агитирует - твердит, как попка: "колхоз - это... колхоз!"(( Очень убедительно, нечего сказать.
    цитироватьсообщить модератору
  • 118   Бруни  (Mосква)  19.06.2022 10:10
    №113 Лета(Божественная река)
    Здравствуйте, Тамара! Я не могу принять эту жестокую и непонятную сцену. Она отвратительна, как любая жестокость, направленная, к тому же, на блаженненького и не сопротивляющегося человека. Обезумевшая вдруг баба убивала человека. Он так и остался лежать израненной башкой на столе. Я думала, она его забила до смерти, но нет, стоял потом блаженный на каком-то митинге с заплывшими глазами. Нет, такие туманные картинки не для меня.
    ...
    Нина, пересмотрела эту сцену ( фильм смотрела очень давно). Первое , все были подшофе и как следует. Невеста была сильно пьяна. А пьяные женщины способны даже на преступление. Второе , с женихом не стала целоваться. Третье. Я не могу сказать точно, слово колхозы вызвало ярость или то, что он желал беседовать, услышать аргументы) Трахнула его головой о стол - вот тебе и аргумент. Он не успел отреагировать, так мне кажется. А вот двое других, в т.ч. Филиппок были в ступоре, похоже. А после взрыва ярости она стала рыдать. Почему рыдает пьяная бабенка?
    цитироватьсообщить модератору
  • 117   Белогорец.  (Золотой глобус)  19.06.2022 09:34
    №115 Бруни
    ... Насколько я поняла, "Четыре четверти" не просто автобиографическая повесть, там много всякого другого. Решили выделить, видимо тему отношений г.г. и его жены.
    Очень это большое и интересное произведение .Личная жизнь автора ,война ,тема творчества .Я ещё безобразно удивился ,что на единственную подписку в училище раньше меня не сыскалось желающих .
    цитироватьсообщить модератору

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10