№113 Лета(Божественная река)
... Я не могу принять эту жестокую и непонятную сцену. Она отвратительна, как любая жестокость, направленная, к тому же, на блаженненького и не сопротивляющегося человека. Обезумевшая вдруг баба убивала человека. Он так и остался лежать израненной башкой на столе. Я думала, она его забила до смерти, но нет, стоял потом блаженный на каком-то митинге с заплывшими глазами. Нет, такие туманные картинки не для меня.
...
Влезу и я со своим толкованием.
Если рассматривать сцену с реально-исторической т.зр., то, по-моему, она рассчитана на зрителя того времени, который сам жил в 30-е годы и знал, что не проходила коллективизация гладко, что для крестьянства была характерна, как тогда называли, «мелкособственническая психология». Даже бедняки сопротивлялись коллективизации – ну как отдать единственную лошаденку, или корову-кормилицу в колхоз, где ее угробит какой-нибудь косорукий рукопоп?
И героиня Крючковой, по-моему, это как раз олицетворение такого стихийного народного протеста – пока «вечер не стал томным», она еще сдерживается, пытается контролировать истинные чувства и отношение к присутствующим «городским». А потом вдруг взрывается пьяной стихийной силой, готовая в своей слепой ярости крушить этих непонятных «чужаков», несущих какую-то совершенно чужую ей жизнь.
И агитатор с реально-исторической т.зр. показан очень хорошо. Эти городские агитаторы – какие-нибудь типографские рабочие, или же и вовсе вчерашние комсомольцы-рабфаковцы, ни жизни не знающие, ни психологию крестьянства не понимающие, гибли тогда сотнями. Вспомните, даже Давыдов (отнюдь не интеллигент-белоручка) временами выглядит для казаков Гремячьего Лога, как идиот.
А что не сопротивляется агитатор героине Крючковой в этом фильме, этому можно найти несколько объяснений. К примеру, он – коммунист и убежден, что не может истинный коммунист драться с народом. )) Или, скажем, городской агитатор в душе такой же утонченный интеллигент, как и Филлипок и просто не может поднять руку на женщину, даже если эта жуткая баба на женщину совсем не похожа.
И потом, эта сцена, безусловно, яркая и запоминающаяся, кажется вставной. В принципе, и без нее можно было бы вполне обойтись. Да, она добавляет очень яркие штрихи к портрету эпохи, но к основному сюжету не имеет никакого отношения. Для чего тогда она вставлена в эту историю любви? Может, как проекция «перекошенных» взаимоотношений главных героев? Героиня Крючковой запараллелена с Зиночкой, морально «избивающей» и унижающей безответного Филлипка-агитатора. ))
Вообще, герои «ОВЛ» совсем не те, кем кажутся: внешне интеллигентная, даже с некоторым налетом аристократизма Зиночка порой оборачивается такой вот безжалостной осатаневшей бабой, а мягкий до рыхлости и тестообразности Филлипок вдруг оказывается очень сильным человеком.