№3 Shadow
Сегодня увидел этот фильм на телеканале КУльтура.
Очень удивился, узнав, что его снимали в 1968 году. Мне показалось, что фильм достаточно новый...
Почти полвека фильму. А смотрится очень современно благодаря работе известного оператора С. Урусевского («Летят журавли», «Я - Куба» и т.д.). В этом фильме он дебютировал как режиссер.
Коренной петербуржец, С. Урусевский с точностью передает быт кочевых киргизов. И вместе с тем, как представитель европейской культуры строит интересные аллюзии. Так, традиционные конные игры кочевников проходят под звук фанфар, напоминающих рыцарский турнир. Длинные вертикальные красные флаги также больше напоминают средневековый турнир, чем колхозный праздник.
А перевернутые или искаженные кадры, как бы увиденные глазами лошади! И финальная сцена прощания с лошадью на фоне вертикально снятых гор в черно-белом свете … Все это приёмы великого оператора. Возможно, тут влияние японского кино, ИМХО.
Как режиссер, он сумел раскрыть, казалось бы, на узком национально-этнографическом материале общечеловеческие ценности. Кастрация коня-иноходца выглядит как кастрация сильной личности, чтобы на свою беду не выделялся из серой массы. Поэтому не случайно название фильма так и звучит «Бег ИНОХОДЦА». Тот, кто «ходит не как все».
Автором сценария является Чингиз Айтматов, но местный колорит выглядит больше фоном, а фильм больше авторский.