Пересматривая этот фильм, создается ощущение, что кому-то из руководителей нашей страны неудачно сшили костюм или плохо вывели пятна. Чувствуется, что сценарий был специально написан с целью «протащит» бытовое обслуживание. А предпосылками, послужили обстоятельств, о которых правильно написал уважаемый
Каменоградский:
№113 Каменоградский
... Сам сюжет сложнее, чем кажется с первого взгляда. Понятно, что в период съёмки фильма, частный и кооперативный сектор экономики, который до середины 50-х эффективно дополнял государственный, уже был фактически ликвидирован, но нужна была его окончательная моральная "добивка", однако, наряду с этим в фильме явно видны и плюсы данного сектора: более гибкий сервис, индивидуальный подход, ширпотребная направленность..
Добавлю еще – в 1962 г. вышло в свет Постановление Совмина СССР «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения», которое было успешно не выполнено.Только в 1965 г. другим Постановление Совмина ССССР опять же «О мерах и т.п….»ситуация стала меняться в лучшую сторону. В промежутке между годами был снят фильм на эту «злобу дня».
Теперь о моментах, которых не могло быть в жизни.
А.П.Бочкин в течение 7-ми лет работает заведующим химчисткой, и довольно неплохо работает. Даже имеет почетный вымпел то-ли за ударный труд, то-ли за хорошее качество. Недовольный клиент-ученый требует пришить ему пуговицы, на что Бочкин демонстрирует инструкцию, где эта услуга не предусмотрена. Но вездесущая работница тов. Гулькина-Гулина, услышав разговор Бочкина с ученым, заявляет заведующему, что такие инструкции тормозят прогресс и работницы могли бы сами отпарывать и пришивать пуговицы, это же сервис.
Аха, это равносильно тому, что рядовой, «дух», подойдет к офицеру и попросит его переписать Устав, потому что он тормозит прогресс.
Во-первых, инструкции писал и утверждал не Бочкин, а вышестоящие и курирующие организации, в том числе плановики, экономисты, статистики, технологи, наконец;
во-вторых, отпарывание-пришивание пуговиц в химчистках – это отдельная услуга;
в-третьих, требуется фурнитура и инструмент для этой услуги – нитки разных цветов, иголки, ножницы, наперстки и т.п.
Два последних пункта были разрешены в 1965 г. пресловутым Постановлением. В частности, фурнитуры разрешалось приобретать не более чем на 15,00 руб. наличными.
И опять тов. Гулькина-Гулина недовольна, теперь уже качеством оказываемых услуг. Она говорит заведующему от имени бригады, что бы тот ушел. Аха, это выпускница школы с полугодичным стажем заявляет человеку с высшим инженерно-химическим образованием и стажем (ценнейший сотрудник и большая редкость по тем временам в сфере бытового обслуживания)! Интересно, к кому больше прислушаются в Управлении – к тов. Гулькиной-Гулиной или к квалифицированному специалисту со стажем? И по какой статье увольнять? За то, что тормозил прогресс?)))
По поводу качества - как раз-таки от тов. Гулькиной-Гулиной и бригады зависит качество работы, именно они не вывели пятна и плохо почистили манжеты. Непосредственно заведующий этим не занимается, у него другие функции и обязанности.
А вот исправлять «косяки» своих работниц, приходится Бочкину на дому, по ночам, хоть и с помощью Маргариты Ивановны. Пусть это «левак», но трудится Бочкин качественно и ответственно, при этом нюхая, вдыхая, изобретая не совсем полезные для здоровья химические вещества.
Кстати, позднее работникам химчисток и некоторых прачечных за «вредность» выдавали молоко.
И наконец, в 1965 г. для предприятий сферы бытового обслуживания был введен порядок оплаты труда в процентах от выручки, разных форм премирования и поощрения, в том числе и руководителей.
Так что, останься Бочкин и дальше заведующим химчисткой, он смог бы получать вполне нормально и без Маргариты Ивановны, и не надо было бы ехать в Дальногрск (даже не на инженерную должность).