Да, когда в сравнении с оригиналом в фильме есть сокращения и нестыковки, это уже, конечно, не то. Но умели всё-таки мастерски снимать в старое советское время. Та же лента «Царская невеста», которую я недавно смотрела, пусть и в чёрно-белом варианте, с закадровыми певцами, всё же впечатляет не меньше, чем «Иоланта» и ранний вариант «Алеко». Девушек красивых подобрали на роли, и сыграли в фильме артисты прекрасно. Так же декорации и фон достаточно интересные.
В новой версии не понравился Нестеренко, поскольку не соответствовал пушкинскому герою, Алеко ведь в поэме молодой но
горячий, а Нестеренко нет, и главное- зачем то убран романс молодого
цыгана. Это один из вариантов когда певцы играют за себя сами,
в Царской невесте например как в Иоланте все певцы за кадром (Петров, Олейниченко, Кибкало) и по моему тот же режиссер.
Я посмотрела старый фильм «Алеко»: новую версию пока не нашла. Лента красивая и актёры прекрасные. Тему переснять на таком же высоком уровне, конечно, не просто. Сильное кино ставили в 50-е годы. Было бы неплохо и с другими фильмами-операми познакомиться.
Кстати фильм-опера Алеко был дважды снят- старый фильм больше нравился, лучше сделан чем был впоследствии с Нестеренко. В нем участвуют знаменитый бас Огнивцев (поражало его внешнее сходство с Шаляпиным) и балерина Зубковская.
М-да… Тема фильмов-опер прошла, по большому счёту, мимо меня. Обычно вспоминаешь отдельные музыкальные комедии и более-менее современные мюзиклы. А то, что перечислено ниже (№ 16), почти не знакомо. Неплохо было бы посмотреть…
Я, правда, этот фильм не знала и пьесу ещё не читала. Но лента мне очень понравилась! Такое надо чаще людям смотреть, особенно юному поколению. Чтоб было оно добрей и умнее, а то растёт нередко среди какой-то злобы и пошлости…
В далеком детстве мои родители воспитывали меня в строгости и укладывали спать строго после программы "Время".))) Однако делали исключения в те дни, когда по ТВ показывали фильмы-оперы. Сначала это было для меня, как и для всякого ребенка, только возможностью официально не ложиться в обычное время, а потом превратилось в настоящий праздник встречи с оперным искусством...
Одним из таких сильных детских впечатлений стала и "Иоланта". Мне в ней понравилось всё: музыка, сюжет, актеры, голоса!
И вот совсем недавно, после огромного перерыва, вспомнила и нашла в интернете этот фильм. Пересмотрела. Теперь хожу и как заведенная пою: "Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой..."
>Чтоб познать красу вселенной,
>Рыцарь, мне не нужен свет:
>Жизнь природы неизменна,
>Если мир и в мрак одет.
...
Это "обезбоженные" слова, с которыми оперу исполняли в советское время (аналог - текст Городецкого к "Ивану Сусанину"). У Модеста Ильича Чайковского, либреттиста оперы, они в некоторых местах другие.
Вот здесь можно скачать клавир оперы:
- там под нотным текстом приводится и то, и другое.
... Интересно, что солист Большого театра Владимир Валайтис, который в этом фильме поет врача Эбн-Хакиа, был... ну, можно сказать, нашим родственником. Вернее, свойственником. Бабушка моя свою троюродную сестру, его жену, называла просто Тося Валайтис :-)
Только больше ничего не спрашивайте, если что - поскольку больше я ничего и не знаю. Она и сама-то с ними встречалась редко и только в молодости, не то что я...
Ты говоришь так странно!
Я не знаю, что со мной.
Никогда такого счастья
Не испытала я...
Но ты ошибся, нет, нет, нет!
Чтоб познать красу вселенной,
Рыцарь, мне не нужен свет:
Жизнь природы неизменна,
Если мир и в мрак одет.
В жарком дне, в ночном дыханье,
В звуках песен по утрам
И в цветов благоуханье
Красота открыта нам!
Можно ль видеть щебетанье
Птички в розовом кусте
Или сладкое журчанье
Быстрой речки на песке?
В небе грома рокот дальний
Или трели соловья,
Колокольный звон хрустальный,
Голос твой, твои слова?
Нет, чтоб знать красу вселенной,
Рыцарь, мне не нужен свет!..
Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино.
Она только взглянет, -
Как молнией ранит,
И пламень любви
Зардеет в крови;
Она засмеется
Иль песней зальется, -
И жемчугов ряд
Лицо осветят,
О страсти кипучей, и бурной и жгучей,
Глаза говорят и к блаженству манят,
К блаженству лобзаний,
Безумству желаний,
К пожатиям нежным
Руки белоснежной,
К забвению горя
И к счастью без мер, без конца и границ!
Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!
Все страстною негой в ней дивно полно,
В ней все опьяняет,
В ней все опьяняет и жжет,
Как вино,
И жжет как вино!