В том и фокус. Тарковскому удалась вещь, которую можно смотреть и расслабившись, и напряженно думая. В одном случае это будет касаться синтеза, в другом - анализа. Это тоже гениально! Но сделать над собой то или иное усилие, чтобы "увидеть" эту картину необходимо. Для меня побуждающим мотивом стал любимейший "Андрей Рублёв", ну, и, конечно, потрясающий актерский ансамбль
№ 413common sense (санкт-петербург, москва) 14.11.2017 18:19
Есть люди, которые смотрят кино так, чтобы расслабиться, забыться и отдохнуть. И фильмы выбирают с этой целью. Представьте себе, что фильм "Зеркало" принципиально не создан для подобного восприятия. Тогда его место в истории кинематографа определится совершенно чётко!
Но и понимающим людям не всегда легко смириться с тем, что судьба двух поколений одной, да ещё не самой счастливой семьи прямо соотнесена с судьбой России и человечества в ХХ веке! А ведь на подобные отчаянные дела только и способен настоящий гений.
Удалось ли? Так об этом и спорят... Я вот считаю, что получилось.
DVD продают, по моему, только по одной причине - спрос есть. Кстати, на том же ютьюбе много видео, посвященных именно Зеркалу, и сделаны в большинстве не нашими соотечественниками. Наверно, их никто не заставлял, так как там каждый выкладывает, что хочет. Тарковский умел затрагивать какие-то общие и понятные для всех людей струны души и сознания, что не могут достигнуть многие его последователи по форме, но не по содержанию.Фильм-сон, воспоминание, посвящение матери. Не все же любят, например, Достоевского. Например, есть люди, которые ничего особенного не видят в Тарковском и, засыпают на 2й минуте и не страдают от этого. Смотреть его, все-таки, надо не в кинотеатре, а лучше индивидуально. Если фильм не нравится, так может его и не смотреть?
№406 Владимир Кочнев
Ни сейчас в 71 год, ни тогда не могу понять бессмысленный набор (то цветных, то вдруг черно-белых) тягомотин... Кто, о чем!? Ни к чему проза и поэзия? И за что фильм считают шедевром? Все.... Жаль потраченное время.
В свое время после 2 просмотра я пошел самым коротким путём: прочитал практически всё, что можно было о фильме. Несколько интерпретаций фабулы, достаточно скупые слова съемочной группы и актеров. и посмотрел в третий раз, "отключив голову") С тех пор пересматриваю иногда, вижу какие-то новые детали..Единственно, что могу сказать, эта работа, обращаясь, естественно, к мыслительным процессам, абсолютно не затрагивает аналитическую сферу имхо В общем, я смотрю Зеркало периодически. И вот даже, думаю, завтра это и сделаю)
№408 Горный хрусталь
Главное, крутят ли его по ТВ. Если будут крутить по телевизору постоянно, то куда зритель денется, конечно, будет смотреть и помнить.
... Не уверен, это же не "Бриллиантовая рука" где зрители знают все слова наперёд.
№407 Анатолий Николаевич
Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня. Увы...
... Да и увы, тоже напрягался полюбить фильм, обвинял себя мысленно "лопухом бездуховным" но ни с одной попытки не дотерпел "Зеркало" до конца. Тут надо обладать наверное каким то особым даром, а у меня его к сожалению нет?!
№408 Горный хрусталь
... Главное, крутят ли его по ТВ. Если будут крутить по телевизору постоянно, то куда зритель денется, конечно, будет смотреть и помнить.
Да, крутят и будут крутить по всему миру. И заслуга в этом не только Тарковского , но всего художественного совета Мосфильма и Госкино СССР в целом. Говоря сегодняшним языком - была проведена грамотная ПРОМОкампания, а это нечто большее, чем сам фильм. Производство кино стоит больших денег и уже на этапе замысла был правильно оценен такой сложный сценарий и режиссерское видение будущей картины, затем подбор артистов и выпуск фильма на экран с ореолом таинственности(полка, запрет властей). Далее получить высокую оценку критиков и в финале продажу фильма западным прокатным компаниям. В Москве фильм шел не в маленьких кинотеатрах артхаусного кино, а сразу в нескольких кинозалах под 1000 или 2000 мест. И это в летние месяцы, когда зрители с неохотой идут в кино. Вот это промоушен! А dvd с этим фильмом продается и сегодня во всех крупных специализированных магазинах в Европе.
Каким бы гениальным не считала критика фильм - главное, смотрит ли его зритель, или только ничтожная его часть?
Моё мнение - только моё, не навязываю. Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня. Того же мнения о навязываемых книгах, типа "прочти, не пожалеешь". О "Зеркале" не помню ни сюжета, ни героев, ни начала, ни конца. Увы...
Ни сейчас в 71 год, ни тогда не могу понять бессмысленный набор (то цветных, то вдруг черно-белых) тягомотин... Кто, о чем!? Ни к чему проза и поэзия? И за что фильм считают шедевром? Все.... Жаль потраченное время.
№ 405common sense (санкт-петербург, москва) 31.08.2017 21:30
№404 Наталияф
... Абсолютно согласна
Но ведь у Тарковского речь идёт не только о чьих-то личных судьбах. Судьба огромной страны в беспокойном мире здесь видна тоже. Пафос "Зеркала" в том и состоит, что нестандартный человек (не говорю: "гений") живёт и формируется не на облаке, а среди обычных живых людей. И не может отделить себя от них, да и не должен!
№127 Геннадий Воланов
Где-то в середине фильма я поймал себя на мысли, что совершенно не сочувствую героям "Зеркала" и не сопереживаю им.
Все эти скачкИ во времени и "переселение душ" - Маруся/Наташа, Игнат/Алёша - навевают смертную тоску.
Подобные ощущения испытываешь, когда листаешь чужой домашний фотоальбом: хозяева с живейшим интересом комментируют снимки ("Это я на даче, а это - тётя Лиза..."), а ты только из вежливости киваешь и восхищаешься, а мысли заняты одним: скорее бы всё это кончилось...
:))
Дополнение:
Молодой Арсений Тарковский (отец Андрея Тарковского) - поразительно похож на Ивана Янковского сейчас! Найдите фото! форма лица - поразительно похож!
Жалко, что нельзя прикреплять фото к комментариям!
№401 татьяна глуховцева
Я тут обнаружила поразительное сходство: посмотрите в фильме Тарковского "Зеркало" сына Янковского играет молодой Игнат Данильцев. Как он похож на внука Янковского - Ивана Янковского. А ведь во время съемок фильма отцу Ивана Янковского - Филиппу было 5 лет, а Ивана самого, понятное дело, еще не существовало! Как угадала внешность будущего внука ассистент по актерам! Сходство поразительное - даже ассиметрия лица при разговоре та же. Игната Данильцева нашла в одной из школ Марина Чугунова, раздобыв детскую фотографию Андрея Тарковского, искала исполнителя роли. И тоже посмотрите на фото отца Тарковского в молодости - много похожих черт с Олегом Янковским. (Что не удивительно - именно отца Тарковского Олег Янковский там и играет). Но все таки предугаданное сходство подобранного актера и появившегося на свет через десятки лет Ивана Янковского - самое поразительное.
Татьяна,
да, творческая интуиция Марины Чугуновой поразительна. И ваше сообщение чудесно.
Я тут обнаружила поразительное сходство: посмотрите в фильме Тарковского "Зеркало" сына Янковского играет молодой Игнат Данильцев. Как он похож на внука Янковского - Ивана Янковского. А ведь во время съемок фильма отцу Ивана Янковского - Филиппу было 5 лет, а Ивана самого, понятное дело, еще не существовало! Как угадала внешность будущего внука ассистент по актерам! Сходство поразительное - даже ассиметрия лица при разговоре та же. Игната Данильцева нашла в одной из школ Марина Чугунова, раздобыв детскую фотографию Андрея Тарковского, искала исполнителя роли. И тоже посмотрите на фото отца Тарковского в молодости - много похожих черт с Олегом Янковским. (Что не удивительно - именно отца Тарковского Олег Янковский там и играет). Но все таки предугаданное сходство подобранного актера и появившегося на свет через десятки лет Ивана Янковского - самое поразительное.
№ 400common sense (санкт-петербург, москва) 26.08.2017 16:23
Принято воображать, что всё гениальное — не просто, а сложно. А ведь это — не так. Сложность — признак не гениальности, а эстетства. Мудрость гения как раз и состоит в том, чтобы вовремя посмотреть на простые вещи ("таз, кувшин, вода") и оценить их. Надо только уметь смотреть.
Оценки, и ещё визуальные, — да, могут быть сложными. Так ведь в основе всё равно лежит простота восприятия!
Что просто у Тарковского в фильме "Зеркало"? Там показаны: скудный быт до и после 1941 года; страх репрессий; война; вообще глобальные катаклизмы (Испания, Россия, Китай); чувство морального тупика, которое испытывала интеллигенция в 1970-е годы; наконец, чисто семейные конфликты (главный герой, его жена и мать)... Всё это случалось по-разному, но с каждым.
Много ли сложного во всех этих явлениях, если их заложники — миллионы людей на планете?
Я вот согласен со следующим. В "Зеркале" важно не то, что показывают. А то — как показывают. Не забывайте, что смысловой стержень фильма — сознание ребёнка, который взрослеет и набирается опыта (иногда очень нелёгкого!). А потом — взрослый, сложившийся и очень незаурядный человек подводит итоги.
И то, и другое — разные фазы жизни и сознания. Что же у них общего? Есть ли между ними мост?
Вообще-то пока человек не вырос, жизнь для него — серия "загадок, тайн, диковин"... Для главного героя в это понятие входит всё — от пожара до встреч с любимой девочкой и необходимости по-взрослому поддерживать мать. Потом он не утратил подобное мировосприятие. (Подразумевается: иначе бы Тарковский не снял ни одного фильма!). Только загадки сложнее и разгадывать их тяжелее. Вот и вся разница!
А уж разгадывать загадку России, где довелось родиться и вырасти, должен будет не только главный герой, но, пожалуй, и его сын...
Для меня приемлема вот такая трактовка... Сложности "Зеркала" начинаются там, где простые вещи берутся с разных жизненных позиций. Эти позиции в фильме есть у разных людей, но прежде всего они связаны с миром одного человека. Они не заданы в режиме монолога, они постоянно пересекаются. Выводя их, Тарковский стремился воздействовать не только на ум, но и на сферу чувств... Отсюда и гениальная музыка, и стихи отца — великого русского поэта...
В прошлом веке "Зеркало" позволяло людям не распуститься, не отупеть морально... А ВДРУГ ЭТОТ ФИЛЬМ И СЕЙЧАС ИГРАЕТ ТАКУЮ ЖЕ РОЛЬ?