Восстание декабристов иногда называют последней попыткой гвардии вмешаться в государственные дела. На этот раз не ради очередного Романова, а чтобы «всё переделать». Однако простым гвардейцам внушали, что надо предотвратить вступление на престол Николая ради якобы незаконно отстранённого Константина. Одна из современниц вспоминает, как смертельно раненый старый солдат, когда ему всё объяснили, сказал: «Всю жизнь я служил царю и отечеству, а вышло, что умру как изменник». Такой вот переворот был «на благо народа», которому попросту повесили лапшу на уши.
Только что почти случайно нашла здесь, на сайте, в разделе "История кино" сильно сокращенную резцензию Льва Анненкова от декабря 1975 г. на этот фильм. Рецензия была опубликована в журнале "Советский экран". Очень хорошо помню, что прочла я эту рецензию чуть ли не в тот день, когда посмотрела фильм или почти сразу после просмотра, поэтому многое буквально целыми кусками врезалось в память. В опубликованном здесь варианте напрочь отсутствует кусок, посвященный игре Натальи Бондарчук. Тогда Анненский написал, что-то вроде "актриса не виновата, многое играет хорошо, но настолько не Волконская!" И далее он описывал, как воздействовала юная Машенька Волконская на окружающих, что в нее - подростка тогда - влюбился Пушкин, что железный декабрист Лунин, увидев ее, крикнул "Чур меня!". И приводит слова отца - Раевского, которые есть в фильме, но были сказаны, кажется, в несколько иных обстоятельствах, - "Это самая великая женщина, которую я знал". Критик сетовал на то, что вот этого магнетизма, особенности, дьявольской силы характера Бондарчук передать не смогла.
Большой удачей фильма и по мнению критика. и наверное, по мнению всех, стало то, что на роль француженки была приглашена актриса с совершенно "не нашим" менталитетом и вполне космической внешности - Эва Шикульска. Я уж не знаю, но, вероятно, она могла бы и Волконскую сыграть - неслучайно в фильме "Объяснение в любви" даже вопроса не возникает, почему ее так преданно обожает, все ей прощает ее муж Филипок. далеко не глупый и не бездарный, почему героиню так обожают все окружающие. хотя она вовсе не добра. не сентиментальна да и мамаша из нее - по советским меркам - та еще. Зиночка уверенно распоряжается судьбами окружающих людей, до того уверенно, что глупо промаргивает гибель собственного сына. Но это я так. к слову вспомнила, просто есть в этой артистке что-то, на мой взгляд, запредельное, в ее глазах, в посадке головы... Не просто порода, а ум и порода.
Внешность и манеру игры Ирины Купченко тоже всегда отличает некоторая приподнятость над прозой жизни, неслучайно она впоследствии играла "странную женщину". И роль француженки ей очень удалась, ей веришь, ну а про дуэт со Смоктуновским и про сцену "Велите нести кандалы" что говорить - это один из шедевров нашего кинематографа.
Я не согласна, что губернатор Цейдлер - мерзавец. Он был госслужащий, ему приказали отказывать и прессовать, он вынужден был подчиняться. Был бы он подлецом - не раскаялся бы и мучил бы дальше.
На мой взгляд, роль Смоктуновского, роль Ливанова (Николай) и Костолевского это единственные сильные мужские роли в фильме, выделила бы еще эпизод в исполнении Олега Даля. Читала в книге А.Баталова, что он роль Трубецкого и за роль-то не считал.
Да. еще очень бы хотелось сказать о мамаше Анненковой и вообще о ее окружении.
Полностью подписываюсь под словами предыдущего поста о том, что уже 30 лет этот фильм держит в своем плену. Вроде и недостаки все бросаются в глаза, а оторваться и не заплакать очередной раз - невозможно.
Думаю, что у каждой из одиннадцати женщин была своя собственная мотивация. Например, Полина Гебль (в замужестве Анненкова), Камилла Ле Дантю (в замужестве Ивашёва) очень любили своих мужей, а Александра Муравьёва просто-таки боготворила своего Никиту. Если женщина любит, то это видно невооружённым взглядом. Многие декабристы в своих воспоминаниях писали об этом.
Волконская - другое дело. Ехала в Сибирь за нелюбимым мужем, да так за всю жизнь и не смогла его полюбить. Детей в Сибири рожала от другого декабриста - Александра Поджио. А Волконский был настолько благороден, что признал их своими. Вот вам и долг перед мужем.
Декабристы вспоминали, что чудесная атмосфера царила в доме Трубецких. А вот Волконских не очень-то жаловали. Вспоминали, что Мария была сдержана, даже холодна в общении, теплом от неё не веяло, как, например, от той же Муравьёвой. И кто сказал, что Волконская была красавицей? Чёрные глаза, СМУГЛАЯ кожа - далеко не эталон красоты в 19 веке. Мне кажется, что Наталья Бондарчук очень похожа на свою героиню.
Наталья Фонвизина была гораздо моложе своего мужа Михаила Фонвизина. Оставив двоих малолетних сыновей, поехала в Сибирь. В неё был влюблён декабрист Павел Бобрищев-Пушкин, а за декабриста Ивана Пущина (лицейского друга Пушкина) Фонвизина вышла замуж после смерти первого мужа. Сыновей своих больше не видела.
Жаль мне жену Ивана Якушкина. Её не пустили к мужу в Сибирь. Она ждала его всю оставшуюся жизнь, воспитав их двоих сыновей в уважении и любви к отцу. Умерла незадолго до возвращения мужа из ссылки. Не дождалась...
А ещё я думаю, что не знали эти женщины, когда отправлялись в Сибирь, какие трудности ожидают их там. Не поймёшь, пока не попробуешь. И, тем не менее, этот факт не умоляет того подвига, который они совершили.
Необыкновенная музыка усиливает впечатление от сюжета.
И ещё... Девочка-подросток, посмотрев этот фильм, захотела больше узнать о судьбах этих удивительных людей. И вот уж почти 30 лет эти люди меня "не отпускают". Спасибо создателям фильма!
Удивительно, что в последнее время тоже задаюсь этим вопросом и вспоминаю этот фильм, поэму Н.Некрасова. Ведь не придумано же это было! Эти изысканные, прелестные женщины не побоялись отправиться в такую даль, в такой ужас! Как они решились?! Что ими двигало?! Ведь спрашивали же они себя, смогу ли вынести эти условия жизни (а дорогу?!), а еще и пережить, разделить тяготы близкого человека? Почему нет у нас таких желаний?! Видимо, нет таких отношений? Мы стали мелочнее и неинтересные или мужчины рядом с нами такие, что не хочется ...
Я тоже очень люблю этот фильм, да поступком этих людей можно только восхищаться. И когда я была много моложе я тоже думала, вот так за любимым и в сибирь и куда угодно, только вместе с ним.
Но родились дети, и я поняла, что теперь жить нужно для них, я уже писала, что мама во мне во много раз сильнее жены. И сейчас глядя с моего положения, я ни за что, ни за какого мужчину не предам детей, какой бы он не был замечетельный.. А может быть , действительно другое время?
Лена,упаси Бог обижаться,только я не понимаю ,что я не поняла..Вы,кстати,пишите,что Волконская,наверно,была жесткая, властная(она не была властная,насчет,жесткости Наташа прекрасно объяснила,что вы приняли за жесткость) и потом слово наверно,не дает права осуждать Марию и приписывать ей качества,которыми она не обладала..О Раевском же я читала не много,но достаточно,чтобы утверждать,что он действительно болел,конечно уход дочери в Сибирь я бы сказала не обрадовал его и не прибавил здоровья,но уж винить Марию однозначно в его смерти не следует(я так думаю).Что касается,высокопарных слов,так я ими во обще редко оперирую,т.к. еще и редко пишу свои,,опусы,,. Просто мне очень нравится фильм и я его действительно считаю шедевром..
Наталья (№73), я тоже ни в коем случае ее не осуждаю, просто рассуждаю, пытаюсь понять, но не могу. № 74 Не бросайтесь громкими словами и не приписывайте мне того чего не поняли.
Извините за небольшую резкость.
N72-100 баллов,так же согласна с Инес.Считаю винить Марию Волконскую в смерти близких ей людей,через 2-3 года_глупо(кстати Раевский, которому было 58 лет, умер в следствии длительной болезни,которая мучила его до нижеописанных событий,поэтому просил перевести его в Киев).Фильм, однозначно, считаю шедевром с прекрасно подобранным актерским составом,музыкой,замечательно,написанным сценарием,ведь именно,история Полины Анненковой так вдохновила Мотыля на создание этого поистине,замечательного фильма.
Мария Волконская клялась у алтаря, в в любви и верности своему супругу, вверяя ему себя, клялась быть вместе и в радости, и в горести. Оставить и предать мужа она не захотела, не захотела изменить этой клятве верности. Она любила своего сына, но считала, что мужу она была нужна больше. Нам, нынешним, этого уже не понять. Другие времена, другие нравы. Но я ее не осуждаю, просто считаю, что не вправе ее осуждать..
Ох, как жива в некоторых из нас меркантильность и желание мерить великих людей по себе... Мол, я бы сидел (-ла) в тёплом дворце, любила бы царя-батюшку, а всяких там "идеалистов", которым не наплевать на других, буду обзывать. Ну и "Звезда..." для таких, ясен пень, фильм "нежизненный". Вот "Глухой тетерев из зомбо-ящика" или "Леди-бомж, она же Леди-боос" - это правильное кино, жизненное.
Мне фильм нравится. Смотрю его с детства. Часто пересматриваю. Считаю его шедевром. Спорить и что-то доказывать разным поклонникам меркантильного отношения к жизни не собираюсь.
Волконская не могла знать судьбы своих близких, да и своей собственной. Это никому не дано. Она сделала свой выбор, исходя из своих понятий долга и чести. Она клялась быть рядом с мужем в горе и радости, она так и поступила. Как бы высокопарно это ни звучало, но это так.
Ни сыну, ни родителям Волконской после ее отъезда хорошо не могло быть. Это было для Раевских настоящим горем. Может похуже каторги. Сын умер через 2 года, а еще через год отец (Николай Раевский). Наверное, Волконская была очень жесткая, властная и непримиримая, раз решила сделать такой выбор.