№44 Зрячий
Прыжок в Арктику
Кино как вино, которое с годами не портится, а лишь доказывает свою состоятельность — высочайшее качество. Букет играет всеми оттенками вкуса — мастерство актёров, новизна сюжета, великолепие природных ландшафтов. И история восемнадцатилетнего подростка бросившего себя в Арктический пояс Советского Союза.
Первые шаги постижения жизни. Взрослой жизни. В отрыве от тёплой, согретой уютом сестры, квартиры в Ленинграде. По зову сердца — отклик надежды найти отца, не знающего о его существовании и словно ледокол десятилетиями утюжащим бескрайние северные просторы. Есть такая категория мужчин — непоседы. И лодка с палаткой — жена, ружьё с ледорубом — очаг, костёр и консервы — пристыженный «Арагви». В горы, в море, в путь. Диванной газете — ветреный шквал, прикроватным тапочкам — унты оленьего камуса. Воздух, пьянящий чистой свежестью в обмен на заводской смог мегаполиса. Идти. Только идти.
Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон -
Движение вперед -
И кто с ним не знаком,
Навряд ли нас поймет.
И новые люди, перекатами пристальных взглядов, острыми гранями — проверка на состоятельность личности, прочность мужского узла характера. То журчат шутливой иронией, то молча вопрошают волчьими взглядами, в надежде «подломить». Ты выпущен из заповедника. Ты в дикой природе. И травоядные с хищниками здесь в многообразии.
Восторженность от постижения окружающего, — сияющий свет Митиных глаз. Опыт через череду ошибок, преград в преодолении их. Наполнение себя доверху в освоении нового, еда досыта — в человековедении. И ежедневная, упоительная переполненность через край своего сосуда эмоций, чувств. Радость обретённой свободы, возносящая в воспарении. Отходить ко сну в усталости и торопливо навёрстывать завтра упущенное сегодня. Скорей, скорей. Жить полной грудью. Таков главный герой «Запасного аэродрома».
И нет там ничего -
Hи золота, ни руд, -
Там только и всего,
Что гребень слишком крут,
И слышен сердца стук,
И страшен снегопад,
И очень дорог друг,
И слишком близок ад.
Приключения. Куда же без них. И проверки на прочность — одна за одной. Экзамен за экзаменом. Закалка поступками воли. Ковка своего внутреннего стержня. Без прогибов. Взросление. Настоящее взросление. Быстрое, скорое. Истинное. Будь то «зачёт» у кухонной плиты с первыми пирожками, или у штурвала шкиперского баркаса несущегося по водной глади. А ещё бездорожье со сломавшим ногу другом. И подставленная ему спина. А бескрайняя тундра свидетелем отнюдь не туристического вояжа. С моросью дождя и болотной топью в довесок к солёному поту. Идёт, идёт огранка мальчика. Продолжается, продолжается формирование мужчины.
Hо есть такое там -
И этим путь хорош -
Чего в других местах
Hе купишь, не найдешь:
С утра подъем, с утра
И до вершины бой -
Отыщешь ты в горах
Победу над собой.
И женщина осознающая, наблюдающая происходящие на её глазах изменения, делает шаг навстречу. Распахивается собой. Окуная в обволакивающую дрёму новизны. Любви. Страдания. Желания. Нежности. Поклонения. Ещё одна веха, ступень подъёма.
Фильм с неповторимыми образами-жизнями на экране. Как былинный богатырь едва ли не с первых кадров, знаковый Кашехлебов. По началу в отголосках — высказываниях, полумифах о чертах-поступках. Ему хочется подражать. Не зная ещё лично. Заочно. Таков масштаб. Такова натура этого северного «медведя». Глыба. Не человек.
Знаковостью отмечен Иван Капитонович. Хребет полюса. Без жены, одиночеством загибая отмеренный срок. Радушный хозяин и скупой словами покровитель. «Жив курилка». Делом служит, ни страхом. Опора и помощь. Опыт и годы в облике.
Убедительны «два молодца — одинаковых с лица». Жуликоватое ворьё. Зло мира.
Иван Валетов едва ли не «Оскар» за второплановую роль. Заслуживает! Трогателен и потешен.
А Маргарита? Конечно же, почти «Марго». Ветрена, но определённо — королевских кровей. Не отнять...Хотя и легкомысленна в поиске своей Синей птицы удачи. Порхает «с цветка на цветок», с мужчины на мужчину в поисках своего единственного. Сильного, надёжного. И увлечённо принимает знаки внимания. Что делать, — очень хочется нравиться.
Представление разыграно в лучших традициях советского кино. 1977 год, а какова величавость? Романтика - из каждого кадра. И Андрей Ростоцкий, взрослея и крепчая, подбирается к своему образу в "Непобедимом". Как в гору идёт. Одно - продолжение другого. Некая магическая преемственность. Возможная только в кино. Через перенос в эпохи, временные петли и коридоры
Полностью согласен, сам таким был.