№357 Undina 33
Пугачева отличалась разноплановостью.
Смотря что под этим понимать. Тематической разноплановостью репертуара по сравнению с прямыми конкурентами на советском эстрадном небосклоне - возможно. Музыкальной - уже чуть меньше. Стилистической - вряд ли. Вариативностью в выборе актерских средств на сцене, не говоря уже о фильмах и клипах, - по европейским меркам точно нет.
Я уже упоминал о Мине "среднего периода" как модели для подражания для Пугачевой. Эта, без сомнения, великая певица, обладательница выдающегося сопрано, пришла к успеху рано, и в первые годы (пока ее причисляли к urlatori и чуть позднее) между ее песнями и внешним обликом не было никакого противоречия: она была молода, привлекательна, ее мимика и пластика вполне гармонировали с исполняемыми тогда ею хитами.
Потом наступил период, когда она непрерывно записывала клипы для RAI, и по ним легко удостовериться, что при великолепном вокальном исполнении всё новых и новых песен она актерски не всегда дотягивала до себя же как певицы, несмотря на подвижность, подключение мимики, томных взглядов и прочего арсенала средств.
Затем (как раз в "средний" период) она стала экспериментировать с внешностью (обложки тогдашних альбомов - ярчайшая тому иллюстрация; у АБП потом тоже будут "опыты" с обложками), практически ушла с ТВ, но записала несколько концертов на видео, и тут уж стал еще более очевиден "зазор" между высочайшим вокальным уровнем и сценической подачей, между глубиной музыкальной интерпретации и приблизительностью интерпретации актерской. Свое лицо и глаза, от природы выразительные, Мина (в поиске еще большей выразительности или просто из экстравагантности) искусственно превратила практически в маску, а маска, конечно, не может отобразить все нюансы, слышимые в музыке и в голосе.
Теперь приведу тут два примера действительно эталонной артистической разноплановости - в "клиповом" и "сценическом" вариантах.
Первый - Мари Лафоре. В "живых" концертах она обычно с трудом преодолевала панический страх перед сценой и неуверенность в собственных вокальных возможностях, зато во множестве записанных для телевидения и доступных сейчас клипов демонстрирует широчайшую актерскую палитру, особенно на крупных планах, где помимо знаменитого гипнотического взгляда задействованы мимика, жест, поза, тончайшая фразировка, разнообразие тембров и т. д. В основном это, конечно, playback, однако есть и подлинные шедевры в "живом" исполнении - не только актерские, но и вокальные.
Второй, "сценический", пример - Мильва, которая на протяжении своей долгой карьеры умела впитать в себя музыкальную стилистику совершенно разных эпох и стран - от парижских кабаре конца XIX в. (с чебутыкинской "Тарарабумбией") до "наэлектризованного" звучания 90-х ("Александерплац" Баттиато), включая популярные песни Европы и США межвоенного периода, зонги Брехта - Вайля, репертуар Пиаф и Бреля, песни неаполитанские, песни партизанские и "политические", итальянский "мейнстрим" 60-70-х, мюзиклы, "классическое" аргентинское танго и танго Пьяццоллы, произведения греческих композиторов (Вангелис, Теодоракис, Микруцикос) и т. д.
Способность Мильвы погрузиться в авторский замысел и воплотить его в записях и на сцене сделали ее идеальной и непревзойденной исполнительницей для многих композиторов (Морриконе, Пьяццолла, Янначчи, Вангелис) или по меньшей мере одной из лучших (Вайль, Баттиато, Микруцикос).
Упоминаю здесь об этом потому, что всякий раз ей удавалось найти на сцене пластическое решение, адекватное высочайшему уровню музыкальной интерпретации. Это показывают практически все сохранившиеся видеозаписи, если исключить период ее становления как певицы (до начала сотрудничества со Стрелером), когда на фоне прекрасного голоса она выглядит еще актерски неуверенно, и самый поздний период (с середины 90-х), когда вмешательство косметологов свело до минимума выразительность мимики. Особенно наглядно диапазон пластических средств Мильвы демонстрируют, конечно, спектакли и отдельные номера по Брехту и театрализованные концерты по произведениям Пьяццоллы, но и там, где движение по сцене ограничено и всё сведено к позе, жесту, мимике и взгляду, результаты тоже впечатляющие и резко контрастируют с "разноплановостью" Пугачевой.