№70 Леонид Лампочкин
... а фильм этот актуальности то своей не потерял, я его пересматриваю, сколько ещё брешей в человеческом сознании, сколько много "белых пятен" в истории.
№65 Шиповник
Этот фильм я смотрела в период работы над указателем о библиотекарях в кино (2016 год). Среди героев есть сотрудница Исторической библиотеки в исполнении Аллы Мещеряковой.
Об историко-документальной основе фильма написано в постах немало. "Вальбургской группы" на самом деле не было, но на примере истории этой группы показана деятельность многих революционных групп, не только среди большевиков. Среди народников, эсеров и др. тоже были подобные случаи.
умерла Алла Дмитриевна, вот только сегодня то и узнал...а фильм этот актуальности то своей не потерял, я его пересматриваю, сколько ещё брешей в человеческом сознании, сколько много "белых пятен" в истории.
№68 бета
Фильм уникальный. Ничего похожего в нашем кинематографе нет. Спасибо Виталию Мельникову.
Кино интересно тем, что наводит на рассуждения. И эти рассуждения очень далеко могут завести. В очень болезненное подбрюшье наших революционных демократов.
Где есть очень удивительные и спорные истории про Азефа, Гапона, Малиновского,Дегаева. И еще куча шпионов убитых в 30-е годы. Ведь при ближайшем рассмотрении истории становятся удивительными.
В главной роли С. Шакуров, энергетика и заряд такой, что смотрю и пересматриваю.
Фильм уникальный. Ничего похожего в нашем кинематографе нет. Спасибо Виталию Мельникову. В главной роли С. Шакуров, энергетика и заряд такой, что смотрю и пересматриваю. А. Курилов, какой голос у Курилова! " Он честный человек. И не потому, что он не воровал, а потому что у него была честь!"
Щас что-то призадумался....А эта история вообще-то В ПРИНЦИПЕ могла произойти?
Большевики свободно тогда жили в европах, организовывали и проводили свои съезды, конгрессы, конференции..
Марксизм, социал-демократы в Европе не запрещены (как впрочем и в России), второй Интернационал работает вовсю.
Революционную литературу можно было свободно провозить туда-сюда (сунул в чемодан, сел в поезд и поехал, зачем где-то по болотам шастать?) Крайне сомневаюсь, что германцы или австрийцы через Охранку о чем-то договаривались с российскими пограничниками, и помогали им задерживать революционеров с незапрещенной литературой
(они же не оружие везли...)
Сами большевики в России не были запрещены (в Думе даже была небольшая фракция большевиков во главе с Малиновским), были определенные гонения, но за провоз непонятной литературы вообще наказания (тем более арест) вообще были не предусмотрены.
Ленин в 12 году к примеру жил в Австрийской Польше (в том районе, который входившей в состав Австро-Венгрии), часть Польши была у Германии.
(граница с Россией собственно и проходила по территории бывшей Речи Посполитой)
Кто изучал историю КПСС (ВКПб), тут вопрос к ним.... Странно что в 1981 году вообще допустили такой странный (читай СОМНИТЕЛЬНЫЙ ) сценарий к постановке..
Сама история провокаторства - немного странная (именно история, а не игра актеров и не виды 1980 года- тут всё замечательно).
Итак, провокатор Касаргин в 1912 году сдал транспортную группу революционеров в Германии (13 человек оказались при этом в тюрьме, одна убитая),
подставив Тишкова.
Далее группа распадается, сам провокатор в том же 12-м году уезжает в Россию, меняя фамилию на Дерябин. В 1914 году он объявился в Приморье.
Вопрос - а зачем менять фамилию при этом ?
Он ведь вне подозрений, известен как подлинный революционер, зачем ему заново внедряться в большевисткое подполье под ДРУГОЙ фамилией
(правда не известно, был ли он провокатором уже в России, с 12 до 19 годы, и чем он собственно занимался в эти годы, скрываясь под другой фамилией - об этом в фильме ни слова)
Причем его родная сестра Евгения Ивановна (которой тогда было 2 года) , а значит и семья (мама-папа,...) считает, что он тогда же и ПОГИБ (в 12 году)!
(ибо исчез!)
К слову, эта сестра Евгения Ивановна с тех пор (60 или 70 лет) подряд буквально боготворит своего брата-революционера (которого в глаза не видела),
держа его фотографию у себя на столе и рассказывая школьникам о его "подвигах" в непонятных подпольных делах в Германии...
Еще вопрос.
Что делал Касаргин-Дерябин в России с 12 до 19 года (когда стал агентом уже белой контразведки в Приморье)?
Занимался провокаторстом, или проедал заработанное (интересно, сколько можно заработать, если сдать германской охранке полторы дюжины человек транспортной группы)?
Не известно... Почему за 14 лет (при разных режимах, с 1912 года до 1926 , когда Дерябина-Касаргина уже наконец судили в Приморье как провокатора ) он так и не посетил своих ближайших родственников?
Пусть хотя бы тайно, пусть под другой фамилией (если в семью приезжает родной человек, то тут фамилия в бумажке уже значения не имеет, да и режим в стране сменился в 17 году, за 5 лет не нашел времени посетить мать родную?).
Или Касаргин заранее знал, что рано или поздно его обвинят в провокаторстве, и семья об этом узнает?
Не смешите мои тапочки, как говорится))
P.S.
Вообще прослеживется аналогия с судьбой известного провокатора Малиновского (Роман Вацлавович),
который был завербован охранкой в 1910-12 годах, а в 1913 года стал председателем большевистской фракции в Гос. Думе (ни много, ни мало!)
С подачи Малиновского охранка арестовывала Николая Бухарина (1910), Серго Орджоникидзе (1912), Якова Свердлова (1913) и Иосифа Сталина (1913).
Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства в 17 году раскрыла его тесное сотрудничество с царской охранкой.
После освобождения из германского плена в 1918 году вернулся в Россию, чтобы оправдаться от обвинений в провокаторстве.
Осуждён и расстрелян по приговору Верховного трибунала ВЦИК от 5 ноября 1918 года в Москве.
Ну тут виден грандиозный масштаб, и сюжет, как говорится налицо... А в фильме показан совершенно незначительный эпизод, из которого сценаристы (Владлен Логинов, Михаил Шатров) раздули, как говорится, слона..
Этот фильм я смотрела в период работы над указателем о библиотекарях в кино (2016 год). Среди героев есть сотрудница Исторической библиотеки в исполнении Аллы Мещеряковой.
Об историко-документальной основе фильма написано в постах немало. "Вальбургской группы" на самом деле не было, но на примере истории этой группы показана деятельность многих революционных групп, не только среди большевиков. Среди народников, эсеров и др. тоже были подобные случаи.
Мельников тряхнул стариной, вспомнил, что полтора десятка лет был режиссером-документалистом. Интересно показано как историки ГДР озираются на позицию советских коллег, как восточные немцы чествуют советских воинов, разгромивших их пап и дедушек. Гос.устои СССР и соц.блока кажутся непоколебимыми, не верится, что менее чем через 10 лет всё рухнет. Ничто не вечно, сегодня всё также.
Зы. В фильме понравилась решительная маленькая революционерка, палившая из пистолетика в стражников-пограничников.
Актуальность фильма В.Мельникова не проходит, и плюс хорошая музыка ,великолепная игра всех актёров,выбор натуры,сценарий Шатрова, Логинова. У Руслановой больше такой роли(учёного-историка) не было, а Кадочников - Бартенев как здесь органичен(слышен гул шагов и шелест времён) и кто теперь помнит "Каторгу и ссылку", я уже не буду говорить о Богатырёве и Шакурове. Его историк Фёдор Голубков энергичен и принципиален до максимализма.Это кино стоит смотреть внимательно и пересматривать с остановками ,комментариями и личными ремарками на полях.Вызывает интерес к научной истории, психологии и проч., слышна перекличка эпох, поколений революционных и "джинсовых". Благодарю сердечно всех создателей кинофильма.
№55 Беата Классович
... Разрешите узнать: причём здесь Деточкин?! В какой связи?
Фильм замечательный, а аналогия не совсем удачная, просто Фёдор Голубков человек не безразличный как Юрий Деточкин.Видимо в дальнейшем и будут у Голубкова большие проблемы не только с официальной исторической наукой, но и в жизни личной семейной.
Не знаю в какой аргументации нуждаются если не общие фразы, то уж точно общие места (общепринятые понятия, если вам угодно). В качестве иллюстрации - вскользь брошенная фраза о романтической связи кого-то с левым эсером, которая сама по себе звучит если не как состав преступления, то уж точно как пятно на биографии, в строгом соответствии с большевистским каноном и кратким курсом. Кстати Богатырев в роли "Цыпленка" - подставленного горе-революционЭра - абсолютный Манилов. Прелестно ...
Абсолютно безотносительно вышесказанного : сьемки в Западном Берлине можно датировать второй половиной августа 1980 года (судя по попавшим в кадр киноафишам). Кстати, тот факт, что на советской посольской Волге можно было проехать из восточного в Западный Берлин - для меня откровение. Ну, а участие всей прелестной троицы из Архива Смерти (Штруве, Тиле, Немчик) - просто подарок. Ну и маршрут такси из Пулково на Каменноостровский (Кировский) через Дворцовую - отдельное спасибо. :)
В первых кадрах герой Шакурова бодро вбегает на территорию Фонтанного дома, где в период предполагаемого действия фильма (1970-80е) располагался Арктический институт. По-моему, получилась неплохая парабола, если учесть степень замороженности реальной истории под сугробами официозной историографии и галереи ледяных идолов вместо подлинных исторических фигур.
№31 Князев
Больше всего в фильме мне нравится сцена встречи русской пограничной стражи с контрабандистами, пытающимися протащить в Россию берлинскую и мюнхенскую заразу, хорошо оплаченную немецким генеральным штабом.
Генеральный штаб если это и проплачивал, то в годы первой мировой войны, иначе зачем немецкой пограничной службе вместе с нашей революционеров ловить.
№30 Злыдень
... Вот там не всё так ясно. С какого рожна Лопухин так откровенничал перед Бурцевым? Директор Департамента полиции друган революционеру? Либо Бурцев – тупое орудие в руках охранки, убиравшее отработанных агентов, либо сам агент охранки. Как версия, переключив внимание на Азефа, эсеров увели в сторону от действующего эффективного «крота».
Лопухин уже ушёл с поста директора департамента полиции и был не в лучших отношениях с его начальством. И откровенничал он довольно скупо («инженера Евно Азефа я видел несколько раз»), хотя всё равно по глупости, за что и поехал в солнечный Минусинск. Искать всюду железной логики и непротиворечивых объяснений не приходится, ибо люди часто ошибаются, поддаются страстям – словом, остаются существами не высшего, а обычного порядка. А уж эффективность Азефа как агента никаких сомнений не оставляет.