№5460 nika757
... Коль уж роман прошёл проверку временем, и его читают все новые и новые поколения, предыдущие перечитывают, мировоззрение меняется, возникают вопросы.
С нервами, психикой, поврежденной в детстве разными причинами, конечно, у Сани далеко не всё в порядке. С позиции сегодняшнего дня приходится признать очевидное. И все эти проблемы никуда не исчезли с возрастом. Они приняли другую форму.
.
К этому приходится добавить еще один потаенный комплекс, который сыграл не последнюю роль в формировании характера Александра Григорьева.
Если вспомнить начало пребывания Сани в школе-коммуне - отношение его к директору, то есть к НА, не отличалось от отношения всех прочих учеников. А оно, это отношение, было общепризнанно уважительным: "Первым лицом в четвертой школе был наш заведующий Николай Антоныч. Он все решал, во все входил, присутствовал на всех собраниях. Старшеклассники ходили к нему на дом "выяснять отношения". Споры... он решал в десять минут, и самые отпетые подчинялись без возражений. Любой школьник - от первого до последнего класса - мог явиться к нему и поговорить о своих делах. "Я скажу Николаю Антонычу", "мне велел Николай Антоныч", "меня послал Николай Антоныч" - то и дело слышалось в нашей школе".
Итак, не подлежит никакому сомнению, что свои обязанности педагога НА исполнял хорошо, и пользовался заслуженным авторитетом среди учеников, в числе которых был и Григорьев. Когда же отношение Григорьева к НА перевернулось на 180 градусов, что послужило толчком для все возрастающей неприязни? А вот что.
Попав в дом Татариновых и сделавшись там постоянным гостем, Саня чувствовал себя не в своей тарелке, главным образом из-за НА: "Слушая его, я как-то начинал чувствовать заплаты на штанах. Да, на мне плохие сапоги, я - маленький, грязный и слишком бледный. Я - это одно, а они, Татариновы, совсем другое. Они богатые, а я бедный. Они умные и ученые, а я дурак. Было над чем подумать!"
Вот отсюда и растут ноги - неся в душе это полуосознанное унизительное чувство, Саня решил "ухлопать всю жизнь" не столько на то, чтобы доказать виновность НА в гибели экспедиции, а на то, чтобы доказать всем, что он - не "что-то другое", а то же самое, а может, и лучше.