№8 Борис Нежданов
Помнится, драматурга Мдивани уже подозревали в краже чужих сюжетов...
Иван Стаднюк прямо обвинял Мдивани в плагиате.
Вполне вероятно, что и в этот раз Мдивани позаимствовал сюжет
Увидев в титрах фамилию Мдивани, сразу вспомнилась эта ситуация.
№14 Александр Гребенкин
На мой взгляд, фильм весьма средний по качеству и малоправдоподобный.
В сущности, он демонстрирует совсем уж невероятный факт: как группе военнопленных, обессиленных тяжкой работой и недоеданием, удается поднять восстание на маленьком острове, уничтожить хорошо вооруженный гарнизон немцев и держать оборону. Немцы проморгали у себя под боком не только заговор пленников, но и разветвленное французское подполье, члены которых живут совсем рядом со строительством секретных объектов. Конечно, восстания заключенных в лагерях были, но все происходило видимо не так просто, как в цветном кино.
Рыхлый сценарий, схематичные сюжетные ходы и образы,отсутствие правдоподобных человеческих характеров, все это приводит к тому, что актерам, по сути, нечего играть.
Кроме, разве что, Николая Крючкова, создавшего наиболее запоминающийся образ
Не нужно особых военных талантов, чтобы понять, что показано нереальное.
- Никого отсюда живыми не выпустят...
Проходит некоторое время, и туча народу уплывает на лодках((
Куда, кстати? Во Францию? А почему союзники не могли повторить их путь?
№22 Думитру С
прочитал в одной из центральной газет разгромную рецензию на фильм.
Мне запомнилась фраза "юродствующий Крючков".
Не то, чтобы я был согласен с рецензией, фильм был интересен в техническом отношении.
Но интересно вспомнить, что было время, когда в центральной прессе можно было ругать фильмы
о войне, снятые за счет госбюджета, без оглядки на министра культуры
Ещё удивило отсутствие авиации. Что с той, что с другой стороны.
Я был накануне выпускных школьных экзаменов на премьере фильма в кинотеатре МИР - одном из немногих, где показывали широкоформатные фильмы. На этой же неделе прочитал в одной из центральной газет разгромную рецензию на фильм. Мне запомнилась фраза "юродствующий Крючков". Не то, чтобы я был согласен с рецензией, фильм был интересен в техническом отношении. Но интересно вспомнить, что было время, когда в центральной прессе можно было ругать фильмы о войне, снятые за счет госбюджета, без оглядки на министра культуры.
Я наблюдал за съемками этого фильма. В то время мне было 12 лет. Мой дед Дмитрий Иванович Костиков (пиротехник) взял меня с собой. Лагерь съемочной группы располагался на прожекторной точке возле 30 батарей пос. Любимовка. Жили в палатках и в построенном дедом за три дня деревянном доме. Актеров утром привозил автобус с северной стороны, они жили в центральной гостинице Севастополя. Нередко Николай Крючков в ожидании автобуса ловил бычков с пирса на самодур. Я же с удовольствием помогал комбинаторщикам строить макет укреп. сооружений (приблизительно 1:12),который мой дед в финале фильма взорвал. Ну и вот, почти через 50 лет я посмотрел этот фильм. По моему, фильм хороший, а надуманности в нем, меньше, чем с сегодняшних сюжетах.
Год спустя о более правдоподобной истории военной драмы, затянувшейся еще на 11 дней после официального окончания войны, рассказал "Распятый остров" Ш.Манагадзе.
Не подскажете, уважаемый Франк Мюллер, где можно посмотреть "Распятый остров".
Не верится, что этот фильм попадал в число "запрещенных". Наоборот, у молодых людей (как и я в то время) после просмотра он вызывал бурю оптимистических и патриотических эмоций, упрочивал уважение к советскому солдату, оставившему свой добрый след освободителя везде, где прошла Вторая мировая. Даже многие фронтовики принимали события, изложенные в фильме за правду, морщась, тем не менее, при созерцании многочисленных киноляпов при передаче военной натуры и неточностей (советские десантные корабли, плавающие БТРы и т.д.). Уже несколько позднее, сопоставляя факты событий Второй мировой, я безошибочно определил историческую подоплеку, ставшую фундаментом для написания сценария - восстание грузинского батальона "Царица Тамара" на голландском острове Тексель 5 апреля 1945 года. Только сценаристы и постановщики перенесли события на острова вблизи французского побережья, а события передвинули на год раньше. Год спустя о более правдоподобной истории военной драмы, затянувшейся еще на 11 дней после официального окончания войны, рассказал "Распятый остров" Ш.Манагадзе. А еще об одной возможной основе обсуждаемой ленты мне поведал очень интересный человек - майор Вотюков А.Г., с которым в юные годы мне приходилось общаться. Попав в плен в начале 1944 года, пройдя через два нацистских лагеря, вместе с рабочей командой военнопленных, он оказался действительно на одном из французских островов, где достраивались оборонительные сооружения "Атлантического вала". Дело было перед самым "Оверлордом" и остров оказался не полностью готов к обороне, включая некомплект гарнизона и артиллерийских расчетов. Из-за этого, при приближении десантных кораблей союзников, оборона острова оказалась неорганизованной и неслаженной, а местным французам, ненавидящим "бошей" без труда удалось освободить несколько десятков пленных русских, которые разоружили часть немцев и вместе с высаживающимися на архипелаг англичанами, расправились с сопротивляющимися или пленили их. По рассказам майора, на острове было две одноорудийных башни береговой артиллерии и сооружались еще две, не считая площадок для обычных полевых орудий и зенитных батарей. Впоследствии часть военнопленных (в том числе и Александр Герасимович) согласилась воевать в составе британских войск и закончила войну уже на материке в Германии. После репатриации и общения с контрразведкой он получил 101 километр (даже от областных центров) и негласное ограничение в выборе работы вплоть до хрущевской реабилитации бывших военнопленных. Сожалею, что не могу быть документально точен в указании географии происшедших событий, не говоря о других деталях, подтверждающих достоверность событий - записей тогда не вел, а сам майор Вотяков ушел из жизни в самом конце богатого войнами ХХ века. Вполне возможно, что и эта история (хоть и менее масштабная и более прозаичная, чем в кино) тоже стала прологом к сценарию фильма "Далеко на западе" - пленных на острове было около сотни, а свидетелей событий и того больше.
Снимая один из эпизодов фильма, был произведен башенный выстрел холостыми зарядами знаменитой 30-ой Севастопольской батареи. Но так как до войны башни были двухорудийными, среднее орудие башни было опущено "на ноль", а крайние орудия подняты на угол стрельбы.
Только я была удивлена тем, что он поставлен и снят в 1969 году. Очень уж напоминает современные боевики.
Мне кажется, что в те годы режиссер Александр Файнциммер ориентировался на стиль западных военных боевиков, которые у нас тогда не показывали. Цветных, широкоэкранных, зрелищных. Таких, как "Пушки острова Наварон" или "Грязная дюжина", к примеру. У нас в 60-е годы большинство военных фильмов были черно-белыми, ориентировались на стиль документальной хроники. А "Далеко на Западе" и ещё "Один шанс из тысячи" снимались в цвете и, наверное, сознательно делали упор на постановочный размах и зрелищность.
Фильм интересный, динамичный. Только я была удивлена тем, что он поставлен и снят в 1969 году. Очень уж напоминает современные боевики. Отличается только качеством игры актеров. Современные артисты менее убедительны. И еще было смешно, когда немецкие солдаты, а также советские военнопленные, когда умирали от пули, при падении для чего-то поднимали обе ноги. Неестественно... как-будто они дурачились просто...
На мой взгляд, фильм весьма средний по качеству и малоправдоподобный. В сущности, он демонстрирует совсем уж невероятный факт: как группе военнопленных, обессиленных тяжкой работой и недоеданием, удается поднять восстание на маленьком острове, уничтожить хорошо вооруженный гарнизон немцев и держать оборону. Немцы проморгали у себя под боком не только заговор пленников, но и разветвленное французское подполье, члены которых живут совсем рядом со строительством секретных объектов. Конечно, восстания заключенных в лагерях были, но все происходило видимо не так просто, как в цветном кино.
Дело даже в другом. Рыхлый сценарий, схематичные сюжетные ходы и образы,отсутствие правдоподобных человеческих характеров, все это приводит к тому, что актерам, по сути, нечего играть.
Кроме, разве что, Николая Крючкова, создавшего наиболее запоминающийся образ.
№ 11Жолинский Иван Григорьевич (г.Запорожье) 29.09.2010 20:58
Я снимался в этом фильме играл военнопленного.Моя фотография в первой части вторая сверху-парень в тельняшке и в пилотке. Я в то время служил в г.Севостополь.