Горький, откровенный эпизод из современной жизни казахского народа. Демобилизовавшись из армии, герой приехал в родной поселок Аксуат, а через несколько дней понял, что жизнь земляков, их дела и заботы — совершенно не то, к чему он мечтал вернуться — это то место, в котором жизнь остановилась, умерла. Единственное спасение — уехать как можно дальше, и, если возможно, навсегда...
Картина снималась на родине Серика Апрымова в Аксуатском районе Семипалатинской области Казахстана. Эти места многим стали известны по сообщениям о благополучных завершениях космических полетов и подземных взрывах ядерных устройств. В фильме заняты в основном местные жители, прежде не соприкасавшиеся с кино иначе, как в качестве зрителей.
последнее обновление информации: 11.05.24
«Конечная остановка» («Казахфильм») — очень символическое название картины Серика Апрымова. Конец — дальше нет ничего. А то, что есть, — глинобитный скукожившийся аул, распухшие от пьянства лица молодых и старых людей, разбитые в кровь тропинки, на которые не должна ступать нога человека, осыпающиеся дома, в которых человек не может жить, а меж тем живет и плодит себе подобных.
Ощущение краха, остановившейся и закончившейся жизни живет в каждом кадре этого сурового фильма. Уныние, безделье, безденежье, тоска, драки, пьяные жуткие рожи, неотличимые от жутких пейзажей, похоть, для простоты употребления именуемая любовью,— все смешалось. Одно (или два) слова — конечная остановка. И когда персонаж, уже обремененный семьей, со вздохом зависти говорит герою фильма Еркену: «Правильно, что уезжаешь. Пропадешь здесь», — то вместо облегчения за судьбу отъезжающего «счастливчика» возникает чувство горечи за всех тех, кто останется здесь прозябать, вроде и не подозревая полу-рабскости своего полусуществования.
Валерий Туровской
«Советский экран» № 4, 1990 год