Очень странно, но раньше я никогда это кино не видел.
А фильм-то, не побоюсь этого слова, выдающийся ("8" по 10-балльной); один из наших лучших о войне, снятых во время войны (наряду с "Непобедимыми", "Секретарём райкома", "Фронтом", "Морским батальоном" и "Небом Москвы").
Да, батальные сцены - так себе (но здесь надо делать скидку на время создания и отсутствие должного финансирования кино-процесса), и киношное название зашкаливает от пафоса (лучше бы оставили родное симоновское "Русские люди"), но игра актёров и диалоги - выше всяческих похвал! :))
- С водой у нас дело плохо?!
- Почему "плохо"; воды у нас просто нет.
- Неприятно мне с Вами разговаривать; ударить хочется.
- Так ударить легко; понять - трудно.
- Вас, кажется, избили?!
- Да.
- И ещё изобьют, если ничего не скажете.
- Теперь они нас расстреливать будут; это уж у них такая привычка. (с).
Из актёров отдельно отмечу Марию Пастухову (такой молодой видел её в кино впервые; в основном встречал в ролях "бабушек-старушек", и там она мне совершенно не запомнилась) и Всеволода Пудовкина: его немецкий генерал - просто воплощение нацистского зла, впёршегося на нашу землю, а директива подчинённому полковнику поражает своим бесстрастным цинизмом:
- Господин полковник, зачем у вас так высоко вешают?! Населению приходится задирать голову для того чтобы прочитать плакат. Это очень неудобно. Плакат нужно вешать ниже - примерно возле диафрагмы. И ноги на полметра от земли. Не нужно забывать о воспитательной стороне казни. (с).
На одном эпизоде картины хочу остановиться подробнее.
Командир нашего батальона посылает воен-фельдшера Глобу (М.Жаров) на смертельное спецзадание: сыграть роль перебежчика, сдаться немцам в плен и передать дезу, чтобы те обязательно поверили и перебросили основные силы на ложное направление.
Пикантность ситуации заключается в том, что ровно за два года до этого, в х/ф "Богдан Хмельницкий"(1941) герою того же Михаила Жарова (дьячку Гаврилке) поручили абсолютно то же самое: сыграть роль перебежчика, сдаться полякам в плен и передать дезу, чтобы те обязательно поверили и перебросили основные силы на ложное направление.
Такие вот "римейки" с персонажами Михаила Жарова! :))
Сильный фильм. Пудовкин просто великолепен, да и Жаров с Тяпкиной здесь хороши.
Но Пудовкин! Сцена с расстрельным офицером фон Исбахом, диалог о красноармейском сыне градоначальника или указка о высоте плакатов и. тд. - наслаждение актерской игрой. Злодей - но зато какой!
№ 4.королева людмила (кандалакша) 27.11.2014 01:42
Одна из самых серьезных работ о войне того времени. Нет привычных новеньких, отглаженных гимнастерок, чистых касок, упитанных исполнителей. До сих пор можно увидеть такое на наших экранах, не война, а парадная картинка. А в этом фильме и каски грязные и гимнастерки мятые и сцены боя очень органичны, хотя снято это в скупых декорациях во время эвакуации. А исполнение В.Пудовкиным немецкого офицера просто потрясающе. Наверное впервые был показан не недотепа фриц, а жестокий, циничный фашист, умный, расчетливый представитель одной из самых сильных армий мира. Истинный наци. Вот с такими воевали наши деды, а не с недотепами и трусами. Только при всей своей напыщенной уверенности в своей избранности эти наци так и не поняли удивительной тайны русского характера. Жаль, что режиссер был вынужден изменить название и фильм не вышел под своим истинным названием - "Русские люди".
Величие духа советских людей поражает. Обычные мужчины и женщины, разных возрастов, серьезные и веселые, холостые и семейные - такие разные и простые, - и герои! Что это было за чудо? Такие фильмы, как "Во имя Родины", и другие военные фильмы оживляют высокие чувства и в нас, заставляют вспомнить об истинных ценностях
В исполнении Всеволода Пудовкина не так много актёрских работ видел, но все впечатлили и все в качестве отрицательных персонажей. Здесь вражина - бездушный педант.
Пётр Алейников здесь несколько в непривычном амплуа - спокойный, слега заикающийся (навроде как после контузии).
Владимир Грибков хорошо изобразил человека запутавшегося и предавшего всё родное, вплоть до сына.
Михаил Жаров как всегда, свой парень, любитель порассуждать с прибаутками.
Впервые вижу подобные данному фильму эффекты атаки, когда бойцы бегут в вырванном из пространства куске, каждый по отдельности в общем бою.