№368 Митя Фуга
Про гасконцев и французов. Татьяна, это смотря о каких гасконцах идет речь. О простонародьи, т.е. об аквитанах и примкнувшим к ним баскам, либо о сильных мирах сего, тогда это уже вестготы, последним "из Могикан", т.е. последним вестготом был Педро Арагонский, вступивший в союз с графом Тулузским защитником альбигойцев. Альбигойским епископом был Робер Эпернон, а боковая ветвь его родни - это юристы Ногаре. И время от времени в этом роду появлялись мстители, криптоальбигойцы, которые, как правило косили под истинных католиков. Таким были и канцлер Ги, и душка Жан-Луи Ногаре Лаваллет, который почему-то возродил фамилию Эпернон. А эти самобичевания хлыстами, и эта капитоновщина в России, возникшая в первой половине 17 века - случайность?
Насчет последних из вестготов - это уже, несколько, поэзия, ИМХО. Вестготов и во время их прихода в Аквитанию было от силы 1:10 по отношению к римскому населению провинции. Не говоря уж о том, что невозможно утверждать "чистокровность" этих готов, которые до прихода в Аквитанию бродили по Паннонии, Фраккии, Балканам, Иллирику, Италии и т. д. и, разумееется, ассимилировали в себя самые разные народности, начиная от ругиев и заканчивая гуннами. А уж ко времени Педро Арагонского о "чисткровности" готов даже среди знати вообще говорить не приходится. К этому моменту готский язык в Аквитании был мертв уже пять веков, и только Алкуин и его школа по своим имперско-идейным соображениям пытались иногда о нем вспомнить, и то далеко на севере, в Германии.
Разумеется, существование в Аквитании Тулузского королевства вестготов породили множество культурных, правовых, языковых и даже идеологических расхождений с северной частью Галии, занятой франками. Но применительно к эпохе религиозных войн невозможно утверждать, что только в вестготах дело. За века от Атаульфа (да даже Рекареда) до Филиппа Августа на этих территориях много чего произошло и много кто побывал. И объяснять альбигойскую ересь и ее распространение только одной причиной невозможно.
Что же до Педро и его истовой защиты альбигойцев, то Раймон все-таки был его зятем, не говоря уж у том, что с этими территориями у Педро были связаны собственные геополитические интересы, абсолютно отличные от интересов Папы и французского короля. Он, еккстати, долго держал нейтралитет и даже принял вассальную клятву от Симона де Монфора после того, как тот взял Каркаассон (кстати, вполне естественный поступок в соответствии с феодальным правом). А уж потом, когда понял, что теряет Лангедок, решил воевать. И то не сразу, сначала еще раз пытался мирно договориться.
Так что, мне кажется, криптоальбигойские мстители - это романтическая легенда, слабо связанная с реальностью. Там все было проще, жестче, прагматичнее и, если хотите, циничнее.
А уж роду Лавалет через три века, после всей альбигойской катавасии заниматься тем, что вспоминать старые обиды, когда религиозные войны дают такую возможность успешно половить золотых рыбок в мутной воде? Тогда Эпернону надо было в Лигу к Гизам - вот там поле для деятельности и мести, а не в свите короля, которого самого считали еретиком.
Что же до капитоновщины и хлыстовства. Во-первых, сведения о них в России имеются только с 30-х годов XVII века. Во-вторых, Эпернон в России не был никогда, чем там занимался его племянничек - тоже вилами на воде писано. А главное, помимо Эпернона в России в первой половине (особенно в начале) XVII иностранцев было пруд пруди. И многие из них были не просто авантюристами в поисках наживы, а последователеми различных ересей и сек, возникших в Европе на почве Реформации. Кроме того, вы не забывайте. что в России к тому времени была своя довольно богатая история еретических движений. Меньше века назад Собором был осужден князь-инок нестяжателей Вассиан Патрикеев. Причем, осужден за монофизитство. А были еще богомилы, социниане Литвы и Польши, чьи связи с Россией были гораздо более тесными и давними.
Остатки гностических учений сохранялись не только у катаров. Надо заметить, что в Закавказье, на ближнем востоке, в Великой Степи, на Баланах и на территории бывшей Паннонии они сохранились в гораздо большей степени, чем в исполненной духа воинствующего католицизма Западой Европе. А контакты с этими территориями у России были теснее и древнее, чем со странами Западной Европы и Средиземноморского бассейна. Известно было и манихейство, и павликианизм, и даже несторианство (благодаря монголам).
А саму капитоновщину гораздо логичнее связать с протестантизмом, пусть даже радикального толка, вроде анабаптизма, нежели с учением катаров. В учении старца Капитона ничего гностического нет, а вот лютеранского духа предостаточно.
Что же до хлыстовства. О нем в Росии тоже известно только с середины XVII века. И если уж связывать его с какими-то иностранными еретическими движениями, то тоже скорее с богомильством (кстати, оказавшим в свое время влияние на катаров, а не наоборот) и манихейством или уж с любой из мистических протестантских сект.
Так что каким образом связать непокорного потомка альбигойцев с хлыстами или капитоновщиной - это для меня загадка...