№246 АЗОРА
В таком маниакально - депрессивном фильме не вижу никакой целесообразности, только муки глубоко разочарованного эгоцентриста. А сколько алкоголя, кофе выпито главными героями, сколько сигарет выкурено, чтобы обеспечить нерв себе и зрителю.
"Целесообразность"? Никогда и ничего в предметах настоящего искусства не создавалось для "целесообразности". Талантливые фильмы как правило, рождаются не в муках целесообразности для общества. Это прежде всего процесс, который доставляет удовольствие и смысл для самого режиссера и актёров.Поверьте, ничего кроме желания отсечь всё лишнее и создать некую новую форму, ими не движет.Если это художник с большой буквы, конечно. И думы о целесообразности будут ему только мешать творить. Таково незыблемое правило капитализма - стремясь удовлетворить личные амбиции, человек параллельно приносит обществу целесообразность и прочие печеньки. А раз фильм вышел скандальным, в чём я уверен, то в нём уже зашита ампула "целесообразность" , потому что скандал, полярность мнений - это признак рождения нового и нужного. И конечно, при появлении нового всегда будут мнения о "нецелесообразности". Нецелесообразности зонтиков например, или тепловозов вместо паровой тяги.
Кто мог бы связать слово "целесообразность" к картинам и скульптурам Леонардо да Винчи? Выйдет "стремительный домкрат", не правда ли? Давайте не будем мерить что-либо своим мещанским лекалом. При первом взгляде есть ощущение что фильм не имеет художественной ценности, является бесцельной фантазией из обрывков чьих-то рассказов. Но не спешите указывать: "вон, посмотрит ту или эту работу" , ибо выйдет "что вы понимаете в живописи, да там одних дров четыре кубометра".
Некоторое время не мог понять, зачем Янковский согласился на этот странный, обывательский и депрессивный фильм, не имеющий ни одного жирного вопроса, где бы зрителя привели к завуалированному или неприкрытому распятию, которое требует думать над ответами. Неприкрытому и кровоточащему - как это делал Тарковский. Или прикрытому и эстрадному, как это делал Данелия. Здесь же нет ни того, ни другого. Чистый быт. С окурками, бухлом, матами, посттравматической депрессией и неясным вопросом, что там делает среди бытового мусора гений Янковский Да, можно выставить претензию за это, мол пишите в заглавии что фильм - психоделическая чернуха. Но, извините, это наш портрет. Нас с вами. И Тодоровский ранее такого уровня не показывал - вводил со временем частями. Потому что и раньше наш портрет был другой. По крайней мере, сейчас портрет честный, хоть и чёрный. Если ранее режиссёру это было стыдно снимать - сегодня нет проблем, ибо это предлагается как норма поведения. Причем успешная норма. Чем более человек нагл, тем более он считается умеющим себя вести и постоять за себя. Разве не это мы видим? Любовник припёрся в квартиру к любовнице. Герой, скажет условный тик-токер. Эту метаморфозу и показали в фильме, что именно стало считаться нормой , героизмом и и вообще приемлемым. Можно сказать, боевой устав княжества "Кривые зеркала". И поэтому туда пошёл Янковский - обличать нас. Куда мы зашли. Это портрет нашего современного общества. Не случайно идет отсылка на конец восьмидесятых - такси Волга, рулон с билетами в трамвае. Это знак того, когда началось это падение, рубеж. И что его ранее не было. Вы скажете, мол, сюжет вечен во все времена - любовный треугольник. Однако, отношение к проблеме в разные времена может быть разным. В том числе, нелепым, убогим, комичным и если хотите - грязным, восхваляющим, гикающим, китчевым(например во времена Нерона) и остервенело осуждающим, запрещающим(во времена СССР). Поэтому фильм более чем "целесообразный" - даже помимо воли режиссёра или того же Леонардо который возможно и не имел такой цели - созидать во имя морали. Леонардо своими изумительными работами смог показать насколько далеко его общество от моральных и божественных принципов.То же самое сделал и Тодоровский, только он для этого применил обратную форму - он облёк нечисть и грязь в художественный образ, как это делал Босх. И что, по вашему картины Босха нецелесообразны? Они выполнили ту же функцию, что и картины Леонардо - показали зияющую бездну разрыва общества между прекрасным и ужасным, а в этой бездне сидит общество и как Буриданов осёл, не в силах понять, сжечь ведьму или простить .К сожалению, мы не намного продвинулись далее за несколько веков от наших предков в отдельно взятом обществе, о чём нам красочно и сообщают в фильме. Да, грехи они вечны и пребывают вне времени, так сказать, вечная глина для скульпторов кино. Но вот незадача - некое общество в определённый момент истории позволяет считает себя новаторским, святым, одухотворённым, даже вправе учить другие общества избавляться от грехов и несёт это бывало, на своих мечах - отсыл к "бронетанковым войскам", "я тебе нос сломаю". Так вот, это портрет не одной отдельной семьи. Это портрет коллективной ошибочной цели, куда зашло общество в целом.Что мы пока ни на что не годны, рядимся в бог не весть что, пребывая в кружевах на помойке нравственности. Не верите? В фильме масса отсылок от некоей отдельной семьи к социуму. Например - герой Янковского имеет прямую отсылку к "Осеннему марафону" - роман с машинисткой, специальность лингвиста. А уж простите, Бузыкин, это коллективный портрет вялотекущего брежневского общества . Бесцельное хождение отупевшего от искусственного дофамина человека около трупа близкого человека и непонимание как помочь, имеет отсылку к "Криминальноапму чтиву", где такие же отупевшие от наркотиков бандиты не знают что делать с трупом далее. Драки, где нет ни одного удара, а лишь нелепые ёрзания - высмеивание импотентого общества конца восьмидесятых в целом.Даже любовник имеет своего множественного прототипа - это западная цивилизация, от которой социум ошалел в своё время. И на вопрос, а что такого стоящего показано в фильме, ответ очевиден: деградация общества в целом. И автор не кричит "Доколе"? Он просто констатирует факт. Было? Было. 15 лет непонятной жизни у героя, который умер не разобравшись ни в себе ни в сыне, символизирует общество без цели и смысла, умершее где-то в конце восьмидесятых, но до сих пор шагающее походкой зомби, от которого падая и вставая, бегом бегут сыновья. Это фильм - диагноз, весьма целесообразный. И за то, что Янковский это увидел - жму ему руку. Имеющий глаз - увидит.