№ 773 Лёлишна368
У главной героини явные признаки олигофрении: ее без конца бьют, насилуют, а с ее лица не сходит тупое выражение непонимания происходящего и рабской покорности.
Вы о чём? Какая рабская покорность? А кто убил свёкра?
Пересмотрел фильм. И опять многое не понял. Куда ушла Варвара после переезда на хутор, почему спалили хутор? Куда ушёл Иван. На войну? Но почему не сказать об этом прямым текстом? Помню в каком-то фильме по экрану плыли цифры «1941». Не понял также потому, что местами очень невнятная речь. В общем фильм не для меня. Но досмотрел его до конца.
№ 72 Ирина Б., (Москва) 29.10.2011 23:49
Фильм оставляет сильное и тяжелое впечатление. Нет сомнений в правдивости показанных событий. Но до сих пор не могу понять, что хотел сказать автор, для чего снята эта картина. Фильм представляет собой большое количество эпизодов, связанных между собой только присутствием главной героини. Совершенно не понятно что и когда происходит, сколько времени прошло между событиями: несколько дней, часов, месяцев. Если бы не прочла в интернете про мятеж Антонова, ни за что не догадалась бы, что в фильме показан именно он. Также очень мало что можно понять о характере и внутреннем мире самой главной героини, о ее переживаниях. Совершенно не понятна параллель с градом Китежем. Почему вдруг оказался сокрыт от многогрешных глаз этот грубый, жестокий, далекий от истинного христианства мир деревни Козловки? Ведь происходившее в деревне больше напоминало стертые с лица земли Содом и Гоморру, чем Китеж-град.
Это и нижеследующее я прочитал после того, как написал свой текст. Я согласен не совсем, написанным Ириной. В некоторых местах не согласен с правдивостью показанного. Однако согласен с нижеприведённым.
№ 36 Эли' (Москва) 12.09.2011 22:56
От фильма осталось такое разочарование и неудовлетворенность, что где-то глубоко внутри теплится сумасшедшая мысль: может всё-таки кто-нибудь куски пленки перепутал- ну те, которые надо было в корзину отправить, а их по-ошибке смонтировали?.. Предложение создателям 'ЖБОБ':может- а ну её эту бабу,- ведь осталось много материала, а вдруг ещё один фильм получится,... тот, который мы всётаки ждем?...
Из того, что понял.
Исходя из концовки, автор делает аналогию историю Варвары Баранчик и историю России. Если это так, то я не согласен. Царскую Россию нельзя ассоциировать (сопоставлять) с Варварой. Варвара, по-моему, не является типичным представителем русского народа. Вместе с ней существовали и царицы, и учёные, например, Софья Ковалевская. Так и в России, как царской, так и в послереволюционной советской было много хорошего.
Того же мнения, что фильм ассоциирует историю Варвары с историей Царской России и
№ 505 С ветром, (Москва) 8.04.2012 23:06
То: № 504 Комиссар Финкельштейн
Конечно, про кибуц вам виднее.
В фильме же это образ, изобразительное решение мысли, что Россию "имели" все, кому не лень, а она всё жила и жила. И любила, и жалела, и боялась, и защищала. Пока не ушла под воду от невозможности терпеть столько всего. Потому что лишь Великим потопом была земля очищена для новой жизни. Такова авторская мысль. В искусстве не следует воспринимать всё исключительно буквально. А фильм Андрея Смирнова — кинематографическое искусство.
Согласен, что этот фильм – искусство, причём отличного качества. Но с этой аналогией не согласен. Но Хадиджа не понял аллегорию:
№ 772 Хадиджа, 21.08.2015 14:52
Хороший фильм. 5 баллов из пяти. Правда о затоплении деревнь, о жизни людей в глубинке. Актеры молодцы.
Интересно, откуда Хадиджа взял, что люди в глубинке жили так, как показано в фильме? Из рассказов родственников, которым передавали, как жили в глубинке их отцы, деды, прадеды, или из художественной литературы, написанной очевидцами?
№ 236 dinaspart (РФ) 13.11.2011 13:08
Конкретно о "Жила-была баба". Я не сильно разбираюсь в жанрах, видах фильмов, но мне кажется, что если это частная история, без обобщений, то здесь возможна авторская позиция с ненавистью даже по национальному признаку( человек кого-то не любит, не расстреливать же его за это).
Совсем другое дело если картина претендует на обобщение, эпичность, то здесь фрагментарность, однобокость не приветствуется. В "Жила-была одна баба" не удалось передать духа времени, его жестокости, и тоже время веры в будущее, в лучшую жизнь. Ради чего-то эти люди убивали и погибали сами? При оценки творческой работы пишут: оценка удовлетворительно, тема не раскрыта.
Зачем нужен этот фильм? Зачем показывать исключение из правил? Но исключение ли это? Какой процент таких Варвар существовал на Руси? Вспоминаю кинофильм (Член правительства) о простой русской женщине, которая стала депутатом Верховного Совета. С трибуны она сказала, в частности: «Мужем битая…». И это было повсеместно. Женщины тогда были бесправны. Да и сейчас это осталось в некоторых семьях. Поэтому я верю началу фильма, верю показанной обстановке, одежде, всему. Верю, что это не исключение из правил. Верю тому, как показан быт большинства русских КРЕСТЬЯНСКИХ семей. Подтверждение насилию над женщинами в следующем сообщении:
№ 408 Заяда, (Волгоград) 26.02.2012 14:58
А я вот сама с Тамбовщины... И мои бабушки еще помнят такую жизнь. Мне даже по этому было интересно посмотреть этот фильм, и удивительно как точно совпадает фильм с рассказами бабушек. Полное бесправие женщин. Бабушка хоть и после войны замуж выходила - также жила в большой семье - все в одном доме! Должна была всем подчиняться, золовка доставала. Своих денег иметь не полагалось, муж все что зарабатывал отдавал отцу- хозяину в доме. И лишь спустя годы они построили свой дом и отделились, но это стоило огромных трудов и нервов. Жили очень тяжело, но видимо не замечали этого, т.к. все так жили, они другой жизни не знали. И даже наоборот говорит, как раньше весело было: детей много-значит смеха, песни пели всегда, и на работе и в праздник - в фильме, кстати, тоже много песен.А к матери уйти- так по тем меркам тоже невыносимый позор, ведь разводились очень редко, считалось у кого какая судьба, у тебя такая судьба- терпи, всю жизнь терпи - он муж твой, так Богом предназначено и терпели, и жили, и детей растили. Действительно памятник поставить русской женщине. Кстати, в моей деревушке в прошлом году и поставили памятник Матери, той самой Бабе, которая все сдюжит. Которая и войну. и голод, и бедность беспросветную, пережила и детей на ноги поставила.
Но дальше историю Варвары нельзя соотносить с историей большинства русских крестьянок. Ей просто не везло. В это я верю. Верю, что Варвара могла опуститься сексуально (если можно так сказать). Верю, что могла существовать такая крестьянка, которую так насиловала жизнь, которой пришлось испытать столько страданий. Поэтому согласен с
№ 256 Волк, (Тамбов)
1. Через историю бабы показывают и историю страны
Но, ещё раз повторю, что это только ЧАСТЬ истории СТРАНЫ, т.е. история ОДНОЙ БАБЫ. Но таких историй было мизерное количество. Да и других восстаний, похожих на показанное в фильме, против большевиков было не очень много, хотя значительно больше, чем «варвар».
№ 512 Синеман 9.04.2012 01:57
О режиссере этого фильма я могу судить по его крикам на одной из передач, нежелания с кем то говорить и показушному уходу из зала. (название этой передачи сейчас не вспомню). У нас тоже было восстание против Советской власти. Судили, приговорили несколько человек к расстрелу, многих к срокам. Затем расстрел отменили, сроки снизили. А еще далее по юбилеям революции и вообще большинство поотпускали. Не было такой убожеской жизни, какая показана в фильме. Вот в первые годы после Великой Отечественной войны действительно крайне тяжело жилось. А ведь у нас север, это не плодородные края тамбовщины. От нашего уезда в Курскую губернию ездил продотряд. Так они долгое время не могли начать там сбор зерна по причине противодействия местных представителей Советской власти. А вот из текста отчета продотряда. Осень 1918 года. Выписано мной в архиве из газеты за декабрь того же года.
«Въезжая в Курскую губернию, у всех нас было радостное настроение и надежда достать хлеб для наших истощенных голодных братьев, отцов и матерей. Хлеба в Курской губернии очень много. Хлебом куряне откармливают скот, но саботаж проклятый здесь на каждом шагу. Под личиной коммунистов скрываются монархисты, которые каждую минуту готовы затянуть петлю на Советской власти, готовы задушить нас всех рабочих, приехавших от станков сюда. Боль адскую приходится переносить, смотря на деятелей в Курском Губпродкоме. Председатель Комиссар Воробьев обставил свою персону часовыми. Пропусков к нему не дают и просят вообще не беспокоить его. К членам коллегии Белявскому и Химчуку сам черт на козле не подъедет, а не то чтобы какой-нибудь бедняк рабочий мог с ним в деловые переговоры вступить. Канцелярские служащие при проходе того или иного начальника вскакивают, словно при старом режиме. Полтора месяца мы, не покладая рук, нет среди наших отрядов ни одного человека, который бы не истрепал двух пар подметок, ходя по деревням, устраивая митинги, собрания и уговаривая крестьян везти хлеб на ссыпные пункты. Хлеб крестьяне везут охотно, заполнены ссыпные пункты, как например 4 пункта в Щиграх, Охочевке, Касорже, Золотухиной и Черемисиной. Некуда ссыпать хлеб, амбары завалены до крыш; крестьяне приехав с хлебом к ссыпному пункту, возвращаются обратно в свою деревню. Нашим представителям присутствие на ссыпных пунктах воспрещается; наши квитанции рвутся приемщиками. Вопиющая несправедливость, гадость на каждом шагу, угрозы ареста и разоружения сыплются на каждом шагу. С 7 октября, после долгих переговоров нам удалось наконец начать работу в контакте с уездпродкомом».
№ 142 Sergei {SPb}, (СПб) 5.11.2011 00:09
Вырос на его "Осени" и "Белорусском вокзале", нравится Смирнов как актер. А фильм ЖБОБ разочаровал.
Жили ли в Тамбовской губернии нищие вечно пьяные от мутно-коричневого (!) самогона и постоянно насиловавшие собственных баб скоты? Наверное. С точки зрения городских, некоторый идиотизм в сельской жизни присутствует. Просто я наивно полагал, что на тамбовских тучных чернозёмах, под ослепительно синим небом большими многодетными семьями со своим многочисленным скотом, жили работящие крестьяне, опора и кормильцы великой империи, потомки вольных казаков. Оказалось, что это были просто сельские бомжи, которых, при случае, не жаль и дустом потравить. Собственно, это и есть сценарий. Не выручили даже хорошие актеры, чью игру чуть не погубил не вполне профессиональный оператор. "Тамбовский вокзал" не случился, случилась очередная затянутая чернуха.
Что должен показывать кинематограф? Общее или частное? Я думаю, что и то, и другое. Так и в этом фильме есть общее и частное. Я считаю, что был неправ Sergei {SPb}, написав, «Оказалось, что это были просто сельские бомжи, которых, при случае, не жаль и дустом потравить». В данном случае авторы показали исключение из правил. Хотя были показаны и «работящие крестьяне, опора и кормильцы великой империи, потомки вольных казаков». Например, свёкор Варвары и её муж, после того, как он уехал на хутор.
№ 35 Musa (Тамбов) 10.09.2011 19:49
Эх, ребята,прочитала все предыдущие коментарии и так жаль стало всех людей,(особенно моих земляков и тех кто снимался в массовке) потому, что не сбудутся ваши искренние ожидания СОБЫТИЯ - наконец то покажут правду о трагичной судьбе наших прадедов, русского крестьянства на Тамбовщине.Говорю это вам с полной ответственностью посмотревшего этот фильм 31 августа на фестивале" Московская премьера".Совершенно был прав один из написавших выше,что" фильм рваный,непонятно о чём и зачем снятый" -цитата вольная но суть та.О чём ПЫТАЛИСЬ снять понятно и для чего тоже,но не осилил, не поднял режиссёр эту глыбу.Всё действительно рвано,сумбурно, нет ни внятного рассказа о событиях,ни истинной любви и понимания народа нашего. страшно далёк режиссёр от понимания менталитета русского Тамбовского крестьянства конца 19 начало 20 века. А это не только говор, не только овчина, платки да длинные юбки( и в этом наворочено и много ляпов),а ошибка режиссёра не столько во внешней атрибутике повествования сколько в самой сути подачи русского народа,русского крестьянства.По Смирнову выходит, что русские крестьяне были дикарями,что только и делали,что пили друг другу морду били,да баб насиловали ( режиссёр паталогично, маниакально повторяет и утрирует сцены насилия героини)- лобовая натужная и не глубокая трактовка героини как России, которую всяк кому "захотца"- (вот словцо тамбовского говора) поиметь может.Сгустили вы краски, господин Смирнов ,чисто мозглячески,хотели нас ужаснуть -потрясти мерзостями аля русской деревенской жизни, а далеки вы от этого народа так же, как декабристы, да и те благородней вас будут.Потому как не понимая и не любя истинно мажите вы всех одним миром.Написала я об этом более подробный аргументированный отзыв на сайте ВАШ Досуг в афише фестиваля Московская премьера в разделе рецензии на фильм Жила-была одна баба"Да вот теперь сама эту рецензию не могу найти.Видно прошёл фестиваль и све отзывы на фильмы долой.А кто сможет мою рецензию ту откопать-прочтите.Закончила я её таким вот выводом : Россию держат за свинью,
Где пьют,насилуют,бьют по сопатке.
Так кто - то хочет слить страну,
Что б дауны в осадке.
Увидите фильм, вспомните мои слова.
Мне кажется объективно оценил фильм
№ 56 Август 27.10.2011 22:13
когда-то советская власть, со слов смирнова, потопталась над его карьерой. теперь наступило время ему вдоволь потоптаться над ней. я немного знаком со смирновым. шапочно, но тем не менее. так вот бОльшего чем он антисоветчика даже среди нынешней (!) интеллигенции поискать. в своей ненависти он искренен как ребенок. эта ненависть в разговорах доводит его порой до исступления, а в творчестве мешает ему со стороны посмотреть на исторический процесс, ведь для художника, создающего исторический фильм это необходимое условие даже не объективности, нет (среди творческих людей ее нет, и не было никогда), а воплощения на экране объемности, рельефности происходившего... в общем, российский кинематограф в очередной раз представляет нам "историческое" полотно, в котором чудно сплелись желания нынешней власти и внутренние комплексы мэтра.
Не понравилось, как показано подавление крестьянского восстания Советской властью.
Не верю, что шеренга российских ребят могла запросто расстреливать стариков, женщин. Возможно, что были такие расстрелы, если есть документальные свидетельства.
Но в картинку не верю. Даже среди немецких оккупантов, одурманенных гебельсовской пропагандой, не все расстреливали женщин и стариков. А здесь показано, что простые ребята СПОКОЙНО стреляют в СВОИХ сородичей. Не верю.
Если в начале фильма показано правило, то здесь показано исключение из правила. Поэтому я считаю этот фильм вредным, т.к. он не правдиво показывает историю.
Делать из исключения правило нельзя.
Если бы авторы показали, почему солдаты были такими жестокими, то тогда я поверил бы в этот фильм.
№ 81 Николай Заяц,
В жизни все было куда интереснее. И уж, конечно, крестьяне, когда их расстреливали, не голосили псалмы. И это "правда, которая мучила с 1987 года"? И это "тридцать лет упорного труда"? Да мы такого добра в каждом сериале насмотреться можем.
Объективно рассуждая, можно понять на что было потрачено "тридцать лет упорного труда". Как я отмечал ранее, жизнь царской России показана, по-моему объективно. Особенно понравились тщательно выписанные бытовые подробности, одежда.
№ 627 Миг (Черкассы)
Главная героиня отлично подобранная на роль, замечательно сыгравшая жила вот такой своей жизнью радовалась, переживала совершенно так же как все и врядли мучилась вопросом "Так жить нельзя". Со стороны времени, пространства кажется нельзя, но если живут значит можно.
А всегда ли человек может изменить свою жизнь? Мне кажется, что Варвара не могла изменить свою жизнь.
№ 414 Даррия (Москва) 14.03.2012 22:41
Прекрасный фильм о нашей истории, характере и судьбе русского человека на изломе кровавых революционных лет. Давно уже не было такого качественного кино в нашем государстве.
А много было ТАКИХ «человек»?
№ 629 Marlen (москва) 12.04.2012 17:34
Мигу о вечной борьбе добра и зла. Все это так. Но при этом мы заточены на построение "царствия божьего", как недавно на построение социализма в одной отдельно взятой, чего, увы, не получилось, а почему не получилось - фильм ответил.
Интересно, где в фильме ответ на Ваш вопрос? Не получилось, потому, что ВСЕ россияне плохие? Но ведь в концовке ВСЕХ смыло водой.
№ 683 Marlen, (москва) 14.04.2012 14:54
А фильм Смирнова, как мне показалось, закончился смертью русской деревни. Хронологически это была прелюдия, а дальше, я думаю, Вы знаете, что было: как за счет деревни (а за чей, собственно, еще счет?) мы начали строить новый мир. Строили люмпены, в смысле, люди, у которых ничего не было, а которые хоть что-то имели, уничтожались или загонялись в трудармии. А детей оставляли на рассаду новой жизни. От отцов заставляли отказываться
А почему строительство обязательно должно идти за чужой счёт? Новый мир строили сообща. Но здесь тоже неточно. Какой «новый мир» мы построили? Безусловно, МАТЕРИАЛЬНЫЙ мир стал новым, и в его строительство внесли лепту почти все жители России. Но в фильме, по-моему, речь идёт не о материальном, а духовном мире. И говорить, что новый ДУХОВНЫЙ мир был построен за счёт деревни – это абсурд.
Согласен со следующими сообщениями:
№ 351 Sergey-Shh 17.12.2011 15:33
Вот, возможно, какой-то надежды ... не хватает
В фильме один мрак... безысходностью напоминает фильмы Бергмана, когда выходишь после сеанса и жить не хочется.
Я не могу принять фильм как художественное произведение с таким однополярным взглядом, нет равновесия, нет альтернативы. Все плохо! Мрак и отчаяние и нет выхода.
Чем же хорош герой Серебрякова? Тем, что решил скрыться от событий со своей любовницей, моя хата с краю. Чем он герой? Он такой же скот как все, правда внешне посимпатичней памятью о "Штрафбате".
А вот героиня. Да, выживает любой ценой, как животное дикое. А ведь человек должен иметь хоть какие-то духовные задатки, хоть в самом зачаточном виде. Героиня не вызывает никакой симпатии. И сравнивать героиню с Россией - это вообще кощунство. Россия с такой историей, культурой - вот такая? Автору при написании сценария стоило бы перечитать классиков... Все время приходит на ум Федор Михайлович с Сонечкой Мармеладовой...
У великих в произведениях все гармонично, они не хромают как творение Смирнова в чернушную сторону.
В фильме все о низменном, нет ничего о жизни человеческого духа, все на уровне животном. Одним словом - мрак!
№ 475 Sergei {SPb} 8.04.2012 18:27
Пересмотрел фильм, послушал обсуждение. Вопросы к операторам отпали по большей части (в питерском кинотеатре "Галерея", как оказалось, просто крутили безобразную бракованную копию). Правильно сказала Солженицина - правда там есть, но не вся. Есть непонимание и высокомерие, даже брезгливость к деревенской жизни, сродни так любимому режиссером Бунину. Это сквозит даже в деталях, якобы скрупулезно воссозданных, - ну где ж вы видели годами не перекрытые кошары из дикого камня без окон и дверей, как на Варварином хуторе? Нет ни единого кадра без бутылки с мутным желтым самогоном, про изнасилования каждые 5 минут уж молчу. В деревенской жизни, конечно, присутствует элемент некоторого идиотизма, здесь же его несколько сгустили.
Сама поднятая в фильме тема меня волнует, за что нам достался в 17-м году такой подарок как 2 русских революции вкупе с грандиозной смутой? Если мы были такими отсталыми дикими и забитыми как в фильме, то откуда взялось оружие и патроны, которыми провоевали всю гражданскую? Сейчас, после 91-го, 93-го и болотных собраний кое-что стало понятней, но не всё.
aleks-050360 (Москва), пусть Смирнов для таких "шедевров" тренируется накошкахдругих, не русских бабах. Всё-таки, нужна хоть какая-то цензура, хотя бы в фильмах, снятых на бюджетные деньги. При всем этом практически все актеры в фильме хороши, нехорош и недодуман сценарий. Что смывает в финале потоп, грехи, Россию, историю? Нет, они остались. Разве что само крестьянство: от Питера до Твери уж давно не пашут и не сеют...
сообщение было отредактировано в 18:41
№ 675 Фиолет (Москва) 14.04.2012 13:55
Знать страшную и жестокую правду жизни действительно надо, но для того, чтобы иметь возможность противостоять ей, не сломаться под ее напором, научиться различать подлинное и наносное. Кино, показывающее эту правду нужно, но оно при этом должно вселять еще и какую-то надежду, что не все потеряно, что мы сами можем исправить нашу жизнь, что жизнь, вообще, продолжается несмотря ни на что. Кстати, надо отдать должное, такой оптимистичный настрой при самых разрушительных и трагичных сюжетах присущ многим американским картинам, как бы мы к ним ни относились. У нас же авторы считают необходимым заниматься просто безграничным самобичеванием, не оставляющим надежды зрителю на жизнеутверждающий исход. После такого фильма, какой мы имеем, да после целого ряда картин последнего времени, у человека просто включается режим самоуничтожения, он либо впадает в глубочайшую депрессию, теряя всяческий иммунитет к этой жизни и закрываясь в своей скорлупе, либо становится отвратильным, прожженным циником, презирающим все в этой стране. О каком нормальном психическом состоянии зрителя после просмотра такой дикой и жестокой безысходности может идти речь, если автор не оставляет никакой надежды на выживание, смыв все и вся великим потопом?