Валерия, я с вами не полемизирую, просто высказала свое мнение. Еще Цицерон сказал про искусство: movere, monere, delectare - должно волновать, побуждать, услаждать. Насчет того, что кинематограф - только развлечение, не могу согласиться. И я не о комедиях и сериалах. Искусство на то и существует - будь то кино, театр, музыка, живопись, чтобы волновать душу, побуждать к размышлениям, услаждать сердце. Каждое произведение искусства находит своего зрителя и ценителя. Слава Богу, никто никого не заставляет смотреть, например, фильмы А.Балабанова, которые совсем не развлекают. Однако режиссер имеет право высказаться именно так, а ваше право это не смотреть. В западном кинематографе тоже достаточно фильмов отнюдь не развлекательного характера, американское кино не беру - оно мне не близко. А насчет h/e, вы много знаете жизненных историй, которые закончились этим самым h/e? Я - нет...
Уважаемая Володина ! Поскольку, как я поняла, Вы полемизируете со мной, позволю себе ответить. Боюсь, мы говорим о несколько разных вещах. Я тоже все прекрасно поняла про главную героиню, и представляю, сколько получает работник библиотеки , я понимаю беспросветность и отчаяние, мною понят режиссерский посыл (и даже обои в комнате героини «говорящие» так сказать, «Оскорбив пятном кровавым,Жадно маки разрослись» ). И Негода действительно, хорошо сыграла ( гениально — это, конечно, перебор, на мой взгляд). Но я вот как раз, в отличие от Вас, категорически против такой вот беспросветности, мне неприятно, тяжело и муторно смотреть такие фильмы, ведь кинематограф, как ни крути, это развлечение, не в том смысле, что надо показывать глупые комедии или дешевые сериалы, кино может быть и глубоким, и тонким, и серьезным, но не беспросветно-удушающем как в этом случае, а то получается что оно снято по заветам незабвенного Саввы Игнатьевича : «Жить надо не для радости, а для совести»!
И почему же Happy end - это не наше? А если и так, что же в этом хорошего?
А мне вот как раз очень близок и понятен образ Екатерины: и отчаяние, и беспросветность, и безысходность. Но женщина сильная - все в себе, а когда уже совсем до точки, тогда - "не можешь - не живи". Гениальная игра Натальи Негоды. Не растеряла русскую школу в примитивном американском кинематографе и правильно, что вернулась. Интересных и достойных ролей ей. Фильм беспросветный? Да. Я не против. Happy end - это вообще не наше. Человек рождается для счастья и радости. Но жизнь вносит свои коррективы. И кто-то может найти счастье в работе, в общении, в прогулках по лесу и т.п., а кто-то за повседневностью - серой, скучной, однообразной жизнью с очень маленьким достатком (библиотекари и в советское время, и теперь получают очень мало) теряет вообще вкус к жизни. Конечно, режиссер утрирует: много мрачности, пустынность, скупые и даже убогие декорации, косноязычные диалоги; серые, невыразительные лица... Но за всем этим жизнь - вот ТАКАЯ! Да, фильм оставляет угнетенное состояние, я даже не могу сказать, понравился ли он мне, но я его поняла и почувствовала, а значит, и не зря смотрела.
Когда я слышу, что российский фильм получил какую-либо европейскую награду, меня это уже пугает, потому что 99% из 100, фильм будет депрессивный, мрачный, сумрачный, безнадежный. Действие, скорее всего будет происходить в условной провинции и все такое. Что ж, предчувствия меня не обманули!
Итак, в черном-пречерном поселке, где и жизни-то нет, практически нет людей - какие-то бестелесные тени, нет ни кошек, ни собак, ни каких-то бытовых звуков ( плюс полное отсутствие саундтрека), в темной -претемной библиотеке без читателей (так, один зашел для сюжета) работает наша безжизненная , обескровленная героиня (действительно хорошая, честная работа Негоды, не растерявшей на просторах своей внеактерской жизни профессиональных навыков и умения быть убедительной в кадре) словом, «Мраком задернуты небо и даль, Ветер осенний наводит печаль»! Фильм этот плохим не назовешь, если судить по профессионализму людей, его сделавших, но по своей сути он плоть от плоти своих собратьев – новых российских фильмов, которые можно объединить под общим названием «Скорбное бесчувствие», или под общим девизом «Все безнадежно , ужасно и на хэппи энд даже не рассчитывайте!». Собственно в фильме устами героини так и сказано - «Не можешь жить – не живи!» Чрезвычайно душеподъемно!
По моему разумению, художественное произведение, в отличие от документального кино, или статистического наблюдения, или философского трактата взывает к эмоциям и чувствам человека, этот же фильм снят и сыгран с холодной отрешенностью. И с такой же холодной отрешенностью я его смотрела, никакого сопереживания и сочувствия ни жизнь героини, ни даже ее смерть не вызвала.
По-моему, мир сошёл с ума! Откуда у этого фильма столько призов!? Он затерялся бы даже среди нелепых фильмов 90-х! Надуманный сюжет, слабый сценарий, ужасная режиссура, невнятная игра актёров... Особенно меня поразили рассуждения Гордона и компании о гениальной игре Негоды. Можно говорить о гениальности Раневской, Гундаревой, Неёловой, можно восхищаться потрясающей игрой многих других наших актрис, но в данном случае... Бред какой-то...
Фильм понравился. Спасибо.
В возрасте героини фильма отчётливо понимаешь как непроста и жестока жизнь. И особенно отчётливо это понимает те кто "сам несёт свой крест". Молча. Без жалоб. Стиснув зубы. Таких людей совсем немного.
Человек, который вынужден "продавать книги", чтобы выжить, не сломаться и остаться самим собой, малопонятен большинству планктона плывущего по течению и легко продающего не "книги", а друг друга ради эфимерного "жизненного успеха" .
И даже среди таких немногих, нужно быть очень сильным Человеком, чтобы гордо и достойно пройти свой путь до конца и не сорваться. Не всем это удаётся.
Посмотрел "Закрытый показ" с Гордоном.Там говорилось о провинции,об интеллигенции о негативе и безысходности,о притче и глубоком философском смысле...Не знаю почему,но мне совершенно не хотелось думать ни о том ни о другом,ни о третьем...Хотя не пройду мимо одного замечания.Кто-то из критиков заявил "что долго ничего не происходит",не согласен:в Сталкере тоже "долго ничего не происходит"...Я смотрел на Наталью Негоду,на ее реакцию,и хочу сказать слудующее:она неподражаема,безумно талантлива,она такая же красавица как и в "Маленькой Вере",- фильме моей юности.Я заметил с какой потрясающей чувственностью,глубиной,душевностью ей удалось исполнить свою роль в картине.Очень рад,что вижу ее снова в нашем кино,а не где-то там в Америке,где актриса снималась все последние годы.Согласен с тем,что сказал режиссер в конце передачи,- мне в фильме тоже очень жаль главную героиню,а это значит,что ему удалось на все 100 выполнить задуманное,как и Наталье Негоде воплотить это в своей героине.
Браво!
№ 17Azzurro (где-то на белом свете) 19.01.2011 12:14
Фильм можно ругать за то, что всё высосано из пальца, а мне он увиделся слишком реалистичным - до дурноты реалистичным, настолько, что сначала хотелось переключить канал от ощущения безнадёжности. Анахроничные костюмы героинь годов из 50-х сначала немного мешают, но потом понимаешь, что это часть замысла - время в глубинке словно остановилось. Но это только кажимость. Ведь время определяют люди, а людей формирует время. И люди изменились... Нет, они не стали богаче и счастливее жить, они теперь должны ежесекундно думать о том, где достать рубль на сегодняшний день.
Хочу защитить героиню: библиотекарша как раз получилась слишком "правильная". Реальность, подозреваю, бывает хуже. По крайней мере, героиня Негоды Катя никому не делает подлости, зла. Её вина в том, что она просто хочет как-то прожить, а государство, на благо которого она работает годами, отказывает ей в такой возможности. Если госзарплата унижает человеческое достоинство, имеем ли мы право судить Катю за то, как она добывает свой кусок хлеба? А то, что она пытается продать Пушкина и Лермонтова, которых у неё, конечно, никто не купит, - это только усиливает градус безысходности. Про "капитана" сначала хочется сказать: "А судьи кто?" Не прощая Катю за "воровство", он уходит к её подруге... Но это ещё не значит, что он беспринципен - это человек с глубоким моральным принципом "не укради", поставленный, опять-таки, жизненными обстоятельствами в ситуацию, когда некуда деваться. Ему действительно некуда деваться - ни семьи, ни работы, но он перебарывает эти губящие душу обстоятельства, решая уехать в Москву и начать новую жизнь. Катя решает перебороть обстоятельства по-своему, покончив с ними навсегда, потому что уже не осталось сил так жить... Но у неё хватает силы на этот главный в жизни поступок.
Из-за чего стоит этот фильм посмотреть? Из-за блестящей работы Натальи Негоды! Актриса гениально показала в этой трудной роли своё искусство перевоплощения. Поначалу её даже не узнал. Она смогла тонко и правдиво передать сложную гамму противоречивых чувств и мыслей героини.
Актриса замечательная! Не знаю на что она живёт, но её не снимают или она отказывается от ролей. Жаль. Просто на глазах исчезает грандиозная актриса.
Как много разных мнений об этом фильме!
Чувствую, что мне, всё-таки, тоже надо его посмотреть. :))
Больше всех мне понравился пост Анны Трояновской (№12).
Нет, граждане, надо просто ЖИТЬ. Не дышите "бубен-барабан", просто дышите и танцуйте "раз-два-три, раз-два-три". Можно и рюмочку выпить (не бутылку из горла за сельпо, а потом морду односельчанам бить), а рюмочку. А потом Тузика отвязать и с ним в лес по грибы-ягоды. Варенье варить, огурчики солить, белье стопочкой перебрать-сложить, старый мопед починить, ребенку книжку добрую почитать, жене цветов в поле нарвать-мало ли хороших дел? ЖИТЬ! Это же так просто!
Замечательно сказали, Анна! Сколько оптимизма и позитива!
Когда мужчина отвергает любовь женщины, то месть её может быть чрезмерно жестокой. Вот и в этой картине - он погибает, гибнет и она. "Любовь и верность до могилы" . Месть женщины многократно и по разному обыграна в мировой литературе и в кино. И мог бы получиться очередной фильм на эту тему.
Но вот что странно , мне очень хорошо известны те места, где снимался этот фильм - провёл там детство. Иногда бываю там. Конечно можно найти и здесь такие убогие места, что показаны в фильме. Но для этого нужно очень(!) очень(!) постараться! Понятно, что провинциальной библиотекарше не прожить на теперешнюю зарплату и она вынуждена приворовывать и торговать. Но зачем же ещё и усугублять ситуацию таким отвратительным фоном. Никакой надежды на спасение! А режиссёр на премьере говорил что-то о гуманизме, о любви....