снято профессионально, а вот банальный сюжет про психов полностью убивает всякое послевкусие. Картину не то что не захочется когда-либо пересмотреть, а она просто разочаровывает, держит в напряжении и ожидании, а потом раз - пустота. Всё бессмысленно и ни о чём!
Корабль проклятых — рецензия на фильм «Черная вода» (2017 г.)
Июль 15, 2017 Алексей Петров
Пиар – зло. По крайней мере откровенно лживый. Это когда фильм одного жанра выдают совсем за другой. Вот так «Черную воду» бессовестно продали зрителю как фильм ужасов, в то время как на самом деле лента Романа Каримова – арт-хаусная психодрама. Пусть не лишенная элементов страшного кино, но де-факто – социально-философская трагедия, пронизанная мрачной атмосферой, но по сути лишь маскирующаяся под жанровую широкопрокатную картину.
А начинается «Вода» действительно как классический слэшер, в котором молодняк едет за город, в условно уединенное местечко, для хорошего времяпровождения. Вот только в рецензируемой картине сразу же нарушены шаблоны, ибо позитивом заряжена только девушка Полина (Ирина Старшенбаум из «Притяжения»), а ее спутники, братья Максим и Петр – парни угрюмые и непростые. И отправляется троица отнюдь не развлекаться, а чинить старый ржавый корабль, дабы уплыть на нем в счастливые дали. Только вынужденная стоянка заброшенного судна оказывается паршивым местечком, хранящим жуткую тайну.
С первых же минут депрессуха захлестывает публику, показывая, что кино это куда более сложное и печальное, нежели привычные молодежные ужастики. Петр – наркоман, Максим – тиран, а Полина – то ли блудница, то ли вообще ведьма. И фактически большую часть фильма мы наблюдаем развитие отношений между героями, на которые внешние факторы влияют лишь косвенно. Режиссер без сомнения хотел рассказать историю о трех странных людях, близких по воле судьбы, а какие-то внешние формальные ужасы – лишь катализатор для маленькой драмы, неумолимо стремящейся к трагичной развязке. Каримов однозначно снимает «кино не для всех», далекое от массовых ожиданий, и потому особенно грустно, что его представили публике как попсовый мистический триллер. Потому фанатов ужастиков, которые целенаправленно шли именно на такое кино, гарантированно ждет уныние и разочарование. Да, элементы триллера есть, но они – открВпрочем с «серьезностью» также далеко не все хорошо. Характеры раскрываются слишком сумбурно и небрежно, чтобы проникнуться реальной эмпатией или антипатией к главным героям. Слишком много «почему?» так и остаются без ответа, а зрителю предлагается чувствовать, а не понимать. Ребятки постоянно совершают странные поступки, условно отвечающие их сущностям, которые так и остаются грубо искусственными, а не живыми. Каримов составляет образы из множества мазков, которые упорно не складываются в законченную картинку. И понимая это, режиссер списывает драматургические огрехи посредством галлюцинаций, когда всегда можно оправдаться; «а этого и не было на самом деле!» Подобные приемы могут себе позволить творческие гении типа Дэвида Линча, но Роман Каримов и близко не приблизился к подобному уровню художественного мастерства. Он просто реализует на экране по-своему занятную задумку, не парясь касаемо смыслового изящества и логической достоверности, а просто пряча сюжетные недоработки за псевдомистикой. И поэтому сложно проникнуться разыгранной трагедией из-за неровной режиссуры и отсутствия художественной целостности. Кульминация добавляет фильму душевности и немного поднимает качественную планку, но в целом лента остается на низком уровне как триллер, и крайне посредственном как драмаовенная обманка, нужная лишь для спекулятивного привлечения внимания.
И по совокупности впечатлений справедливо отметить, что технически фильм сделан достойно (с учетом маленького бюджета), но с художественной точки зрения это хаотичная мешанина из лирики, безумия и социального кошмара, над которой надо было еще работать и работать, прежде чем выставлять картину на зрительский суд. Поэтому «Черная вода» — не массовое, а фестивальное кино, которое найдет свой круг почитателей, но он будет крайне узок в силу откровенного несовершенства по многим критериям.
Статья Алексея Петрова