№84 Politruk
Не понимаю хвалебных отзывов об этом фильме! ... Чем это творение отличается от всего того, что снято о ВОВ за последние 25 лет?
Прежде всего тем, что, как я уже писал, в фильме ярко показаны характеры всех героев повествования. Каждый из них - индивидуальность. Им по-настоящему сопереживаешь. Березкина очень жалко. За Кравцова радуешься, видя, как этот вчерашний курсант-зубрила превращается в боевого офицера. В диалогах и поступках нет ничего лишнего. Короче говоря, драматургически фильм выстроен грамотно. Для последних двадцати лет - редкость.
Только тем, что "особист" не тычет ежеминутно наганом в лицо "встречных и поперечных"...
Уже это хорошо. Кстати говоря, должность начальника особого отдела была не самой приятной. В случае дезертирства, перехода к противнику и прочих преступлений особист отвечал наравне с командиром подразделения. Второй - за то, что допустил, первый - за то, что не предотвратил.
Особист показан даже чересчур благостно. И то, что произошло в финале, это целиком его вина. Если командир полка знает, что на мельнице сидит корректировщик, он должен добиться уничтожения этого объекта (доложить в штаб дивизии, вызвать звено штурмовиков, организовать удар артиллерии по данным координатам, которые всем известны). Если комполка этого не делает, то его действия можно квалифицировать как вредительство. Если "полкан" сделал всё, что от него зависит, но не реагирует дивизионное командование, то особист должен доложить об этом своему начальству.
Короче говоря, мужик он, конечно, симпатичный, справедливый, только вот ни хрена не делает из того, что должен. Он даже в боевых порядках ни разу не появился, а должен был, чтобы бойцы видели, что бдительность налицо.
...антисоветчина более закамуфлирована. Но она никуда не делась - это и диалог Кравцова с эстонцем, и воспоминания Берёзкина, и герой Гостюхина.
Извините, а в чём тут антисоветчина? То, что эстонцы никогда не любили русских, Россию и СССР - ни для кого не секрет. Еще в русско-японскую (1904-1905) зафиксировано, что чаще всего дезертировали и перебегали к противнику прибалты, поляки и польские евреи. Присоединению к СССР в 1940 году эстонцы тоже не шибко обрадовались, особенно после того, как у них начали организовывать колхозы, а весной 1941 года провели довольно грубую "зачистку" приграничной территории.
И Березкина в ОО мурыжили за дело. То, что он совершил, можно было расценивать как уход с боевых позиций без разрешения, то есть - дезертирство. Да, потом он приволок языка, но в условиях военного времени иногда и победителей судят. Второе первого не отменяет. И его же в итоге отпустили.
И что невероятного в рассказе деда, которого сыграл Гостюхин? Один в один - история моего деда - Емельяна Осиповича Стешина. Была у него мельница, которую он в 1930 году сдал в колхоз (понимал, что всё равно отобрали бы) и до самой смерти работал на ней и заведующим, и мельником.
Смотреть в этом фильме особо нечего - разве что для "гурманов" натуралистические съёмки рукопашной схватки...
Кстати, особого натурализма в сцене рукопашной я не заметил. Жестко, но в рамках.
При просмотре таких фильмов всегда возникает вопрос: неужели их создатели не прочитали ни одной книги о войне, не имели родственников-фронтовиков, никогда не разговаривали с ветеранами? Например, в этом фильме действие, судя по наградам, происходит никак не ранее лета 44-го года, но Красная Армия до сих пор не научилась воевать, до сих пор нет в ней ни артиллерии, ни танков, ни самолётов, ни элементарных тактических навыков. Пусть авторы объяснят, кого в чистом поле можно атаковать ротой численностью в 17 человек...
Есть такие понятия как позиционная война и бои местного значения. Во время ВОВ такое было на Северо-Западном фронте, в Псковской области, когда линия фронта стабилизировалась на год (и примерно в показанное время), так что тыловики даже огороды в ближнем тылу успели разбить и скотину завести.
Ну а чтобы наши и немцы не расслаблялись, время от времени сверху спускали приказ - взять ту или иную высоту или деревеньку (при этом все, сверху донизу, понимали, что эта высота нахрен никому не нужна, потому что немцы отобьют ее через неделю или две, но эта операция преподносилась как "выравнивание линии фронта"). И проводились такие "бои местного значения" без поддержки танков. На эти задания часто посылали штрафников, потому что дольше трех месяцев в штрафной роте держать было не положено, а при отсутствии постоянных боевых действий наказание просто теряло смысл.
Всё это описано в военных мемуарах. Если не изменяет память - в воспоминаниях полковника Шатилова (дивизия которого - 150-я стрелковая - в мае 45-го штурмовала Рейхстаг).
Конечно, роты по два десятка человек - явный непорядок. При таких потерях часть должны были вывести на переформирование.
...почему нельзя уничтожить артиллерией мельницу, находящуюся в пределах видимости, а надо посылать туда "диверсантов", которые, к слову, не удосужились захватить с собой хотя бы пару бутылок с зажигательной смесью, да ещё под предводительством "особиста" - "лакомый кусок" сам лезет в пасть врагу?
Да, логика здесь явно отсутствует, но как тогда можно было закончить фильм на мрачно-героически-оптимистической ноте? Финал, как в "Они сражались за Родину" (построение и речь раненого командира дивизии) современный зритель вряд ли оценит, к сожалению.
Создаётся впечатление, что РККА была сборищем идиотов, которые не смогли бы победить даже армию какой-нибудь "банановой республики", не говоря уже о Германии.
Напротив, все солдаты показаны хорошими бойцами, в меру инициативными, обстрелянными. Никто не хлопает глазами, пока его убивают. Да, приказы сверху приходят не самые умные, но они обязательны к исполнению, и цитата из Устава, заученная наизусть и произнесенная вслух Кравцовым (о праве обжалования подчиненными приказа только после его исполнения), здесь, что называется - в точку.
Можно конечно восторгаться игрой актёров, но по моему мнению, данный фильм - очередная "лабуда" на военную тему, рассчитанная на домохозяек и не слишком любознательных подростков.
Лабуда - это "На безымянной высоте", когда идиотски хохочущий персонаж в исполнении Чадова, СИДЯ на станине пушки СПИНОЙ к наступающим немецким танкам, дергает за "колбаску" и подбивает один из них.