№3950 Проходящая мимо
Долго боялась смотреть этот фильм, читала отзывы (в основном негативные), наконец посмотрела, - и неожиданно понравилось. Хороший фильм. Не шедевр, его есть за что ругать (хромающая логика, куча натяжек и условностей, проблемы с мимикой из-за грима – все уже многократно пережевано, так что повторять смысла нет), но главное – в нем нет того, что я боялась увидеть: дешевой идеализации или наоборот, «развенчания мифа». Как здорово, что в фильме нет кумира, идола, Великого Поэта, Великого Актера, рупора нации, нашего всего и т.д. и т.п. Зато есть человек: усталый, больной, прекрасно осознающий, что осталось совсем немного, и поэтому надо спешить, надо работать, потому что в этом – смысл его жизни: «Коли дожить не успел, так хотя бы допеть…».
Сам Высоцкий в фильме показан несколько отстраненно. Вокруг него крутится множество людей, событий, а он сам как бы над ними: он мало действует, мало говорит, он скорее наблюдатель. Почему так? Возможно, потому, что сыграть Высоцкого, особенно сейчас, когда живы люди, которые его видели, знали лично, ходили на концерты и спектакли, практически невозможно, да и не нужно, наверное. Поэтому «короля играет свита», и на мой взгляд, играет очень хорошо. Выделить никого не могу – все понравились.
Многие сетуют, что мол в фильме совсем не показано творчество. А как вообще это можно показать? Как рождаются стихи? Хотя частично все же показали: в том числе и так – после клинической смерти, в самолете, на обертке из-под сигарет… Просто и поле для творчества, и материал для творчества – в жизни, и муки творчества – там же. Вот жизнь и показывают, а процесс вождения пером по бумаге – чистая механика.
Возможно, «Высоцкий» в фильме не совсем похож на Высоцкого реального – это как бы воплощение мыслей Никиты об отце спустя 30 лет после его ухода. И все натяжки и нарушения логики событий как мне кажется допущены сознательно для того, чтобы сконцентрировать напряжение вокруг центрального образа. Зачем? Идет время, и образ Высоцкого постепенно «замыливается», превращается в схему: Гений, Великий, - это же все схемы, ярлыки, пусть и хвалебные, а стоящий за ними человек отходит на десятый план и становится никому не нужен и не интересен. Вот поэтому, мне кажется, Никита и попытался показать, что стоит за всем известным фасадом: стихами, песнями, ролями, - какой ценой это давалось. Поэтому и выбран был наверное самый драматический эпизод жизни Высоцкого, как кульминация «хождения по краю». (понимаю, что все это очень спорно – махровая имха)
Не согласна и с распространенным мнением, что фильм – «поливание грязью» и «копание в белье». Я этого не увидела. Да, тема наркотиков присутствует, но показана очень аккуратно, не педалируется. Никто никого не очерняет, спокойней надо воспринимать, по-моему. Не надо крайностей, не надо смаковать пороки, но не надо и «прилизывать». Идеальных людей – даже среди больших талантов – не бывает, но ведь талант-то от наличия пороков никуда не девается, правда? Вот и надо ценить то, что человеком сделано – стихи, песни, роли, - но не надо идеализировать, чтобы не разочаровываться в случае чего.
Полностью согласна со всем, что Вы написали. Прямо озвучили и мои мысли после просмотра фильма)))) Слава Богу, что среди всей грязи, льющейся на фильм и на сына Высоцкого, встречаются и вполне доброжелательные, спокойные и умные сообщения)))
А все так бесятся наверное потому, что сотворили себе кумира и верят, что он был святой. Только нимба не хватало. А здесь показан живой человек, нормальный. Со своими недостатками, слабостями, грехами и т.д. Но тем не менее никто не ставит под сомнение его гениальность. Да, он гений, но далеко не ангел. И что в этом такого страшного? А Никита - сын. И он имеет право говорить и снимать об отце то, что считает нужным.