№4150
... а куда делись те, кого Высоцкий сам считал и называл своими друзьями? Почему они не были рядом с ним в последний год?
Всё относительно в этом мире. Память имеет свойство искажаться сквозь призму времени и видеть вчерашний день сегодняшними глазами беспощадных и бескомпромиссных судей.
Вторая половина 50-ых, 60-ые и до конца 70-ых были для страны кипящие-бурлящие, самые яркие и насыщенные событиями. Целина, хрущёвская оттепель, большой Космос, строительство нового "коммунистического общества", эпоха БАМа и культурного расцвета, расцвет кино и театра, эстрады,.. не за хлебом. а за подпиской на книги стояли в ночных очередях и за билетами в "Современник" и в "Таганку",.. а под конец - Афган 1979г. и скандальная Летняя Олимпиада 1980г. ... Как шутливо описАл то время Ю.Визбор:
Проникся, говорит он, лучшим чувством,
Открой, говорит, весь главный ваш секрет!
Пожалуйста, говорю, советское искусство
В наш век сильнее всех ракет.
Но все ж мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!
Житейских проблем хватало, но на них не особо зацикливались - все тогда были молоды, азартны и бесконечно талантливы! В музыке появились свои барды - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Клячкины-Кукины... И, конечно же, Высоцкий. Поначалу - лишь один из них. Это сегОдня его называют гением, великомученником и чуть ли не святым, а тогда... песни его знали все, но мало что знали о нём самом. Для официальных СМИ его как бы и не существовало, мы знали о нём только то, что можно было узнать "по большому секрету" через "сарафанное радио". Возбуждало и разжигало любопытство имя легендарной и недосягаемой звезды Марины Влади - и верилось и не верилось во всё услышанное. Боле-менее узнали Высоцкого только в последние годы его жизни. Первой "взорвала" наше сознание Марина Влади, выступишая с презентацией своей книги в Москве в 1989 г. Сказавшая публично то , что фанаты Высоцкого обозвали ложью и грязью, не желая примириться с горькой правдой о своём кумире.
Сегодня имя Высоцкого окружено легендами, правдой и вымыслом вперемежку. Фильма Никиты и ждали и боялись,.. боялись разочарования. Благое намерение показать Высоцкого в один из самых драматичных моментов его жизни, показать просто человеком, а не устоявшейся иконой Творца выплеснулось в забубённые "три дня наркомана-великомученника", гонимого властями, используемого "друзьями" и спасённым (по Никите) лишь любовью божьего одуванчика Танюшки... За кадром остались и признание и вопрос самого Высоцкого, написанных ещё аж в 1969 году (!) :
Да, правда — тот, кто хочет, тот и может.
Да, правда — сам виновен, бог со мной!
Да, правда. Но одно меня тревожит —
Кому сказать спасибо, что живой?
Высоцкий ушёл из жизни, не разобравшись с самим собой, оставив разбитые сердца любимых им и любящих его, оставив огромные (даже по нынешним понятиям) долги. Жил широко и безоглядно, честно пытаясь долги отработать. ТогдА не смог. СегОдня у него таких денежных проблем не было бы,.. но большой вопрос - остался бы он "тем же самым" Высоцким, не воинственным диссидентом, но "зеркалом" своего времени, поэтом, творцом и кумиром миллионов?!..
Из ироничного Высоцкого "Скажи ещё спасибо, что живой!.." выброшены всего два слова, а получилась-осталась лишь пугающая маска ожившего мертвеца.