№894 VNS
Апофеоз лажи. О фильме «Страсти по Чапаю».
Виктор Мараховский
Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист.
1.
Уважаемые читатели! Вероятно, многие из вас уже ознакомились с многосерийным телефильмом «Страсти по Чапаю». А кое-кто – и с эмоциональными рецензиями на данный фильм. Основные претензии рецензентов к авторам -- в продолжении идеологического курса 90-х на рокомпот (то есть Россию-которую-мы-потеряли) и антисоветчину. Фильм обвиняют даже в том, что он – очередная вражеская пропаганда.
Но на самом деле это произведение -- не вражеская пропаганда. Оно хуже.
Про художественный сериал "Страсти по Чапаю" правильным было бы сказать следующее: сам фильм -- такая же безграмотная халтурная лажа, как и его название.
То есть: как недоучившиеся граждане, посмотрев фильм Тарковского "Страсти по Андрею", решили, что это выражение означает "Захватывающие приключения Андрея", а не "Страсти Христовы в изложении Андрея", -- так и фильм снимали граждане, из исторических источников читавшие в лучшем случае Википедию.
А остальное пространство забито обычной сериальной халтурой. То есть авторы дотягивались до ближайшего штампа или до ближайшего предмета «примерно по теме» – и совали его в кадр.
...В кабинете начальника ЧК стоят стулья из ближайшего «Кофе Хауза». На столе у него стоит винтажная лампа 1960-х из ближайшего клуба. Ходят красноармейцы в костюмах, подрезанных в ближайшей костюмерной про Гражданскую – пофигу, что не могли они так быть одеты в описанный период. Демон революции Троцкий с огромным восковым носом ведёт себя так, как будто сведения о себе черпал из литературы общества «Память». И когда в ответ на его приказ о сдаче командования Чапаев (профессиональный военный, между прочим) начинает плакаться, что об него ноги вытерли, и цитировать написанного 10 лет спустя «Золотого телёнка» на тему «академиев не кончали» -- Троцкий не то чтобы даже ржёт, а люто бугагирует, как психопат какой-то.
Почему? А потому что самая примитивная демоническая личность в представлении сериальных лажемётчиков так и выглядит.
Почему Чапаев бухает и за бабами бегает как угорелый, а оные бабы -- все как одна в истерике? Потому что сериал, думать некогда, надо бабло рубить, давайте африканские страсти про пьяный русский разврат.
Почему Чапаев вроде как крестьянин из-под Чебоксар, а говорит как выпускник ГИТИСа? Блин, а потому что он и есть выпускник, сериальный трудяга, ему на крестьянский говор переучиваться некогда, надо же бабло рубить, а ему вечером этим же голосом честного следователя играть.
Почему, кстати, язык героев – даже не притворяется народным языком столетней давности? А потому что сценаристу, про которого мы сейчас отдельно поговорим, некогда правдоподобие делать. У него ещё два сериала за год, про Сталина и про Петра Лещенко.
Почему ЧК ещё только народилось, а уже ничего человеческого, всё насилует, бьёт в кровь и расстреливает? А потому что оно во всех сериалах такое -- по-моему, этот вечно сексуально озабоченный бритоголовый чекист, умеющий только вожделеть чужих женщин, расстреливать мужчин у облупленной стенки и бить настоящих героев сапогом по яйцам, вообще всегда одним и тем же актёром исполняется.
Почему комиссар Фурманов стреляет Чапаеву в спину? А потому что в сериале любовный треугольник должен быть и интрига, а ревнивый комиссар – это такой же штамп, как похотливый чекист.
Почему вообще фильм решили про Чапаева снимать? А чё, раскрученный бренд и лежит плохо.
В хулителях сериала клокочет классовая ненависть. Но таких меньшинство. Громадному большинству зрителей сериал нравится. Сериал достойный. Рейтинг у него очень хороший. Не сравнить, например, с недавним хвалёным сериалом "Жизнь и судьба", занимающим 64 место.
Апофеоз лажи. О фильме «Страсти по Чапаю».
Виктор Мараховский
Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист.
1.
Уважаемые читатели! Вероятно, многие из вас уже ознакомились с многосерийным телефильмом «Страсти по Чапаю». А кое-кто – и с эмоциональными рецензиями на данный фильм. Основные претензии рецензентов к авторам -- в продолжении идеологического курса 90-х на рокомпот (то есть Россию-которую-мы-потеряли) и антисоветчину. Фильм обвиняют даже в том, что он – очередная вражеская пропаганда.
Но на самом деле это произведение -- не вражеская пропаганда. Оно хуже.
Про художественный сериал "Страсти по Чапаю" правильным было бы сказать следующее: сам фильм -- такая же безграмотная халтурная лажа, как и его название.
То есть: как недоучившиеся граждане, посмотрев фильм Тарковского "Страсти по Андрею", решили, что это выражение означает "Захватывающие приключения Андрея", а не "Страсти Христовы в изложении Андрея", -- так и фильм снимали граждане, из исторических источников читавшие в лучшем случае Википедию.
А остальное пространство забито обычной сериальной халтурой. То есть авторы дотягивались до ближайшего штампа или до ближайшего предмета «примерно по теме» – и совали его в кадр.
...В кабинете начальника ЧК стоят стулья из ближайшего «Кофе Хауза». На столе у него стоит винтажная лампа 1960-х из ближайшего клуба. Ходят красноармейцы в костюмах, подрезанных в ближайшей костюмерной про Гражданскую – пофигу, что не могли они так быть одеты в описанный период. Демон революции Троцкий с огромным восковым носом ведёт себя так, как будто сведения о себе черпал из литературы общества «Память». И когда в ответ на его приказ о сдаче командования Чапаев (профессиональный военный, между прочим) начинает плакаться, что об него ноги вытерли, и цитировать написанного 10 лет спустя «Золотого телёнка» на тему «академиев не кончали» -- Троцкий не то чтобы даже ржёт, а люто бугагирует, как психопат какой-то.
Почему? А потому что самая примитивная демоническая личность в представлении сериальных лажемётчиков так и выглядит.
Почему Чапаев бухает и за бабами бегает как угорелый, а оные бабы -- все как одна в истерике? Потому что сериал, думать некогда, надо бабло рубить, давайте африканские страсти про пьяный русский разврат.
Почему Чапаев вроде как крестьянин из-под Чебоксар, а говорит как выпускник ГИТИСа? Блин, а потому что он и есть выпускник, сериальный трудяга, ему на крестьянский говор переучиваться некогда, надо же бабло рубить, а ему вечером этим же голосом честного следователя играть.
Почему, кстати, язык героев – даже не притворяется народным языком столетней давности? А потому что сценаристу, про которого мы сейчас отдельно поговорим, некогда правдоподобие делать. У него ещё два сериала за год, про Сталина и про Петра Лещенко.
Почему ЧК ещё только народилось, а уже ничего человеческого, всё насилует, бьёт в кровь и расстреливает? А потому что оно во всех сериалах такое -- по-моему, этот вечно сексуально озабоченный бритоголовый чекист, умеющий только вожделеть чужих женщин, расстреливать мужчин у облупленной стенки и бить настоящих героев сапогом по яйцам, вообще всегда одним и тем же актёром исполняется.
Почему комиссар Фурманов стреляет Чапаеву в спину? А потому что в сериале любовный треугольник должен быть и интрига, а ревнивый комиссар – это такой же штамп, как похотливый чекист.
Почему вообще фильм решили про Чапаева снимать? А чё, раскрученный бренд и лежит плохо.
…Теперь -- о главных ответственных Режиссёра этой непроходимой лажи зовут Сергей Щербин, и раньше он снимал неизвестные мне сериалы "Русский дубль", "Одиночка" и "Дорожный патруль 2". А сценариста этой непроходимой лажи зовут Володарский Эдуард. И он за последнее десятилетие подарил нам такие адские прорывы в отечественном искусстве, как "Обыкновенный большевизм", "Обитаемый остров", "Штрафбат" и "Жизнь и судьба".
А в прошлом году он умер.
Но, несмотря на его смерть, в этом году нас ждёт ещё два сериала по его сценариям:
1) "Пётр Лещенко". Поскольку певец П.Лещенко сидел -- нет никаких сомнений, что его будут бить по яйцам бритоголовые чекисты, а куча его, лещенковских, женщин будет биться в истерике.
2) "Сын отца народов". Если это про Якова Сталина -- то там бритоголовые чекисты будут бить каких-нибудь его боевых товарищей, а куча его бывших женщин будет биться в истерике. А если про Василия Сталина -- то опять-таки куча женщин будет биться в истерике, а бритоголовые чекисты, вероятно, будут бить лётчиков и футболистов.
...И всё это не только потому, что скончавшийся на 72 году жизни Эдуард Володарский, как все бережно выкормленные советской властью творцы его поколения -- был тупой антисоветчик.
Едва ли он был им, когда писал сценарии к "Своему среди чужих", "Проверке на дорогах" или "Ивану Лапшину".
Просто с тех пор утекло очень много воды, а творцы, сами себя основательно попредававшие и поопровергавшие, приобретают нечто вроде равнодушной творческой фригидности.
То есть все заученные движения повторяют, но совершенно без вкуса и без вовлечения.
Им уже всё равно.
Поэтому действительной отечественной истории в фильме "СПЧ" -- примерно столько же, сколько античной истории во французской классицистской пьеске из жизни аркадских пастушков и наяд.
Она, история, там представлена в виде нескольких ходульных персонажей из "комедии дель арте" антисоветской эпохи. Трагический Герой-Любовник -- раз; Весёлая, а временами Злобная Толпа -- два; Похотливый Чекист -- три; Ревнивый Комиссар -- четыре. Отчаявшийся Убивать Русских Белый Офицер -- пять.
При этом видно, кстати, что на сей раз почувствовавшее перемену ветра руководство (то ли студии, то ли канала) явно попросило сценариста и режиссёра не перегибать с Белой Химерой. То есть не слишком разводить адмиралей и румяных гимназисток, не нагнетать хруст дореволюционной французской булки и не делить стороны на господофицеров в белом и небритую матросню. Чтобы, так сказать, достичь уже исторического примирения.
Но создатели поняли по-своему. То есть крякнули – и вместо набожных белых 1990-х вытащили из нафталина звероподобных царских казаков из голливудских мюзиклов по погромы. Видимо, уравновесить хотели.
В итоге получилось даже хуже, чем было: красные "СПЧ" приехали из антисоветского классицизма, а белые – из антирусского.
То есть из-за чего эти два вида отрицательных русских воюют -- из картины уже совсем не разобрать.
...Ну и ещё. Вся эта жуткая лажа, я имею в виду "Страсти по Чапаю", к шедевру братьев Васильевых "Чапаев" имеет такое же отношение, как к "Страстям по Иоанну" И.С.Баха.
Первые две-три серии получились так себе, на троечку с минусом. Даже подумал - а смотреть ли сериал дальше? Потом пошли нормальные, если не придираться, серии. А сейчас даже интересно стало. Буду смотреть до конца.
[quote]№811 Dekuba7
Расказачивание на Урале было беспощадным и после взятия красными (в том числе и чапаевскими) войсками Уральска в январе 1919 г. превратилось в настоящий геноцид. Инструкция из Москвы, посланная советам Урала, гласила: «§ 1. Все оставшиеся в рядах казачьей армии после 1 марта (1919 г.) объявляются вне закона и подлежат беспощадному истреблению. § 2. Все перебежчики, перешедшие на сторону Красной армии после 1 марта, подлежат безусловному аресту. § 3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками. § 4. В случае самовольного ухода одного из семейств, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете данного Совета…». Ревностное выполнение этой инструкции стало главным делом Василия Ивановича. По данным уральского казачьего полковника Фаддеева, в некоторых районах войсками Чапаева было истреблено до 98 % казаков.
Естественно, казаки оказали чапаевцам на редкость ожесточенное сопротивление: отступая, сжигали свои станицы, отравляли воду и целыми семьями уходили в степь. В конце концов они отомстили Чапаеву за смерть родных и опустошение родного края, разгромив его штаб в ходе Лбищенского рейда Уральской армии. Чапаев был смертельно ранен.
Я из Уральска. Фильм смотрю лишь из интереса к тому, как будет показана история Уральского казачьего войска времен Гражданской войны и вообще нашего края. Внутри все сжимается от предчувствия, что показано все будет равнодушно и не правдиво. Для людей, которые смотрят этот фильм из праздного любопытства, это не важно, а для потомков уральских казаков история Гражданской войны-это незаживающая рана уже на протяжении почти ста лет. Для крестьянства России, возможно, революция была освобождением, а у нас и так была воля, достаток и благополучие (свобода у всех, а достаток у большинства). Так что Гражданская война для меня -уничтожение моего народа. Хотелось бы надеяться, что в фильме будет достойно показана история Уральска и Уральского казачьего войска, но не приходится.
Актеры, кстати, не только красивые, но и вполне одаренные. И побольше бы таких-то. А то с 90-х годов на экранах сплошь дегенеративные уродливые физиономии бандюганов и уркаганов только и мелькают! Вы посмотрите повнимательнее - ведь 90 % - откровенно страшненьких!
№888 Воляпюк
Нашла старые фото дедушки,бабушки,других родных,их друзей,сослуживцев- хоть это 30е годы,а не 20е,лица совсем другие,не гламурные,как в этом творении,и люди эти в основном москвичи.Вот меня эти "красавцы и красотки " раздражают безмерно. Вспоминаю сериал "Дживс и Вустер"-вот где англичане такие типажи нашли? Даже от этих лиц удовольствие получаешь,а у нас,похоже,берут в актеры только за смазливое личико-скушно это!
Нашла старые фото дедушки,бабушки,других родных,их друзей,сослуживцев- хоть это 30е годы,а не 20е,лица совсем другие,не гламурные,как в этом творении,и люди эти в основном москвичи.Вот меня эти "красавцы и красотки " раздражают безмерно. Вспоминаю сериал "Дживс и Вустер"-вот где англичане такие типажи нашли? Даже от этих лиц удовольствие получаешь,а у нас,похоже,берут в актеры только за смазливое личико-скушно это!
А мне фильм понравился. И исполнитель главного героя тоже.Образ получился живой и естественный. Только вот минус современных фильмов - сериалов ,даже удачных -некий схематизм.Образ созданный Стрельниковым -очень органичный,а фильм (я думаю это недостаток монтажа) выглядит как синопсис.
№881 Соня Борскивер
С Вашими фантазиями другие фильмы смотреть надо,хотя,если бы Вы снимали "Страсти по Чапаю" или "Тихий Дон",не сомневаюсь,что все так и было бы.
Да что вы, Сонечка, это вовсе не Иренкины фаназии, а широко известный факт - Гришку Мелехова в последней редакции ТД сыграл пррррекрасный британский актер Р.Эверетт.=)))
№ 874 Иренка (Питер) 20.02.2013 05:11
Берегитесь, ДаНаливай, тут много добрых самаритян. Щас вас февраль пожалеет и спать отправит:)
№883 февраль
Ирэнка, уложить вас видимо не кому не удалось;) Поэтому по ночам и изливаете:))))
О, нет, тут мне пока ничего не грозит - Февраль твердо намерен спеть колыбельную именно Вам=))))))
Хотя я бы на его месте совершила доброе дело и убаюкала не в меру грозного № 878 Никол77.....
№ 879 Михаил63
А взаимопонимание никто не отменял=))) Я, как всегда, с большим интересом прочитала Ваши комментарии, приняла их к сведению. Потом прочитала комментарии других уважаемых мною форумчан - иногда диаметрально противоположные. Тоже приняла к сведению. Потом "чисто поржала" над некоторыми ночными перепалками=)))
И вот все это в совокупности помогло мне поглядеть СПЧ. Без этого я времени бы на сериал тратить не стала, скажу честно.
И да, Вы правы - есть там вкус натурпродукта...но мне чего-то надоело искать этот самый вкус. Пошлый я человек, потребитель бессовестный - желаю, чтоб без всякого зверского усилия с моей стороны настигли меня и катарсис, и Просветление У, и чтоб от экрана было не оторваться, и чтоб хотелось говорить о фильме - или потрясенно молчать...
Но нет. Опять - средненько. Как там? "Все равно, что принимать душ в резиновых сапогах"?=)))
Сергей Стрельников: А героем анекдотов он стал благодаря артисту Борису Бабочкину. Не Чапаев стал героем анекдотов, а образ, который создал Борис Бабочкин.
Если цитата Стрельникова не искажена, то он сказанул. Значит, Бабочкин сыграл Чапаева в анекдотическом ключе? А в интерпретации интервьюируемого быть Чапаеву героем былинного эпоса? Бабочкин сделал своего героя народным, оживил экранный образ. Анекдоты - проявление всенародной любви, не зря Чапаев в них всегда остроумен, находчив и смел. № 871 ДаНаливай
СПЧ - именно такая, синтетическая розовая колбаса - с симпатишными личиками актеров, с более-менее яркой картинкой...и полным отсутствием внутреннего содержания.
Ну, вот, а я так надеялся на взаимопонимание... А я всё-таки улавливаю вкус натурпродукта, не сплошная синтетика и без ГМО...