В "Пугачеве" не только историю, но и сам шаламовский рассказ переврали. У Шаламова в произведении настрой психологически-романтический. Фильм - нечто вроде современного боевика с элементами ролевой игры. Да и многие фильмы сейчас в таком духе снимают.
№ 39 -
Удивляет,что этот фильм, основанный на насквозь лживом рассказе,показывает телеканал "Звезда",позиционирующий себя как военно-патриотический и приближенный к МО РФ!
Меня не удивляет. На то и государственный канал чтобы показывать и пропагандировать госзаказ. Если на 1 канале лживые "исторические" фильмы выходят сотнями, не удивительно что и на других.
А мнение ветеранов, вообще свидетелей века и честных историков государству в последнюю очередь интересно.
Когда "Пугачев" только что вышел, он мне, в принципе, понравился - по крайней мере, не самая худшая лента из современных на тему войны и вообще истории. Тем более, на фоне того что было снято одновременно с ней и позднее. Но я уже тогда обратила внимание что это не столько
сериал о подлинном героизме, о любви к Родине, о готовности пожертвовать всем ради победы. Сериал о настоящих людях, честных и неподкупных, о жажде свободы и непреодолимой воле к жизни…
сколько перестроечный запоздавший креатив :).
Хотя почему только перестроечный, в том духе до сих пор кино снимают. Но тогда постановка качественнее была и исторические детали, хотя бы с той же военной формой, больше соответствовали правде.
В статье
"Кто он, майор Пугачев?" есть и о фильме и о рассказе и вообще о той эпохе и судьбах разных людей.
http://scepsis.net/library/id_1702.html
о сходствах и различиях сталинских и гитлеровских лагерей тоже есть:
Главное различие заключалось в том, что целей сознательного массового уничтожения людей советская лагерная система не ставила - за исключением тех же 1937-1938 годов, когда террор в стране был тотальным, а также за исключением установки на ликвидацию – превращение в «лагерную пыль» - отдельных социальных групп, например, оппозиционеров- «троцкистов». Основная функция сталинских лагерей - экономическая: путем варварской, не считавшейся ни с какими жертвами, эксплуатации человеческого труда решались многие государственные проблемы, том числе проблема добычи золота
.
По крайней мере, смертность и вред здоровью в сталинских лагерях были, хоть и не было крематориев. Если для экономических показателей было нужно выполнить план по посадкам, это делалось. В том числе путем "добровольных" признаний в прорытии туннелей от Лондона до Бомбея (условно говоря, конечно ;).
Напомним, что у Шаламова майор Пугачев, честный советский человек, осужден после плена и фильтрации «за шпионаж». Писатель отразил черту времени – шпиономания являлась фактом сталинской эпохи, и сколько людей было оклеветано, произведено в агенты иностранных разведок, трудно подсчитать. Но у создателей фильма одна шаламовская фраза «за шпионаж» превратилась в целые полсерии, где из Пугачева и его товарищей, перешедших линию фронта, СМЕРШ выбивает нужные показания.
Мог бы получиться адекватный фильм, если бы его снимали не по Шаламову, а просто по истории, с не слишком расходящимися реальными и художественными деталями, без лишнего экшена. Все-таки происходили похожие случаи и в войну и некоторое время после, да и вообще в сталинский период. Но адекватность - это явно не для современного кино.
№ 18 -
А еще были такие, которые при первой возможности бежали в плен со всех ног, чтоб жизнь себе спасти, а это можно приравнять к предательству - не должен солдат просто так, с бухты-барахты идти в плен сдаваться. Были конечно и такие, что безвинно обвинялись в предательстве или трусости и потом осуждались, но это было исключением. А этот фильм подает это как правило.
Да, таких, которые добровольно сдавались, немало было. особенно в самом начале войны, когда было много стратегических просчетов и целые воинские подразделения попадали в безвыходное положение, оказывались перед противником безоружными и т.д.
Но этих солдат можно понять, у них была хоть какая-то надежда остаться в живых и на родину вернуться, не все ведь они были изменниками. Хотя для самой родины автоматически становились ими, только потому что сдавались в плен, а при каких обстоятельствах и почему, это ей уже было неинтересно. Были среди таких сдавшихся и те, кто с рассчетом вернуться на родину вербовался в шпионские и диверсионные отряды противника. Вопрос только, как таким солдатам и какому их количеству удавалось доказывать правду.
Правда, и поступавшие в ту же РОА и прочие настоящие изменники были в массовом количестве. Среди них были и те, у кого была обоснованная ненависть к советской власти (что, естественно, их предательство не извиняет), тут про таких тоже писали.
Кстати, майор Пугачев мог бы во время побега на самом деле убить охрану, и не только он, любой кто совершает побег. Вряд ли зеки массово испытывали симпатии к ней, хоть в ней и состояли простые советские люди. Которые так же в свою очередь вряд ли испытывали лишний гуманизм к зекам. Тем более, этих простых деревенских парней учили политической сознательности ;). А Пугачев показан положительным героем, значит, те, кто его охранял, должны быть показаны наоборот отрицательными, как элементы той системы.
В современных тюрьмах примерно в том же роде - и сидят и охраняют такие же люди ;).
Честные фронтовики в ГУЛАГ тоже попадали и как раз нередко шли на побег, да и без них конфликтовали с охраной и администрацией, ненавидели лагерные унижения. В статье по ссылке как раз есть и про таких.