Алла родила ребёнка и бросила его, новорождённого, на вокзале. Потом пыталась покончить с собой. Попала в психушку. Пути - дороги привели Аллу в церковь, где священник дал ей совет, как замолить свой грех перед богом...
Фильм этот представляет собой довольно странную смесь газетного очерка о нравах детского дома и бульварной истории потерянного и найденного ребенка. Героиня — несчастная молодая женщина, обезображенная каким-то шрамом, рожает ребенка прямо на вокзале и от полной безысходности оставляет его в вокзальном сортире. Потом она попадает в психушку и, выйдя оттуда, встречает на своем пути церковь. В церкви разумный батюшка велит ей идти работать в Дом ребенка, чтобы помогать сиротам и таким образом искупить свой страшный грех. Дальше начинается история искупления: в детском доме — несчастные, пьющие девки-воспитательницы, которые воруют продукты и лупят детей почем зря; и она среди них — хорошая, тихая, добрая: любит детей, не ворует, моет горшки... В общем, нормальная христианская история на тему «побеждай зло добром»... Не совсем, однако, понятно, зачем в компании расхристанных воспитательниц присутствует молодой человек, которого играет отечественный «Рэмбо», красавец атлетического сложения, актер Дмитрий Певцов... И только ближе к концу становится ясно, что сей прекрасный принц предназначен героине в награду за доброту и хорошее отношение к детям. И еще один, самый главный подарок судьбы она получает в финале картины, когда случайно находит на вокзале своего ребенка. Этот эпизод вызывает особенное недоумение на фоне предыдущего, где мы видим как одна из самых несчастных воспитанниц детского дома — пятилетняя девочка, помещенная в психбольницу и убежавшая оттуда, одиноко бредет по городу в поисках своего дедушки-бомжа, который к тому же умер... Тут поражает именно легкость, с какой авторы бросают эту трагическую историю на полуслове, чтобы срочно завершить фильм счастливым финалом. Всякое христианство здесь улетучивается и на сцену выступает чисто языческий прагматизм: сделал — получил, искупил вину — держи награду. А конкретные страдания конкретных детей остаются где-то за кадром. Страданий на земле много... В американском кино с его устоявшимися жанровыми канонами такое было бы невозможно. У нас же — возможно, и это никого не коробит. И зрители смотрят с благодарностью и даже плачут — так велика потребность видеть на экране, пусть даже в столь приблизительном воплощении, реальное действенное добро. А может быть эта неразборчивость происходит оттого, что сентиментальная жажда добра у нас пока сильнее действительного опыта добрых дел?
последнее обновление информации: 15.06.23
Про режиссерский дебют Елены Цыплаковой "Камышовый рай" говорили: мужской фильм. И в самом деле, история о бомжах, завербовавшихся куда-то в среднеазиатские пустыни и ставших там обыкновенными рабами у новоявленных феодалов, была рассказана уверенно, без сентиментальных охов и вздохов. В картине "На тебя уповаю" Елена Цыплакова похоже решила доказать, что умеет снимать не только "мужское", но и "женское" кино. И если понимать под "женским кино" нечто душещипательное, слезливое, "жалостное", то она добилась немалого успеха. События такого сорта накручиваются в фильме от начала до конца.
...Наркоманка, бросив своего только что родившегося ребенка, попадает на принудительное лечение, а затем, поговорив по душам со священником, идет работать в детский дом... Девица легкого поведения тоже в порядке самоперевоспитания приходит в этот же детдом, а потом выходит замуж за иностранца, усыновляет мальчугана-детдомовца и забирает его в мужнину Америку. Подружившись, молодые женщины вступают в нравственно-педагогический бой с остальным персоналом детдома. А это жестокие алкаши, которые не любят детей, берут взятки и авоськами тащат домой предназначенные для малышей продукты...
Бывших наркоманку и "путану" жалко, еще жальче маленьких детишек, брошенных родителями на хилую государственную шею. Жалко и папашу-шизофреника, который, хлебнув пару стаканов бормотухи, ночами бродит под окнами детдома, надеясь увидеть свою доченьку...
Чтобы превратить этот наворот событий в художественную и психологически убедительную драму, на мой взгляд, необходим профессионализм высшей пробы.
Увы, на деле мы получили привычный набор "чернухи" - беспросветной, гнетущей, монотонной. И даже хорошие актрисы, хоть и пытаются как-то оживить сценарные схемы, успеха добиваются лишь в немногих эпизодах, в коих проскальзывает искорка искренности.
Снятые незадолго до фильма Цыплаковой "Поджигатели" и "Казенный дом" о тех же самых проблемах рассказали куда убедительнее, без привкуса "мыльной оперы". Впрочем, быть может, "На тебя уповаю" - это своего рода "пилот" перед созданием какого-нибудь грандиозного сериала о том, как перевоспитавшиеся шлюхи и наркоманы с помощью господа нашего выводят заблудившуюся страну на путь истинный?
10 января 2025
1 декабря 2013
17 марта 2007