К просмотру «Быть или не быть» Алексея Петрухина в Смоленске явно оказалась не готова. А жаль!
Съемочная группа приехала представлять картину почти в полном составе. Но разговора с публикой не состоялось. Изящная шутка режиссера во время представления актрисы, исполнившей главную роль, что он, мол, все время забывает ее фамилию – не сработала. Никто в зале просто не знал, что это его любимая актриса – не московская ж туса сидела. И во время просмотра зал реагировал сдержанно. Даже там, где более искушенная публика обязательно рассмеялась бы или похлопала – стояла гробовая тишина. При этом – это смешно, но почти все пришедшие на просмотр досидели до конца: те, кто не ушел сразу же, увидев в кадре психбольницу, - все остались до финальных титров. Финальные титры этого кино потрясают. Потому что это списки умерших актеров театра и кино за последние сорок лет. Список огромный. Все смотрели вот такие титры - тихо и честно, как и посоветовал организатор фестиваля перед просмотром. В общем, на финальных титрах – людей ждал катарсис, по задумке режиссера, как он сказал после показа. Это удалось. После минуты молчания люди молча поднялись и потянулись к выходу из зала… Фильм не поняли?
Да, понять его непросто. Потому что в нем нет однозначных ответов – этот хороший, тот плохой. А тот – вот он вообще во всем виноват. Этот фильм – не простая история. И вопрос в его названии стоит не простой. И ответ на него не подчеркнут жирной линией…
Вообще очень странное ощущение остается после просмотра, какой-то щекотки: как будто бы ты, зритель, не справился со своей задачей. Авторы – актеры, режиссеры – справились, а от тебя взамен ждали чего-то другого, другой реакции… Помните фильм «Игрушка»? Как будто тебя вывели в пижаме на вечерний прием, и смотрят, как ты сейчас поступишь? Как поведешь себя, лишенный привычной опоры в виде приличной одежды? Вот так же примерно чувствуешь себя на просмотре «Быть или не быть». Вероятно, этого - создатели от меня хотели?
Уверена, что для начала просто хотели, чтобы мы задумались. Мы уже привыкли воспринимать людей искусства гламурными, богатыми, лощеными, довольными. Кто сейчас вспоминает о том, что художник должен быть голодным? Спросите у Никаса Сафронова! Кто помнит о том, что актерская профессия начиналась с бродячих шутов, в грязи площадных балаганов? Но, оказывается, и сегодня есть в этой профессии люди, которые не работают, а служат. И не за деньги, а за идею, или за что-то там еще эфемерное непонятное, но вызывающее уважение! Они есть, но их мало. Вот примерно об этом кино…
Что касается собственно киноэстетики, киноязыка, поиска формы – то тут кино явно удалось. Фильм производит очень сильное впечатление – настолько он не похож на все, что мы привыкли видеть с экрана. И на гламурное кино не похож, и еще больше на фестивальное, артхаусное – не похож. Потому что оно почти всегда темное, мутное, тяжелое, сине-зеленое. А этот фильм удивительно яркий, открытый, будоражащий, цветной. При этом авангардный по съемке. Постоянное движение камеры, первые ряды укачивало, и смотрели кино с закрытыми глазами, как радиоспектакль. Обилие смелых крупных планов, местами неистовый монтаж. И актеры – класс, все играют с полным приводом, все в ударе, каждый как будто ждет своего монолога, а когда приходит его время – что называется, «жжет». Потрясающие работы всех актеров! А Илья Исаев местами – ну, полный Смоктуновский, выдает такую глубину, что не по себе.
От обычного кино в каком-нибудь 5D формате, могут волосы встать дыбом и мурашки пробежать по коже. От арт-хауса мурашки могут пробежать разве что по коре головного мозга. А вот от фильма «Быть или не быть» у меня лично мурашки как будто пробежали прямо по душе…
Побывала в Доме кино на премьере фильма, пригласили друзья. Смотреть кино было тяжело - в битком набитом зале явно забыли включить кондиционеры (хотя о чем я?! это ж храм искусства) - но зрители упорно не уходили. Фильм мне показался тежелым, не только из-за духоты:) Если задуматься над темой, которую поднял режиссер, становится жутко - у нас же действительно почти не осталось настоящих хороших актеров, которые живут на сцене, а не зарабатывают деньги. Все наше кино находится в такой глубокой коме, что никакой Михалков (особенно Михалков) не способны разбудить зрителя, заставить его думать. Все современные фильмы либо претендуют на кассовый успех, либо именуют себя "артхаусом" (в последнее время кажется, что этот термин тоже изобрели продюсеры, для того, чтобы заработать бабло и на откровенно слабых работах, но которые можно втюхать зрителю как "кино не для всех". Кто осмелится сказать о фильме, получившем призы в Венеции или Каннах, что кино плохое?!) Вот! Этим бизнесмены от кино и пользуются.
Вообще, странно, потому что фильм вроде не об этом, но после просмотра почему-то задумалась именно на эту тему. Значит, фильм цепляет, направляет, а некоторых (тех, о ком выше) может и напугать - о них правду сказали. Хотя, станет им страшно или нет, зависит только от того, ЧТО зритель вынесет из фильма Быть или не быть. Если самую суть - то фильм станет бомбой, скандалом, откровением. Если только внешнюю облочку - то жить нам всем в убогом мире современного "как бы" кино.
Стенограмма выступления режиссера-постановщика фильма «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ» Алексея А. Петрухина, на Премьере картины в Доме Кино в рамках открытия Российской программы 33-го ММКФ 24 июня 2011 года.
Дорогие друзья! Коллеги! Уважаемые зрители!
Разрешите, от имени Компании МАРИНС ГРУПП ИНТЕРТЕЙМЕНТ, Кинокомпании РФГ, Студии МУРАВЕЙ ПРОДАКШН, поприветствовать и поблагодарить дирекцию ММКФ за оказанное доверие и внимание к нашей работе! Вклад всех 33х Фестивалей в развитие Российского кинематографа очевиден и бесспорен. Как Вы знаете, международную программу 33го Фестиваля открыл фильм ТРАНСФОРМЕРЫ своей мировой Премьерой, а это, знаете ли, очень дорогого стоит для всей Российской киноиндустрии. Но стремиться нам надо и к другому! Надо чтоб международные фестивали открывали Российскими картинами! Надо чтобы Российская программа ММКФ открывалась фильмами не меньшего масштаба ТРАНСФОРМЕРОВ, а не такими работами как БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. Этот вопрос, БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, вообще не должен стоять для Российского кино. Конечно, мы смело, и уверенно говорим БЫТЬ. Наша команда, МАРИНС ГРУПП ИНТЕРТЕЙМЕНТ, приложит максимум усилий, чтобы так и было в самом ближайшем будущем. Наши картины МАРСИАНИН, ИНСУЛИН и конечно же ВИЙ, уже в следующем году смогут порадовать зрителя! Да, такое вступление, конечно, не для сегодняшнего фильма, это для будущих премьер.
Но пока, ТРАНСФОРМЕРЫ пошли по миру развлекать зрителя, косить сотни миллионов долларов, мы представляем психологическую социальную драму БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, снятого в том самом жанре и стиле, в котором находится вся наша киноиндустрия… к великому сожалению …
О содержании говорить не будем – вы все сами увидите.
Хочу сказать, что фильм задумывался и был реализован как авторский проект, т.е субъективное мнение, т.е моё мнение… Картина должна задать вопрос: насколько важно осознавать силу слова, произнесенного со сцены, с экрана, насколько легко перейти грань между игрой и реальностью, и заметна ли эта грань вообще. Как мне кажется, фильм получился об этом… или не получился, но он об этом.
Мы не стремились сделать большое кино - тема не для мейнстрима. Но при этом тема очень важна. Мало мы понимаем, как тонка на самом деле грань между нормой и безумием.
Кто-то из критиков, успевших, в отличие от актеров, группы и меня, уже якобы посмотреть полностью готовую картину, поспешил назвать фильм скандальным, мол, режиссер резко и дерзко высказывается об актерах, особенно современных. Мы только сегодня утром забрали пленку из САЛАМАНДРЫ, поэтому ещё никто не видел эту картину. Но зато уже назвали скандальной.
Хотя одно в прочитанной рецензии мне понравилось, и я рад, что это дошло до критика. Хотел бы процитировать: «..Те, кто очень хочет «в телевизор», но не понимает, насколько это сложно, ответственно, тяжело. Даже по нынешним временам, когда актеры уже не отдают всю свою жизнь искусству, для них лицедейство просто работа. Осознание силы искусства, кино, театра, важно не только для них, это оружие, причем очень серьезное. Не умея с ним обращаться, легко уничтожить не только других, но и себя.»
Мы меньше всего хотели бы, чтобы наш фильм называли «скандальным» – не о том мы снимали! Но хорошо уже то, что мнения о фильме есть. Мнения могут быть любыми - хорошими, плохими, скандальными – какими угодно. Главное, чтобы мнения были.
Всё что в фильме хорошего, это, пожалуйста, в адрес команды МАРИНС ГРУПП ИНТЕРТЕЙМЕНТ, а всё что плохо и портит картину, это к Алексею Петрухину.
Хотелось бы, чтоб наша работа помогла посмотреть на основную тему этого фильма другими глазами – если история заставит вас спорить, значит, работали не зря.
Я знаю, что многим фильм не понравиться, спросят меня зачем снимал, и кстати, на этот вопрос я ответил в самом начале, там режиссер точно объясняет, что он хотел сказать этим фильмом… Так вот, всем кому понравится просьба написать в Интернете пару строк, а кому не понравится, звоните мне напрямую, на мой мобильный, он не менялся 12 лет уже, и я буду благодарен за критику, что не так…
ММКФ желаю скорее приобрести настоящий Дворец Фестивалей, чтобы мир хотел делать в нем Премьеры. СОЮЗ МАРИНС ГРУПП , в который и входит МАРИНС ГРУПП ИНТЕРТЕЙМЕНТ, готовы принять непосредственное участие в реализации проекта Дворца Фестивалей, и внести вклад в развитие Российской киноиндустрии!
А сейчас, я хотел бы передать слово исполнительному продюсеру картины Олегу Любаеву, который представит группу, работавшую над фильмом!
Не могу сказать, что фильм гениальный, но как многие о нем говорят – тема цепляет. Снято так себе, но скандалец налицо – актеры современные – серость и бездарность. И глаза у них пустые. Вот, в общем, и все что запомнилось после просмотра.