Вопреки ожиданиям, гвоздь новеллы не магия, а пиротехника: неведомый злоумышленник чужими руками разводит жар и предается огненной потехе издали. Особенно потешно горит книжный магазин, на углях которого разгорается новая страсть Коробейникова: он с трудом сдерживает желание попросить телефончик у спасенной чарокнижницы и успокаивает ее тревоги сообщением о поджоге, в то время как старая любовь тлеет на задворках. Хотя ответ Анны Клюеву, по традиции сезона, остался за кадром, зритель понимает, что он был положительным: не желая превращать венец безбрачия в обет, она вручает себя его заботам на пожарище и на спектакле гипнотизера при полном попустительстве Штольмана. И не его заслуга в том, что на представление она не попала, благодарить стоит вздумавшую рожать, по словам санитарки, Кулагину, на операцию к которой Анна спешит прямо в вечернем туалете. Тем временем зрелище, пропущенное сыщиком и медиумом, захватывает публику, не подозревающую, что вместо битвы экстрасенсов смотрит шоу двойников. Как водится, чем наглее обман, тем больше ему верят: жаждущие лицезреть гипнотизера записывают на ладонях номера, ибо очередь растягивается во времени и пространстве; Коробейников торопится открыть дело на потусторонних основаниях; Анна восторженно подтверждает способность одного только Доницетти материализовать духа, напрочь забывая о возможностях уголовной полиции. Голос разума, исходящий от Штольмана, оказывается в гордом одиночестве и рискует навлечь на Яков Платоныча суд Линча. Видимо, поэтому разум в данной новелле робок и то и дело покидает героев, на время, если повезет. Судя по всему, больше всех повезло Клюеву с его затянувшейся ремиссией, а меньше всех Анне, которой в общении с мамой и сыном Доницетти отказывают и медицинские познания, и элементарная логика. Штольман, тем не менее, ухитряется оказаться в нужном месте в нужное время и спасает дочь от убийцы, мать от любовницы, а город – от мошенника. Впечатление смазывает тайная эротомания, ставшая явной в неподходящий момент. Но кто не без греха, особенно если грех – последний писк данного сезона.
Позволю себе повторить то, что недавно написала в личной переписке.
Во втором сезоне Штольман лишился нескольких ключевых качеств, свойственных ему в первом. В нем больше нет внутреннего огня, который в первом проявлялся то в сыщицкой неутомимости, то в независимом отношении к вышестоящим, то в любви. Страсть в нем была всегда, до осознания чувства к Анне, но проявлялась по-разному. Во втором этого огня нет.
Далее, Штольман-второй болен Анной. Он ее не любит, она у него болит. Если это и развитие отношений, то патологическое. Он теряет себя всякий раз, когда слышит о ней хотя бы мельком, ее слезы лишают его почвы под ногами, он готов угождать ей, даже если это угрожает ее жизни (например, соглашается объясняться с ней, идя арестовывать убийцу. Сравните с "Двумя офицерами").
Еще одно утерянное качество - профессионализм. Промахи у него были и в первом, но все-таки не полные провалы. Во втором сезоне он редко ведет себя с достоинством, больше унижается. Сарказм стал эпизодичным и менее тонким. Деградация налицо, но я могла бы простить это герою, который пять лет провел за решеткой. Я писала здесь, что если гордого, сильного и свободолюбивого человека запереть в тюрьме без вины и надежды на освобождение, это приведет к локальному взрыву, и вместо души останется выжженная пустыня с одиноким цветком, да и то на кактусе. Однако он теряет еще и честность, и порядочность, и ответственность.
Бывают мелкие оплошности, а бывает непозволительное, с чем несовместимы чистая любовь и истинное благородство. Штольман в первом сезоне допускает эти оплошности. Он заботится об Анне, старается отстранить и оградить. Выговаривает, запирает, отвлекает попутными заданиями. Но иногда не соображает, например, отпускает ее одну через кладбище. Это оплошность. Пример непозволительного - это, например, если бы в «Адептах» он бросился утешать ее поцелуями, как в «Иллюзионисте», несмотря на городового/родителей за стенкой. Это означает ставить свои и даже ее желания выше ее чести. Ведь он не может "сделать из нее честную женщину", сколько бы мы ни говорили о том, что брак фиктивный. В то время фиктивным брак делало отсутствие не отношений, а документа. Непозволительно для зрелого порядочного мужчины вообще и для Штольмана, который как раз показал себя порядочным, в частности. Непозволительное - это даже не скрывать брак, а вести себя так, как будто его нет, как будто он может жениться хоть завтра. Давать девушке надежду, не имея на это права. Невозволительно не дать любимой возможности самой сделать выбор, с учетом всех обстоятельств. Безответственно предпринимать важные шаги, опережая события, рассчитывая на то, что может и не случиться.
Словом, как бы я ни пыталась оправдать для себя Штольмана после многочисленных повторных просмотров второго сезона, мне это не удалось. Исчезло то, что мне так нравилось в первом сезоне. Это совершенно другой персонаж, гораздо более близкий шаблонному романтическому герою, который уныло волочится за недоступной героиней и не видит ничего в жизни, кроме нее, ни службу, ни карты, ни коньяк, ни шахматы, лишь те же шаблонные ухаживания и приемы, позволяющие заполучить ее.
Хочу поделиться своей историей. Да, как и многие другие, я не смотрю современные сериалы, вообще редко что смотрю, у мня и телевизора нет, только в компьютере, по своему выбору. Случайно увидела кусок этого сериала, смотрела моя невестка, потом нашла в интернете и.. попала.
Попробую описать свои странные отношения с сериалом. Я практически все эти дни не только его смотрела при первой возможности, но и думала о нем – в дороге, во время прогулок, проснувшись утром. Почитав перепалки на форумах, я поняла, что не я одна такая. Как ни странно, сериал стал наркотиком для определенной части населения. Я всегда читаю комментарии зрителей и слушателей, мне любопытно попытаться понять, чем живет народонаселение нашей страны, так вот такой истерии, как в этом случае, я не встречала нигде. Одна дама призналась, что вот уже 2 года смотрит его каждый день! (он вышел в 2016). Появившийся в 2020 году 2-й сезон расколол поклонников не хуже гражданской войны. Редчайший случай, его сняли в результате не прекращавшейся борьбы фанатов за продолжение (ну во всяком случае, так позиционировали). При этом есть стойкая группа (большинство из них пишут давно и часто, то есть – не отпускает!), мнение которой разделила и я. Это на удивление образованные дамы, преимущественно 50+, пишущие прекрасным языком, образованные, ироничные, с чувством юмора, но при этом чувствительные и немного сентиментальные. Какие-то струны их, то есть нашей души, затронуло это действо. Это, безусловно, связано с нашим воспитанием, идеалами, которые заложили нас в далекие советские годы и которые потом были уничтожены новыми временами. Я росла в уже циничное время, это был закат эпохи и в коммунизм никто не верил, но принципы в нас вбили, те самые, которые были сформулированы в кодексе строителя коммунизма и так беззастенчиво перекликались с библейскими заповедями: не убий, не укради, не возжелай… И мы, не веря в светлое будущее (или тайно веря?), старались жить по ним. Ну и общий уровень гуманитарного образования был на порядок выше, книжки читали повсеместно, наше поколение безошибочно поймет аллюзии как к Трем мушкетёрам (книге, не фильму), так и к Марсианским хроникам. Потом пришли иные времена и оказалось, что все «совсем не так, как кажется»: кто не работает, тот ест; от добра ищут еще больше добра; сердцу прикажешь; деньгами счастье купишь, в деньгах счастье и так далее. В принципе, на жизнь грех жаловаться, обнаружилось много новых возможностей, чего только стоит огромный мир, который мы открыли, он обогатил нас, сделал жизнь ярче, открыл на многое глаза. Мы стали жить богаче, интереснее, разнообразнее. Но вероятно где-то в глубине души осталась та самая юность с ее идеалами, которую каким-то мистическим образом разбудил этот сериал. Забавно, что это детективный сериал с элементами мистики (sic!). В конце есть серии, которые вообще невозможно смотреть из-за никудышного детективного сюжета. Совершенно очевидно, что финансирование было минимальным. Но каким-то волшебством удалось создать мир провинциального российского городка второй половины XIX века, мир милый и уютный, несмотря на детективную составляющую, населить его абсолютно реальными жителями, не хорошими, не плохими, а живыми (хотя и покойников в детективном сериале хватает, но они, как и мистика, удивительным образом не раздражают и не мешают). Такое впечатление, что все актеры не играют, а живут в этом мире, и ты теряешь грань между реальностью и вымыслом, становишься частью этой странной жизни. Но самое главное – в этом мире живет Любовь, царствует надо всем от первого до последнего мгновения (даже не получается написать – кадра). И именно эта любовь и есть самое главное. Мы все влюбились в нее. Мы ее пережили вместе с героями, каждый взгляд, каждое прикосновение, каждую обиду и каждый момент счастья. Она напомнила нам о чем-то забытом, ушедшем, занесенным повседневными заботами, работой и даже нашей интересной жизнью, показавшейся вдруг просто пестрой мишурой. Главный успех сериала заключается в двух моментах. Первое, образы главных героев. Своеобразная ролевая игра, которая в них заложена. Она – юная провинциальная барышня, хорошенькая, искренняя, неопытная, но при этом «особенная», с даром ясновидения и неукротимой энергией. Она не боится показаться смешной, влюбившись, не пытается этого скрыть, не владеет приемами женского кокетства, идет напролом, обезоруживая своей доверчивостью и открытостью. Она меняется, взрослеет, непростая любовь, выпавшая на ее долю, заставляет взглянуть на мир иначе, научиться сдерживать свои порывы, но она все та же прямодушная и искренняя, а главное, любящая и прощающая. Он – столичный сыщик, взрослый, строгий к себе и другим, во многом бескомпромиссный, даже жесткий. В его натуре есть темные стороны – игрок, дуэлянт, поклонник женской красоты (бабник – как-то грубо). Замечу, кстати, что все это делает его еще более загадочным и привлекательным для юной барышни. При этом он честен и порядочен, надежен и храбр. И, что очень важно, он – профессионал. Для моего поколения это было очень важно. Мы росли с идеей, что настоящий мужчина это не тот, кто имеет много денег (полученных неизвестным путем), кто дарит подарки и засыпает букетами, говорит красивые слова, а тот, кто, в первую очередь, делает какое-то важное дело. Кто состоялся как личность и профессионал. В моей юности над богатенькими мальчиками смеялись и презирали их (ну конечно, если не нуждались в прописке и прочих радостях, такие были во все времена) То есть все красивые ухаживания, конечно, были приятны, но, как показывает жизнь, они редко совпадали с идеалом. И вот такая невозможная парочка оказывается втянутой в любовь. Они проходят различные стадии: зарождения чувств, когда она откровенно восхищается, а он забавляется; взаимного притяжения, когда глаза невольно ищут друг друга, а руки хотят как бы случайно коснуться; осознания, вызывающего противоречивые чувства; попыток вырваться из этого пленительного круга; обид, глупых слов, ненужных поступков; постепенной сдачи позиций; невозможности быть друга без друга и падения в бездонную пропасть любви. Они люди совершенно разного уклада и взглядов на жизнь. Она безоговорочно жаждет любви, а он, закоренелый холостяк, опутанный государственными интригами, совершенно не знает, что делать со своим чувством. Но сопротивление бесполезно, они должны быть вместе. Их любовь завораживает и одурманивает, ты становишься частью ее. Не в том плане, что ты чувствуешь себя на месте героини, нет, только ЕЕ место там, рядом с героем, ты просто полностью погружаешься в их любовь и чувствуешь одновременно то же, что и она, что и он. Вторая составляющая часть успеха – актеры, исполняющие роли главных героев. Они потрясающе убедительны. Ощущается то, что принято называть «химией». Их персонажам чаще всего трудно понять друг друга, они не могут и порой не хотят выразить свои чувства, но глазами и прикосновениями они это компенсируют. Губы говорят одно, непонятное, а взгляды объясняют все. Удивительно, я такого никогда не видела. И это на протяжении 56 серий! Взгляд волевого серьезного мужчины становится потрясающе беспомощным, когда он смотрит в широко распахнутые и ничего не таящие глаза юной дамы. В ее глазах всегда нежность Его – невольно загораются радостью при ее появлении и сатанеют при виде любого потенциального соперника рядом. Это волшебство и в него хочется погружаться все время, уходя от проблем и трудностей своей собственной жизни.
Загадка творчества – называл это мой гениальный папа. Собираются самые обыкновенные люди – режиссеры, сценаристы, актеры – которые ни до, ни после ничего интересного не создали, скучны и банальны в жизни и интервью и… рождается шедевр! В каком-то смысле помимо их воли, сам по себе. Обыкновенное чудо. Оно иногда случается.
Все это прекрасно продемонстрировал 2-й сезон, который так долго ждали фанаты. Те же герои, те же актеры, тот же антураж. Но – не получилось! И это поражение еще раз подчеркнуло уникальность сезона первого. Без первого сезона, второй, как самостоятельный сериал, ну ничего, можно и посмотреть на досуге, хотя, конечно, не пересматривать. Но чудо пропало. Прежде всего изменились герои. Героиня стала нервной, жесткой, истеричной, крикливой, таких сейчас много. Конечно, она могла сломаться за те 5 лет, что ждала возвращения героя. Но она не могла полностью утратить все свои душевные качества – доброту, искренность, отзывчивость, а главное – умение любить и принимать любимого таким, какой он есть (он и был непростой, но именно такого она и полюбила!). Дев, ожидающих героев бывало и подольше по времени, подобные героини не редкость в художественном мире – Пенелопа, Сольвейг – они страдают, но не ломаются. Если Анна в первом сезоне, при всей наивности и несуразности, абсолютна гармонична, ее нельзя было не полюбить герою и зрителям, то во втором она вызывает только недоумение и чувство неловкости, когда изображает роковую красавицу, псевдонезависимую эмансипе и псевдодоктора. Знакомая, естественная нам милая Анна смутно угадывается только в самых последних сериях, когда она принимает любимого со всеми его тайнами и глупостями, вероятно режиссеры позволили ей расслабиться, но как раз в это время начинается такая абракадабра вокруг, что это все уже не спасает положения. Герой тоже теряет самого себя. На годы в тюрьме нельзя списать потерю всех черт своей натуры и характера – он раздавлен, потерян, унижен, вымаливает любовь, не может толком разобраться ни в одном преступлении. Он окружен недоброжелательством, доходящим до ненависти, окружающих. У него не было особо друзей и в первом сезоне, но его ценили и уважали. И у него был верный помощник, добавлявший дружеский колорит в любовную игру героев. Во втором только доктор и, удивительным образом, полицмейстер сохранили к нему хотя бы уважение. Но главное, увы, полностью исчезает химия между героями. Если в первой части героиня дарит свои удивительные любовные взгляды только герою, остальные ее поклонники не получают ничего, кроме равнодушного или непонимающего взгляда, во второй она дарит сияние своей улыбки всем и каждому… кроме своего якобы возлюбленного. На него она смотрит в лучшем случае с раздражением, а чаще с открытой неприязнью. Да и герой, откровенно говоря, кажется, что выполняет свой долг, заискивая перед любимой, мол, обесчестил все-таки девушку 5 лет назад, надо отвечать. Создается впечатление, что он очень устал и не прочь отдохнуть от треволнений. Его взгляды, пронзившие сердца тысяч поклонниц когда-то всеми оттенками любовных чувств, теперь либо жалобные, либо трагичные. Любовные сцены, когда вроде бы у них «все хорошо», вызывают неловкость, настолько они не к месту и противоречат характеру тех, прежних персонажей. В первом сезоне был всего лишь один страстный поцелуй и краткая постельная сцена в заключительной серии. Она была естественна и гармонична. Герои шли к ней долгим путем, созрели для нее оба, по взаимному чувству (Анна с самого начала знала, зачем снимает номер в гостинице), их подтолкнули обстоятельства, разочарование героя в службе, а героине в семье и ее мире. Разговоры, нелепые поцелуйчики по кустам и розовая (такой она запомнилась мне, по крайней мере) постель во втором сезоне не вписываются в саму натуру персонажей, противоречат ей и их отношениям. Так же как и шампанское, букеты, конфеты. Понятно, что огромная масса фанаток ждала именно таких сюсей-пусей, но можно было бы сделать это все как-то поделикатней. Потерялись и остальные герои, в этом новом мире царят предательство, измены, пошлость, они стали нормой жизни. Даже если не брать во внимание абсолютно невозможных катар, гипнотизеров и табакерку.
В заключение. Я доктор исторических наук, руководящий работник, участвую в передачах ТВ, профессиональный путешественник, автор многих книг, жена, мать, бабушка, ну и много другого. Это не для хвастовства, у меня всего хватает, просто для статистики. Тем смешнее и страннее мне зависимость от того вида искусств, который я считала умирающим, если не умершим. А знаете, о чем я жалею больше всего? Что я не могу напрямую общаться с некоторыми участниками форума, чьи мысли по поводу фильма не только повторяют мои, но и, не боюсь признать, интереснее, остроумнее и ярче моих. Мне жаль, что я не могу общаться с ними, не только по поводу этого магического сериала. Я не знала, что есть те, кто так близки мне по духу, мы могли бы дружить, об этом я жалею. Всем счастья и удачи!
При просмотре данной новеллы вспоминается Вильям наш Шекспир, но почему-то в самодеятельной постановке народного театра. То ли страсти не те, то ли конец. Здесь, как и в предыдущих новеллах, наблюдается некий феминоцентризм: дамы страдают от избытка кавалеров, но, предпочитая одного, остальных не прогоняют, а, напротив, привечают, принимают от них подарки и вдохновляются их завлекательными рассказами об уголовно наказуемых деяниях. Штольман логично предполагает, что один из тех кавалеров, кому недоступны подобные высокие отношения, мог методом исключения намекнуть Марфе на свои неоспоримые достоинства. Идея нравится всем, но предпочтение окружающих отдается этническому акценту розыска. Наличие пуговиц и всего к ним прилагающегося рядом с Марфой осуждается в присутствии Анны, чтобы она могла достойно заклеймить подобную косность. Анна приходит в участок с добротворческой миссией: приводит сбежавшую невесту и сдает влюбленных с рук на руки разъяренным родителям, а затем обеспечивает обмен суицидальными предложениями. Успешность миссии несомненна: покушение на себя, обнаружение попытки и доставка в больницу происходят волшебным образом не только одновременно, но и своевременно. Зрителям остается только гадать, почему молодые супруги решили уйти из жизни, снискав гнев родителей, если сообщение о тайно состоявшемся браке вызывает у Муромовых желание благословить, а у Кайсарова – раскрыть объятья неверным. Тем временем незадачливый убийца в отчаянной попытке привлечь к себе внимание публики делает, несомненно, обдуманную попытку похитить возлюбленную средь бела дня и со слезами облегчения сдается полиции. Однако его рассказ о преступлениях во имя любви почему-то не находит сочувствия у служителей закона, в отличие от рассказа Марфы. И это наводит на мысли о том, как возраст и красота одного могут сделать Юпитером, а другого – быком в глазах избирательного правосудия. Воистину, нет повести печальнее на свете.
Эта новелла полна надежд: одну убивают, другую возлагают на Клюева, третья рождается в глазах Штольмана. Просмотр оставляет ощущение смены жанровой ипостаси: детектив начинает играть всеми оттенками мыльного пузыря, от неуемных мужских страстей и незаконного ребенка до амнезии Коробейникова, которая идет ему на пользу, так как, забыв о необходимости ненавидеть Штольмана, он успешно направляет энергию в русло сыска. В результате первого убийцу арестовывают в рекордные сроки, до собственно убийства. Однако полиции этого мало. Сыщики применяют деликатный метод допроса к подростку с тяжелым взглядом и лексиконом учителя словесности: в полный голос сообщают о насильственной смерти отца и осторожным шепотом просят о помощи в поимке еще одного убийцы, для полноты комплекта.
У всех дам в этой новелле что-то постоянно выходит за рамки приличий: то прическа, то акцент, то эхо, то сын, то младший Миронов. Только к концу начинаешь понимать, что неприкаянность части волосяного покрова означает не отсутствие расчески, а наличие куафера, причем одного на всех; цыганское эхо и особенности туалета Петра Иваныча с поправкой на кусты – тонкий сценарный юмор; а убийственное решение проблемы инцеста – заботу матери о ранимой душе отпрыска. Акцент, очевидно, критский, - это нить следствия, следуя которой, дядя превращается из дамского угодника в дамского негодяя.
Штольман вмешивается в расследование Анны ради заключительной фразы - он отомстил бы за смерть любимой, если бы это была Анна, оставляя ее гадать, значит ли это, что любимая не она?
В этой новелле Анна уже привычно вместо требуемой помощи предлагает сульфонал, в чем выражается ее бесконечная доброта, ведь касторка гораздо вернее заставила бы ее посетителя забыть о своей просьбе. Для повышения концентрации сгущенной милоты зрителям показывают котика, розочки и игру в куколки. И конечно же, Андрея Петровича. С ним Анна так любезна, откровенна и гостеприимна, что кольцо, шампанское и хэппи-энд должны наступить уже в следующей новелле. Убийство входит в диссонанс с пасторалью, а Штольман с Клюевым. Детективная линия кишит разнообразием жертв, мотивов и подозреваемых, но на нее мало кто обращает внимание. Материализация Штольмана силами жандармского отделения возмутила спокойствие водно-болотных угодий Затонска и подняла мутную волну неотвеченных вопросов, раздражения, зависти и опасений. Яков Платоныч поневоле притягивает взоры и так возмутительно жив и деятелен, что не выдерживает даже автор сценария и дает ему по голове, забыв хотя бы условно обозначить иного виновника. Однако никакие больничные унижения не способны остановить благородный порыв героя, и он успевает вовремя, как всегда. Тем не менее, жертва покушения менее всего склонна благодарить своего спасителя из-за несогласий по богословскому, то есть политическому вопросу – одно место из блаженной Пелагеи, по которому они расходятся во мнениях.
№29679 olanatol
Эпизоды Штольмана и Нины - одни из самых достоверных и сильных во всем втором сезоне. Гармоничное взаимодействие актеров, полное вживание в роль и передача самых тонких нюансов переживаний возвращает подлинность первого сезона и понимание, что браки совершаются на небесах.
Немного жаль, конечно, что нет больше того безбашенного веселого саркастичного картежника и отчаянно балансирующей на лезвии ножа авантюристки, но время идет, и теперь - новое венчанное нераздельное единение двух людей.
Правильно Штольман женился. Они с Ниной действительно - пара.
А с Анной - нет.
У второго сезона действительно счастливый конец.
Сегодня была возможность посмотреть финальную серию. В том числе, застала несколько сцен посвящённых Штольману и Нине. И ещё раз(как и вы) убедилась в прекрасном дуэте Фрид/Полякова. И в безупречно гармоничной паре Нина/Штольман. Вот где истинные и драма и мелодрама, и обиды и претензии, и надежда и любовь, и настоящая забота.
А ещё, посмотрев сегодня их последнюю сцену про папку, у меня всё больше возросла уверенность в том, что это именно Штольман устроил воскрешение и побег Нины. Не зря ведь он очень выразительно сказал : Я сделал для тебя всё, что мог. А дальше не менее выразительная пауза-молчание и конец кадра. Ещё не всё, дружочек.))) Ещё не всё....)))
Плюс её актёрские способности, о которых не зря упомянул Ланге. Ведь она практически стояла с верёвкой на шее, а не висела. Плюс возможности Штолмана, как агента этой спецоперации по поимке Крутина с соответствующими связями при дворе.
Думаю, Нину отправили куда-нибудь в Марсель. И они со Штольманом там встретятся теперь уже по одну сторону баррикад и тряхнут стариной.)) Два агента с богатым опытом работы и богатейшей совместной личной историей.))
Детективная составляющая и переходящая из серии в серию линия загадочного злодея-гипнотизера очень затягивали и затягивают. Персонажи во втором сезоне стали активнее, такое впечатление, что чем ближе годы революции, тем более раскрепощаются главные герои и их окружение. Мучает меня с самого начала вопрос - вот что уготовила судьба этим людям, пусть и литературным героям, которые борются, мечтают, любят и надеются, в грядущие революционные годы? Доживут ли? Переживут ли? Примкнут или погибнут? Или за границу уедут? Ведь все они дворяне и иже с ними. Как-то грустновато от этого...
Что касается личной жизни героев и т.п., то жаль Коробейникова, удивил полицмейстер, порадовали папа, мама и дядя Анны. Дядя это просто нечто! Очень надрывна линия Нины и ее ребенка, она ну прям лично развалила всю Россию, прям карать ее и карать...Анна во второй части немного взбаломошна не по возрасту уже, ну это в маму, наверное))). Респект ей за твердую позицию женщины-медика, человечность и целеустремленность, но эти игры с женихами ее не красят, жестоко и необдуманно все, ну от отчаянья, видимо...
Атмосфера сериала зачаровывает, антураж, пейзажи,наряды -всё радует глаз и душу.
Кстати, по ТВЦ на днях премьера сериала о внучке (или правнучке) Анны и Штольмана, в современных реалиях. Это, конечно, отдельная часть, сравнивать бесполезно, фильм на гребне волны успеха Анны-детектива, посмотрим, что получится...
№ 29680Телезритель из Питера (СПб) 30.03.2022 23:38
Врежусь в интереснейшие рассуждения и хочу сказать своё мнение особенно в преддверии продолжения. Я думаю, мы обязательно встретимся на той площадке, я чувствую по секундным сигналам рекламного ролика. Однако сериал Анна-детектив 1 и 2 я смотрела периодически и с удовольствием. Да, пакет серий 2 смотрится тяжелее, чем пакет серий 1 в том числе из-за изменившегося Штольца и истеричности Анны. С другой стороны, на первый план вышли отец, дядя и мать Анны, а также Коробейников с "женихами" Анны. И всё-таки я наслаждалась и наслаждаюсь игрой Александры Никифоровой. Как она хороша! И талантлива. Очень жалела и жалею, что сериалы закончились. На фоне исторических интерьеров какие-то криминальные истории с элементом мистики смотрятся очень хорошо. Однако попытки в других сериалах ("Пелагея и белый бульдог" и др. в т.ч. и про Путилина, даже без мистики), на мой взгляд, недотягивали по интересу и накалу интриг до этого сериала.
Эпизоды Штольмана и Нины - одни из самых достоверных и сильных во всем втором сезоне. Гармоничное взаимодействие актеров, полное вживание в роль и передача самых тонких нюансов переживаний возвращает подлинность первого сезона и понимание, что браки совершаются на небесах.
Немного жаль, конечно, что нет больше того безбашенного веселого саркастичного картежника и отчаянно балансирующей на лезвии ножа авантюристки, но время идет, и теперь - новое венчанное нераздельное единение двух людей.
Правильно Штольман женился. Они с Ниной действительно - пара.
А с Анной - нет.
У второго сезона действительно счастливый конец.
Название этой новеллы призвано ввести зрителя в заблуждение, ибо никаких записок врачи никому не пишут, а медицинские карты в расследовании роли не играют. Собственно, чем дальше в лес детективной истории, тем толще вопросительные знаки. Почему вдова направилась в чащу с далеко идущими замыслами и куцым оружием ближнего боя, способным лишь надрезать панбархат? Почему не только молодой сыщик со следами спокойной жизни на лице и фигуре, но и старый сыскной волк с инстинктом осмотра места происшествия не находят важную улику? Почему молодая дама, страдавшая от потери дара, при упоминании о том, что он вернулся, становится похожа на вегетарианку, у которой просят рецепт бифштекса с кровью, и отказывает страждущим? Почему стильный арест под свинцовыми ливнями ограничивается конюхом, неужели это переодетая конница атамана Бурнаша? Персонажи вызывают недоумение как у опытных анноведов, так и новичков в деле розыскного духовидения. Почему Коробейников так резко меняет окрас, от розовой приветливости до желтого самодовольства, когда его хочется стукнуть, чтобы стал фиолетовым в крапинку? Почему он доносит Анне на Штольмана, вовремя скрыв, откуда шел сам, а Штольмана поучает при помощи белой лошади, не найдя более веских аргументов? Почему Штольман продолжает завлекать Анну допросами, но пытается отстранить от эпикризов? Почему дарит ей проникновенный взгляд поверх чужого брака, когда по ее нравоучениям видно, что ей мил лишь Андрей Петрович? Ну и наконец, зрительский глаз обманывают лысый Карабас, который на самом деле нежно заботится о жене и всех к ней причастных; его прелестная супруга, которая столь откровенно дарит ему свою нелюбовь, что окружающим становится неловко; толстая книжка, мнимое содержание которой никогда не пропустила бы православная цензура. Вероятно, цель этих загадок – отсеять внимательных зрителей во избежание дальнейших чудных открытий, а остальных запутать мистикой, дабы о логике и не помышляли.
В черном-пречерном подвале в черной-пречерной тьме в сырости кирпичной кладки обитают черная-пречерная рука и другие черные-пречерные подробности мумии. Вопреки уверенности поклонника всего египетского, драгоценная реликвия предпочитает другие условия хранения, а потому вторгается в сознание Анны со спиритическим протестом. Однако не будем забегать вперед. Ведь первой в этой новелле появляется мумия-самозванец.
Итак, Клюев, источая нестерпимую сладость, наносит визит Мироновым. Ему предлагают хлеб, он в ответ зрелища, получает согласие и сопровождает накрахмаленную Анну на аукцион. Штольман пытается примкнуть, надеясь, что хрупкий цветок ещё хранится где-то меж страниц «Первой любви», но Анна принимает шампанское от Клюева, предпочитая засахаренную любовь засушенной. И тут ее настигает призрак любви мумифицированной. Желая изгнать его с помощью свежего воздуха, Анна обнаруживает, что сыщик не сдался и вновь собирается поговорить, ничего не сказав, но ему мешает бдительно враждебный Коробейников. Штольману остается положиться на очарование службы, которая неизбежно сведет их над чьим-нибудь трупом. И служба не подводит. Претендентка на саркофаг белозубо приветствует консилиум в прозекторской, доктор подтверждает, что жрец не настоящий, и Штольман арестовывает ближайшего родственника мумии, особым чутьем определив, что в банке яд, а не пепел изображенного на этикетке страдальца.
Анна в этой новелле невероятно мила. На сладострастный взгляд Коробейникова отвечает улыбкой, ласково беседует со Штольманом, изливает дочернюю нежность на мать, терпеливо посредничает между жрецом и египтологом, а главное, интеллигентно, по-женски мягко проводит допрос с пристрастием третьей степени. В финале, когда Коробейникова внезапно начинает одолевать дружелюбие, и он предлагает поиграть в бирюльки, Анна излучает лишь приветливость и понимание. Поэтому неподготовленный зритель недоумевает, почему же Штольман не принимает все это с восторгом, а отправляется к Полине на глазах у того же Коробейникова, в который раз за новеллу меняющего шкурку.
Дух Уилки Коллинза не будет потревожен данной аллюзией, поскольку женщина в новелле появляется далеко не в белом, что особенно заметно на фоне халатов санитаров и многочисленных женихов, эпистолярных поклонников и щедрых дарителей трикотажа. Ее матримониальные планы неожиданно сводят Анну с потенциальным, а то и будущим претендентом на ее руку и сердце. Тому, кто впервые познакомился с героями в новелле «Лед», становится ясно, что у Клюева есть все шансы, благодаря подвалу, полному сельскохозяйственных сюрпризов для ничего не подозревающих местных крестьян. Несмотря на весь его бриолин, Анна улыбается ему душевно, Виктор Иваныч – напряженно-приветливо, Марья Тимофевна – исступленно и поощрительно. Какой контраст по сравнению с сыскным узником совести, чьи тайны, папки, срок и кашель вызывают желчное раздражение у дочери, агрессивное неприятие у матери и тоскливое предчувствие у отца. Поступательная истерика Марьи Тимофевны приводит в движение оборонные силы Виктора Иваныча, однако оные ограничиваются холостым залпом. Но появление в городе литературной дамы под вуалью, которая с удовольствием кормит Анну сказками, оставляет надежду на то, что она скрасит одиночество холостяка, встречающего ее в одних подтяжках. Тем временем следствие идет своим чередом: медицина дипломатично переносит фокус общественного резонанса на органы правопорядка, и те, убоявшись народного гнева, выраженного в мешках, корзинах и вилах, спешно отменяют жизненно важную эксгумацию. Невзирая на это, Штольман идет по ведьминому следу и выясняет, что во всем виноваты карты, серебряная пуля и возмутительные предрассудки. В финале Анна столь явно оказывает Коробейникову знаки внимания под покровом ночи, что начинаешь опасаться за будущее Клюева.
Если смотреть новеллу взглядом, не вооруженным первым сезоном, сначала складывается впечатление, что в мирный городок возвращается благополучно похороненный Волдеморт. Его появление пугает бывалого полицмейстера в военных регалиях, нервическую даму и ее мужа, а главное, их дочь, которая падает в обморок от одной только новости; увидев приезжего на улице, она с изменившимися лицом бежит домой; дома посвящает ему истерику под названием «Живой». Неудивительно, что ее несостоявшийся, но не теряющий надежды жених - охотник за левретками - пытается защитить ее хотя бы низким хамством. А ведь оно может стоить ему карьеры - приезжий выше его по чину и полномочиям, и святая обязанность салонного сыщика - улыбаться и кланяться надворному волкодаву. Однако дальнейшее начинает вызывать недоумение. Почему хищный Страшила поворачивается к приезжему Дровосеку то передом, то задом? Вот только что обнимался, а проехался в пролетке – швыряется соломой? И почему прелестная Элли, которую Дровосек, оказывается, любит, кусает его, как Тотошка? Неужели зубов не жаль? Из беседы в призрачном сарае выясняется, что и он не просто пропал, и она всегда это знала. Так в чем же дело? Неужели только в том, что Дровосек прикладывает к письму шелковое сердце, а не кольцо Всевластия? То есть кольцо важнее, чем сердце. Ну или всевластие.
Лучше не смотреть на новеллу орлиным глазом гениального сыщика, ибо визуализация убийств может лишить сна навеки. Достаточно представить генеральшу, которая с перерезанным горлом шарит в чемоданах в поисках револьвера, заставляя убийцу ждать. Ну или достает оружие из ночной рубашки, стреляет и поворачивается к убийце спиной, пытаясь сбежать от него в прикроватную тумбочку. Или маньяка, который на глазах у изумленной баронессы ползет под стол, чтобы подобрать столь надежное, острое-преострое, но увы, скользкое-прескользкое орудие убийства. И нельзя не посочувствовать Черной Перчатке, которой приходится гипнотизировать, за исключением полицейских, всех персонажей и, похоже, даже зрителей.
№ 29673Ярослава Кардакова (поселок городского типа Поназырево,) 19.01.2022 07:59
Про Анну детектив можно говорить много. Продолжение вышло полностью в рамках первой части, но хотелось бы уже финала истории. И узнать чем все закончилось. Особенно радовал дядюшка Анны так сказать приятная изюминка.