№948 Иванка в поле
В 22-серии, уже при перестройке и гласности, на собрании Совета художников Марка изобличили как стукача. Тоже ересь, так как несмотря на гласность к архиву КГБ просто так пролезть невозможно было. И тем более изъять подлинник согласия на сотрудничество. Весь сериал это сплошное нагромождение глупостей, несуразностей и жутких ляпов. Уже надоело на это указывать.
Это один из сильных эпизодов в фильме. Именно в этом эпизоде Марка не выводят на чистую воду, а отпускаются грехи. Сделано очень красиво. Актеры сыграли изумительно. Именно этот эпизод показывает, что когда делаешь подлость, она может и не дойти до своей цели. Вообще фильму присуща некая абстракция. Смотришь вплотную, какие-то бессмысленные пятна. Отойдешь подальше, посмотришь на расстоянии и все становится понятным. Тут уже вспоминали о смерти Джона. При просмотре у меня та же ситуация. Вот он выходит на крыльцо и ты вспоминаешь, что это уже было раньше, тогда его от смерти спасла внучка. Здесь смотришь за стеклянную дверь, никто за ним не выходит. Он уже никому нужен. Такой показ лично мне намного ближе, чем смотреть, как умирающий закатывает глаза. Это называется искусство. Смерть Марка аналогична. Его муза зовет к себе и Марк уходит. Линия закрыта, хотя возможно мы увидим продолжение в лице сына. Таких моментов очень много, важно не подавлять свои ощущения от фильма, а следовать за ними. Помню кто-то назвал в начале сериала Татьяну Гражданкину ведьмой. Мне показалось это сравнение точным. И в дальней смотрю сериал сквозь эту призму. И все складывается. И у неё получается то, чего не могут добиться другие люди. В ответ на замечание, что в жизни она не смогла бы проникнуть в больницу к дочери, следует ответ, что могла, поскольку ведьма. И дочь и похоже внучка унаследовали у неё это качество, делают то, что недоступно большинству других людей.
В фильме есть интересные пересекающиеся линии. Каждый видит по своему. Кстати есть и диссидентская канва. Опять же обозначена крупными мазками, но на расстоянии всё собирается.