№70 Харитон
Очень странный фильм. Нет, не так. Очень странный я - как зритель этого фильма. Потому что понимаешь, что сюжет его прост как три копейки, а финал предсказуем до безобразия, но прилипаешь к экрану и оторваться не можешь, сидишь с открытым ртом как дурак, и наслаждаешься.
История вполне могла бы скатиться в приторно-пошлое мыло. Фильм изначально не претендует на статус шедевра, компания "Русское" в титрах сразу объясняет жанр и настрой, с которым следует подходить к восприятию, поэтому садишься к экрану без каких-либо претензий: ясен пень, что щас тебе покажут что-то не шибко интеллектуальное, не шибко зрелищное, не шибко дорогостоящее и не шибко закрученное. Так, отдохнуть в воскресный вечер, полюбоваться сочными красками, не особо утруждая мозг накануне новой трудовой недели. Отвязный музончик в начале сразу задаёт настроение фильма, сразу понятно, что таковым - безбашенным и шаляй-валяйным - будет характер одного из героев. Или обоих? Или их приключения?
Итак, некрасивая и затюканная Люба живёт своей незамысловатой невеселой жизнью и отчаянно любит первого парня на деревне. Амба, дальше можно не смотреть, потому что сюжет стар как мир, и ясно как божий день, что Люба таки к своей мечте придёт, особенно после того, как приятель героя задаёт утопически-пророческий вопрос: а может, это женщина твоей мечты?
Получается, и она мечтает, и он. Но если про Любу нам все понятно (про неё нам подробно все рассказывают, раскладывают по полочкам все причинноследственные повороты ее души), то про героя ничего не понятно кроме того что он местный Дон Хуан и счастлив обладанием свежекупленной иномарки.
Итак, герой. Кто он? Такой Вадик. Не изуродован воспитанием, тактичностью и уважительным отношением к женщинам. Не любящий быть ответственным за что-то или кого-то. Ни от кого не зависящий. Живущий в своё удовольствие, сегодняшним днём. Молодой, здоровый, сильный, видный. Что он делает в этой дыре? Почему не открывает свой бизнес? Почему в конце концов не едет в столицу? А, лень. Проще просто бомбить. На жизнь и на девчонок хватает, "а чё, больше-то и не надо". Жениться? Не, тока на козе. Какой ЗАГС, вы о чем ваапче? Нафик ему эти семейные хлопоты и заморочки? Все в его жизни хорошо и так, все ровно и спокойно. Тока вот скушно маленько...
И вдруг на его безмятежную голову сваливается Люба. Не, ну понятно, что ни о каком серьезном восприятии этой прибабахнутой не может быть и речи, поэтому уж с какой-какой, а с этой-то стороны опасности ждать не придётся. Почему бы не взбодриться, не позволить себе маленькое приключение? Поехали? Ну поехали, максимум что я потеряю, это сотку бензина. Куда? Да пофиг куда, на море так на море. Ведь Люба в ЗАГС не тянет. Просто надо её ... За миллион. Делов-то. Да ладно, я сёння добрый, без противогаза обойдёмся... Самое смешное, что Вадик ухается в эту авантюру вовсе не за миллион. А за что? А просто за интерес. Затюканная Люба сходу и безошибочно определяет, чем можно "взять" Вадика за неимением неземной красоты. И она просто и незамысловато берёт его на слабо! Эх, сколько ж классных мужиков погорело на том, чтобы доказать белому свету что "пацан сказал - пацан сделал"!
С этого момента миллион отступает на дальний план. Можно даже вернуться назад и положить его обратно в сейф, он больше не нужен. Ни зрителю, ни героям. Самое главное уже состоялось: Люба стала Вадику ИНТЕРЕСНА. Не как женщина, не. Как человек! Интересна до такой степени, что Вадик плывет по ситуации, ведомый Любой, и даже не задумывается, куда, зачем, и каковы будут последствия. До такой степени, что не сдает Любу корешу. До такой степени, что даже... боится. И не знает, как её, Любу, такую вот ни фига, оказывается, не простую, - ...ать. Ну вот как с НЕЙ начать это... действо? Он уже стремается не некрасивой Любы, он стремается СЕБЯ! Одно дело повеселиться с очередной подружкой, но совсем другое дело - выполнить это свое дурацкое, опрометчиво данное обещание с женщиной, которая... Которая вообще непонятно, кто она? Односельчанка? После недавних событий - не только. Подельница? Но ведь он-то сам не при делах. Подруга? Да ну, какие подруги могут быть у конкретного пацана? Тока друзья! Любимая? До боже вас упаси! Любовница на одну ночь? Да, пожалуй. Но что-то тут не так. Что-то мешает Вадику повести себя непринужденно и как обычно. Что? Ладно, потом разберемся с собственными ощущениями и мыслями, главное что сегодня можно просто уснуть, повернувшись на бочок...
А просыпается Вадик уже с улыбкой. И на Любу смотрит уже не просто с интересом. Она уже не просто Любка, "на всю башку больная", она уже - частичка его. Поэтому мы по-хозяйски поправляем на ее груди одеялко, от греха подальше, и двигаемся дальше...
Хотя нет, "его" (евонной то есть) она стала ещё (или уже?) тогда, когда он сначала поливал ей водичку ("замёрзла?"), а потом заценил её как нормальный реальный пацан: "не так всё плохо"... Они уже не Любка и Вадик, они уже Любка плюс Вадик. Они уже вдвоем, вместе. Поэтому всё, что дальше будет происходить, будет происходить не с ней и с ним, а с НИМИ.
А дальше незамысловатая парочка устраивает свой неприхотливый быт и ищет... Дом Вадика. Перемежая эти поиски с прогулками по его родине и воспоминаниями из своего далёкого детства. И вот тут-то Вадик из грубого ловеласа превращается в ребенка - ранимого, беззащитного, недолюбленного отцом...
Пресловутый миллион давно уже отодвинулся на самый дальний план. Вадику он не нужен. А что же ему нужно? Сначала просто была интрига, вписание в блудень от нечего делать, а потом Люба просто... вернула ему его детство. Не будь Любы, он бы наверно так и не приехал сюда, хотя всю жизнь собирался и мечтал. Не будь Любы, он бы так ничего и не знал об отце. Не будь Любы - ... И вот тут вдруг выясняется, что не будь Любы, слишком много чего не было бы в жизни Вадика. "Как будто и не жил до этого"... Поэтому к тому моменту как она предстает перед ним изящной и раскрепощенной красавицей, он уже давно видит в ней и человека, и любимую желанную женщину. Какой противогаз, о чем вы? ЗАГС не ЗАГС, но я хочу чтобы сына мне родила именно Люба! И я, может быть впервые в жизни, хочу нести за кого-то ответственность. Да не, не за кого-то, а именно за Любу, за нашего ребенка, за свою семью...
И для Вадика это не пустые слова. Чтобы максимально уменьшить срок, Вадик распродает все. Но за тот год, пока Люба отбывала, Вадик не просто считал деньки, зачеркивая их в календаре, он смог заработать и на жилье (пусть даже на какую-нибудь развалюшку), и на машину, пусть даже на лохматое ведро. Значит, не просто жил и ждал этот год, значит вкалывал как проклятый, зная, что он теперь уже не тот раздолбай Вадик ("ходок, всё такое"), а взрослый семейный человек.
В общем, история розово-банальная, и, вероятно, будь она разыграна другими актерами, таковой бы и стала, но актёры здесь - великолепные, и фильм, в течение всего хронометража балансирующий на грани пошлой сладкой сказки, все же таковой не становится. Гримеры и режиссер, конечно, Дашу не пощадили, да и она сама себя - тоже. Тем не менее героиня очаровала, уже к середине фильма я откровенно любовался ею. Ну а Сергей это просто талантище, который любого героя сделает настоящим, живым. И любые дурацкие реплики произнесет так, что ни на секунду не усомнишься в их правдоподобности и органичности.
Реплики, к слову, это самая слабая составляющая фильма. Больно уж примитивны диалоги. Коробит, когда Люба четыре или пять раз восхищается фактом наличия в доме "туалета в каждой комнате". Зачем на этом такой акцент? Лучше бы она восхищалась библиотекой. Есть и другие изъяны. Слишком карикатурна начальница Любы. Слишком одноцветны и неприятны характеры мамаши, сослуживиц и соседей.
Непонятен статус денег в конце: они пошли как взятка или как возврат похищенного?
Любе дали полтора года, но вышла она явно через год, то ли аппеляция помогла, то ли УДО.
Странно, что в конце папа с мамой в куртках, а ребятенок с голыми ручками.
Детки, конечно, симпатяги. Знаю, что у Сергея Жаркова двое деток, может быть это как раз его малыши снялись в фильме?
А вообще... Я не сторонник мыла для домохозяек, но этот фильм смотрю с удовольствием и рад, что он хорошо кончается. Светлая, добрая, очень человечная история с красивой музыкой, красивой природой и замечательными актерами.
Всем, кто делал этот фильм - спасибо!
Браво автору комментария, согласна на 100 %, у меня фильм вызвал такие же ощущения и эмоции. Почти рецензия на эту картину. Фильм, актеры очень понравились, открыла здесь для себя Дарью Екамасову. Про Жаркова и говорить не приходится - всегда на высоте! Кто любит добрые, светлые фильмы с хорошим финалом - рекомендую к просмотру!