№171 DNIPRO19
Полагаю, я не очень ошибусь, если стану утверждать, что каждый фильм Павла Чухрая -- фильм режиссерский, где он, достаточно жестко подбирает актерскую команду под свои авторские идеи, и его действительно волнует жанр социальной ретро-мелодрамы, события которой разворачиваются во всё-таки тоталитарную эпоху. В частности, эта его мелодрама о «Вере-хромоножке, которая любила да не вышла замуж, потому что гордая была» .....
Спасибо за емкий отзыв и детальный разбор фильма. Всегда интересно читать Ваши сообщения
Если бы у автора еще за плечами был сценарный факультет тогда может мы увидели не простой боевичок, с секс играми на катере ВМФ России, а что то, что можно было бы обсуждать. Хотя когда делаешь заказуху первого канала не нужно никакого специального образования, главное побольше фантазии на заданную тему. Я для подтверждения послевкусия этого шедевра, посмотрел фильмографию автора, к сожалению взгляду не за что было зацепится, видимо против законов природы идти нельзя, черевато.
Данный кинофильм смотрел на большом экране почти 15 лет назад, в домашней обстановке не получиться получить полное наслаждение от буйства красок природы и тд...... гениальная работа операторов, художников, костюмеров, гримеров и всех кто работал над этим фильмом.... отдельная благодарность кинорежиссеру за его дотошность и терпение!
Иногда за отрицательные роли хочется замочить актеров! Так правдоподобно сыграть, что теперь не хочется с этими актерами смотреть другие фильмы - из-за ненависти!
Полагаю, я не очень ошибусь, если стану утверждать, что каждый фильм Павла Чухрая -- фильм режиссерский, где он, достаточно жестко подбирает актерскую команду под свои авторские идеи, и его действительно волнует жанр социальной ретро-мелодрамы, события которой разворачиваются во всё-таки тоталитарную эпоху. В частности, эта его мелодрама о «Вере-хромоножке, которая любила да не вышла замуж, потому что гордая была» в последней трети повествования соскальзывает в явный триллер политического свойства, который, к тому же, соотносится с грядущей переменой в руководстве СССР спустя два года после показанных событий ,что тогда было больше похоже на тайный дворцовый переворот....То есть время, показанное в фильме – 1962 в Советском союзе. По сюжету генерал Серов ( Богдан Ступка ) берет персональным водителем молодого сержанта. Но цель, с которой генерал-стратег взял на работу молодого красавчика, не только его возить, но и стать мужем его хромой и не совсем удачливой дочери, которая на тот момент уже и увы беременна.Но не все получается в жизни так, как задумалось.В беззаботную, размеренную жизнь семьи генерала вмешивается КГБ и это превращается в настоящую трагедию.В фильме настолько динамично развивается сюжет, что порой зритель даже не успевает проанализировать увиденное. Но в этом наверное и есть его изюминка. Фильм "Водитель для Веры" - самая настоящая драма, и смотреть этот фильм действительно интересно. Ведь, так часто и в жизни бывает.... Красочно выписан образ сержанта - водителя (Игорь Петренко). Приятная внешность и открытая улыбка обезоруживают дамочек - зрительниц с самого начала, и далее им предстоит отслеживать нюансы его характера, подрезая маникюрными ножницами плюсы и минусы по их усмотрению. Меня, например, не оставил равнодушным момент подсаживания героини его сильными мужскими руками на каменный заборчик психбольницы.... Дочь же генерала, Вера (Алена Бабенко) - смесь детской непосредственности и язвительного «оторви и брось». Грубая генеральская дочка росла в доме, полном «обслуги». Отцовского внимания ей должно было хватить сполна, чтобы вырасти благодарной и неиспорченной девушкой. А воспоминания о матери Вера хранит где-то в глубине души, выделив под них уютный кусочек своего сердца. В самые безысходные моменты своей жизни образ мамы является для нее своеобразным мерилом нравственности, она верит Виктору, когда он клянется именем своей матери в том, что между ним и смазливой служанкой Лидой, ничего нет. В сущности, Вера одинока, как ребенок, лишенный матери, и как человек, сомнения и тревоги которого некому разрешить…. Но далее Петренко показывает зрителю, что все люди склонны менять свое мнение о сложившейся ситуации, ведь он даже и не заметил, что полюбил Веру, ту девушку, которую даже ее служанка, ревнуя к Виктору называла не иначе как "хромоножка". (Сама служанка доволько приятной наружности, надо сказать). Фильм очень серьезный и показывает всю драматичность сложившихся судеб как обычных людей, вроде Виктора ,сироты времен войны, так и тех, кто можно сказать "успел таки родиться в нужное время в нужном месте".Режиссер фильма Чухрай прекрасно смог передать атмосферу 1962 . И то конкретное время, в котором жил тогда славный советский народ.Пусть и достаточно тяжелый фильм, но весьма интересный и интригующий своим разворотом событий. Здесь Алёна Бабенко смогла показать всю свою печальную любовь к этому пусть и простоватому, по сравнению с ней, персональному водителю.Сколько же обаяния в ней и внутренней духовной красоты.Кстати фильм получил множество престижнейших призов и номинаций..И ведь неудивительно, это не "красивая пустышка", завернутая в изящную ленточку, а действительно серьезная, но очень по-своему тяжелая кинокартина, которая запала в души многочисленным зрителям.Несколько "убивает" "нехэппиэндовская концовка". Но это совершенно нормально и диктуется самим сюжетом ,так что другого я и не ожидал.Фильм художественный (высоко художественный ) и очень качественно снят, а потому его смотрить огромное удовольствие, как достойно выполненную работу Павла Чухрая. К сожалению, таких фильмов становится все меньше и меньше, заменяя порой качественный сюжет на очередную "заезженную киноверсию с измыленной основой своих действий".... Безусловное мое "отлично" по всему (особенно актерская игра!), кроме сюжета. Если говорить о сюжете, то там две параллельные линии, которые пересекаются вопреки всем законам геометрии - любовная и государственно-историческая - КГБ-шная. Линия любовная - жесткая, даже жестокая (чего стоит одна сцена с врачом в районнной больнице, к которому в отчаянии приехала генеральская дочка), "на грани фола", но все-таки убедительная. Зритель героям сочувствут, за них переживает, всему происходящему верит. Линия же историческая вызывает недоумение и недоверие чуть ли не с самого первого кадра, и это недоумение возрастает, если когда пытаться осмыслить сюжет уже после просмотра. Ибо выбранное время, 1962, чуть ли не самое неудачное в советской истории для сюжета о зверствах и беспределе КГБ. Между тем фильм о всевластии этой жуткой фирмы и о невозможности ей противостоять....А потому Я так и не понял, например, почему генерал - герой фильма, поняв, что вокруг него плетут интригу, не передал "наверх" документ, фактически свидетельствующий, что он не виновен в том, в чем его подозревают. Тем самым полностью обезопасив себя от преследований. Почему в поисках этого самого документа поджигали гараж генерала и портили тормоза в его машине?. Почему высокопоставленный московский друг генерала вызывал его в Кремль, а не в Генштаб или МО, например, (были ли у Союзе генералы , место работы которых - Кремль? Может быть, он был комендант Кремля?). Является ли смена водителя достаточным основанием для того, чтобы "двухзвездный" генерал летал в Москву (пусть это версия "для отвода глаз", но и в этом качестве она кажется малоубедительной)? Эти вопросы можно множить. И вообще создается впечатление, что роскошь жизни советского генералитета несколько преувеличена. Короче, такое впечатление, что историческая часть фильма была сделана в расчете зрителя плохо знающего собственную недавнюю историю, для чего и потребовались Кремль, роскошные лимузины и многое другое, а также "кровавые драмы про зловещую руку КГБ". Плохо, очень плохо. Обидно, что с помощью подобных фильмов очень легко создаются легенды, искажающие то самое советское и так «неизвестное” прошлое …. Но это, пожалуй, единственное, что мне не понравилось…. А вот мне понравилась бескомпромиссность режиссёра к своим героям, и особенно к главному - Виктору. Без всяких банальностей очерчен характер парня, необиженного умом, здоровьем и внешностью, только не хватало материального - и вообще положения. Он попробовал это исправить - исходя из ситуации. Веру - SORRY (хромую истеричку) он вначале не любил, т.к. прекрасно видел в ней стерву. Но! – очевидно: Дочь генерала-лейтенанта, внешне сексуальна, другого случая может не представиться, карьера и достаток – цель жизни. Единственное - нужно будет только сносить Веру с чужим ребёнком.... Всё как бы шло по плану, (и официантка - тоже была не помехой) Но - в судьбу вмешались враждебные силы –Кстати или нет, не самый важный тут вопрос. Пришлось обратиться как к своей человеческой совести…. но и к нежданно-негадано возникшим cобственным чувствам и помочь ребёнку, - он-то уж по крайней мере меньше всего виноват ... И Виктор, спасая малое дитя, вынужден затеряться на бескрайних просторах своей безжалостной отчизны…И интрига. И противоречие, где страсть соревнуется с любовью. И относительно хороший конец, когда водитель убегает со спасенным ребенком к той своей "страсти" (ее ж тоже жалко по человечески, время с ней проводил, а женился на другой). Героиня погибла, но суть фильма в том, что всегда надо верить в лучшее. Я думаю, не просто так имя героини Вера, а водитель он еще и символически, так как помогал ей выйти на более счастливую дорожку жизни…. Очень проникновенное кино, спасибо всем создателям этого замечательного фильма. Алёна Бабенко открылась для меня именно с этой роли. Она прожила жизнь своей героини, абсолютно её роль. Я даже не знаю с чем это можно сравнить…. По точности попадания в образ это самая органичная её роль. Здесь Алёна настоящая, не играет, а просто живёт: всё идёт как бы само собой, заранее ничего не известно. Никто из актёров особо не старается, не лезет вон из кожи. Кажется это вовсе не кино, а обычная, неотрепетированная, не претендующая на показ жизнь, как у всех. Вот это режиссёрский талант потрясающий - показать внутренний мир сердца без косметики. И актёрский, конечно. Спокойная уверенность её манер и удивительная естественность в первой в жизни главной роли создают ощущение, будто это не дебютантка, а маститая актриса. Может этим и хороша, что была еще не маститая. Ещё более удивительно, что в последующих её ролях бесполезно искать хоть какие-то следы Веры. Она навсегда осталась там, в 1962… Еще и безусловно надо отдать должное великому актеру Богдану Ступке. Он выступает в картине не только как подневольный военнослужащий, хотя и в чинах, но и как заботливый отец, со всей полнотой отцовского сердца принадлежащий своей Верочке, единственной дочке. Он не одобряет ее окружение, с излишествами и порочными связями предающееся развлечениям и бездумно расходующим свое безбедное существование. Но.... На мой взгляд, реальность именно того времени отражена в картине довольно-таки достоверно: сами улочки и шуршащие по дорогам авто, не слишком броская, но добротная одежда, сама атмосфера начала 1960-х выдержана и правдива. Зритель с удовольствием окунается в ту эпоху, когда все вокруг такое цветастое, наподобие цыганского платка, а песни и веселье происходят под приглушенные выстрелы в Честь, Ума и Совесть нашей эпохи. Костюмы воссозданы превосходно, особенно завораживает парадная форма ВМФ. И несет его течением того времени, того этапа жизни, когда улочки отдавали приветливостью пешеходов, и из окон доносились до боли знакомые мотивы послевоенных песен... Но все же, при всей зоркой брезгливости в адрес советских, режиссер не собирается их расчеловечивать, наоборот: пользуется каждым удобным случаем, чтобы подчеркнуть — это тоже люди. Подловатые, безжалостные, эгоистичные — но все же способные на проявления человечности….Вот этим меня фильм и подкупил — этой милостью к падшим. Легко уважать благородных предков, восхищаться ими... а если их нет, и эти пращуры неотделимы от бесчеловечной советской власти, срослись с нею как сиамские близнецы? Такой вот мудрый и гуманный — вместе с тем, и интересный сюжет в этом фильме, который еще и снят прекрасно, по-человечески, так что, несмотря на удручающий (хоть и предсказуемый) финал, смотрел я его (в который раз ) с удовольствием…
В новых фильмах про военное и послевоенное время часто мелькают современные слова и выражения, например: не факт, заценил. Этот словарный мусор на мой взгляд обесценивает достоверность фильмов. Я не против этих выражений, но пусть они звучат в фильмах про современное время. Вот и в этом фильме генерал изрекает фразу: к гадалке не ходи. Ну явно современное выражение. Сценарий Чухрай написал, не сильно молодой. Меня терзают сомнения, а он ли один писал сценарий?
Так и слава Богу))) Я вижу по роду деятельности (врач) много искалеченных людей и судеб. Есть дети, у которых эта детская болезнь привела их несчастных родителей в такое забитое состояние, когда они позволяют детям становиться монстрами... Некое чувство вины у родителей компенсируется вседозволенностью у детей. Родители страдают вдвойне от таких чад, ставших поистине творителями террора для своих пап и мам. Такая ситуация и в этом фильме. По сути, после войны (хоть это и 1962 год), калек в России было много. Ампутантов, которые ездили на досках на колесиках (подшипниках), которых добрые люди на руках вносили в автобусы. Не было тогда каких-то косых взглядов или поводов чувствовать себя настолько обездоленным, чтобы отгрызать уши собственному водителю -няньке, просто звериный поступок! :) Все в этой Вере звериное.. Приручил ее водитель, но какой ценой. Паранойяльная психопатка, больной человек. Жить с ней было бы просто невозможно. Ну если только за очень большую перспективу))) Была бы алкоголичкой, хулиганкой, как Галина Брежнева- ногой двери открывала, пила, скандалила, вела асоциальный образ жизни. После войны много красивых женщин остались одинокими. Что, нужно было вот так злобно всех терзать, кусать уши/носы/..., запивая ненависть алкоголем и крушить все вокруг?
Фильм оставил очень тяжелое впечатление. Была ассоциация с "Бедным Павлом", удушенным шейным платком, несчастный парень-водитель, попавший в молотилку из-за жалости к дурной психопатке, поломавшей ему жизнь, ребенок оставшийся без родителей, предательство подчиненных,- все это сплошная чернуха нашей жизни.
Мало близко знаю таких людей. Вспомнила ещё Асю Клячину ( фильм А.Кончаловского) .У Веры, я так поняла, хромота -последствия полиомелита, наверно. Погуглила и прочитала, что после войны были вспышки этого заболевания, пока принудительно не стали делать прививки детям. Сейчас этого заболевания практически нет. Еще хромота (как и "фонари украшают лицо мужчины"(ц) ) придает какую-то романтику мужчине - Грушницкий хромал перед княжной Мэри ,будто бы ранен был). А вообще много видела таких хромающих людей на курортах. Никто не был злобным , вероятно, это было уже всем привычным - Вы правы. Вера в начале фильма возвращалась из больницы, где она периодически, может быть, лежит. Также думаю, что многое в характере передается еще и генетически , как внешность и некоторые жесты и манеры. Научить, конечно, можно всему. Многие дети становятся "вылитый отец" или "мать" , даже если не знают одного из родителей.
№154 Yana_Arv
... Наверно у Веры такой характер выработался еще с детства. Ее в фильме никто не любит , и, видимо, никогда не любили, бросали - поэтому она такая злая.
Все наоборот: не любили и бросали, потому что Вера злая, своенравная психопатка, считающая людей за обслугу, а себя- госпожой. Неужели вы не встречали в жизни калек, даже "колясочников", у которых такое большое сердце и чистая душа, "ограничение возможностей" которых перестаешь замечать через совершенно малое время. Хороший пример- дама- колясочница из фильма "Нотинг Хилл". А здесь - отвратительное избалованное злобное существо, кусающее всех подряд, даже отца, за счет которого живет в роскоши, больная психопатка. Все проблемы она решает только истерикой, криком, боем посуды, скандалами. Поэтому Виктор смотрится еще более милосердным, пожалевшим такую больную на голову женщину...
Посмотрела бы я, как она покусалась бы, если бы не была дочерью генерала, жила бы в коммуналке и работала с утра до вечера прачкой или на заводе.
Авторитетный режиссер, как и литератор в законе, по старой российской привычке не смеет опуститься до низкого жанра; это-де слишком легковесно. История человека сама по себе ничего не значит; она-де приобретает смысл лишь в социально-историческом контексте. Нервическая хромоножка, любящий ее до беспамятства отец и шофер-статист образуют-де пустой графический треугольник, который требуется густо замазать общественно-значимым «маслом». Павел Чухрай умело гальванизирует реалии прошлого, адаптируя через интимно-человеческое. Но в результате возникает аберрация восприятия: жанры — мелодрама и политический триллер — путаются друг у дружки под ногами. А зритель не успевает перенастроить оптику. И потому мелодрама не трогает, а триллер не страшит.
Дмитрий Быков
Самое интересное в кино, когда в нем есть приключения жанра. Например: началось как триллер, перешло в мелодраму, оттуда в комедию, в пародию, а закончилось как мистерия. Но в нашем инфантильном кинематографе и один-то жанр выдерживают с трудом. Павел Чухрай — человек немолодой и профессионал крепкий. Его фильм — антология жанров, приемов и мотивов кинематографа шестидесятых: начинается как кино большого стиля, прыгает в мелодраму, а заканчивается как трагедия. И тут уж плевать на все сюжетные натяжки. Сопереживаешь? Скажи спасибо.
На мой взгляд, ингредиенты жанров в этом хорошем кино мастерски пропорционально смешаны в годный коктейль