Жаль, нет здесь отдельной страницы, посвященной Дэшилу Хзммету. Наряду с Реймондом Чандлером, он является классиком и создателем жанра «крутой детектив». На мой взгляд, литературный дар у него поменьше, чем у Чандлера. Зато он имел уникальный опыт работы в детективном агентстве и не имел проблем с сюжетами, какие заметны у Чандлера.
Роман «Стеклянный ключ» Хэммет считал лучшим. Эта экранизация мне кажется слабой, если не сказать - неудачной, хотя она была успешна в прокате. Главное её достоинство определяется тем, что экранизаций Хэммета вообще сравнительно немного. Можно ее посмотреть, чтобы получить примерное представление о Хэммете и Голливуде той поры.
Самый богатый человек провинциального американского города и политик Мэдвиг подозревается в убийстве. Его приятель и советник Бомонт (по призванию и образу жизни - игрок) расследует это убийство.
Фильм скучноват. Почти полностью снят в павильоне. Сюжет сокращен и искажен. Неувязок больше, чем в романе. Отсутствует эпизод начального конфликта Бомонта с букмекером Диспейном.
Местный главный бандит ирландец Шед О’Рори (в книге) заменен на «пожирателя спагетти», по словам Мэдвига, надо думать итальянца, со странным именем Ник Варна. Чего ради такая замена –непонятно. В лучшем случае получился типаж успешного владельца недорогой пиццерии.
В книге Мэдвиг просто решает поставить на место это гангстера. В фильме Мэдвиг изначально его ставленник, решившийся выйти их под контроля. Есть и другие несуразности, которые бросаются в глаза по сравнению с романом.
Но главное - даже не эти изменения. Слабая актерская игра - вот что нельзя не отметить. Мэдвиг –неубедителен, какой-то клоун, а не местный олигарх, подмявший под себя весь город.
Алан Лэдд в роли Бомонта откровенно слабоват. Его небольшой рост (по книге Бомонт высокого роста)_ и ограниченный актерский диапазон портят все впечатление. Вообще непонятно, почему его упорно снимали в Голливуде в ролях крутых парней. Проблемы с кадрами, что ли были.
Вероника Лейк никак не тянет на аристократичную и утонченную дочь сенатора, изображенную Хэметтом. Она вульгарна и тому же с первой же встречи упорно вешается на шею Бомонту.
Опэл (или Опаль) - тоже явный актерский провал. И остальные актерские работы том же духе.
Такое впечатление, что создатели фильма набирали актеров из родственников или «своих» людей.
Лучшая роль - третьестепенная эпизодическая, это медсестра в больнице, куда попадает Бомонт.
Общее впечатление – комикс по книге с движущимися картинками в расчете на массового зрителя. В общем «Золотой век Голливуда» не такой уж и золотой.
Эстонская экранизация этого романа 1985 года («Свора») понравилась больше.