№13 Миллисент
Этот фильм попадался мне давно, но я чувствовала, что не была на него внутренне "настроена".. а сегодня вроде бы и настроя определённого не понадобилось: просто попался случайно, и я сразу же решила его посмотреть -- время пришло, наверное..
Этот фильм попадался мне давно, но я чувствовала, что не была на него внутренне "настроена".. а сегодня вроде бы и настроя определённого не понадобилось: просто попался случайно, и я сразу же решила его посмотреть -- время пришло, наверное..
Гениальный..? Нет, не люблю этого слова.. Уникальный фильм!
Внутри столько разных эмоций бушует, и слёзы были тоже..хотя в фильме сентиментального абсолютно ничего нет. И эмоции в конце всё равно только светлые остались..
Этот фильм оказался мне ещё и "по духу" близок.. и очень актуален для меня.
Мне всегда (особенно остро это чувствовалось в годы учёбы) не хватало вот такого вот "общества", группы единомышленников, и, конечно, такого преподавателя... Хотя было понятно, было сразу понятно, чем это всё для него закончится. Но он сделал то, о чём хотел поведать своим ученикам: он сделал это сам, показал на собственном жизненном опыте -- он жил, когда все чувства ещё живы в человеке, жил полнокровно и..да, с риском! А как же иначе..?
Но общество, которое складывается из условностей-формальностей-консерватизма-фальшивого этикета и норм приличий..в которое входят и учительский состав, и родители учеников и.. сами некоторые ученики.
..И здесь ещё нужно было учитывать "юношеский максимализм", который, в основном, всё делит на чёрное и белое.. и у которого на первое место выходят эмоции и чувства. Хотя иногда нужно взять паузу, сказать нужное в данной ситуации слово, подождать, в конце-концов, отважится на полный и окончательный протест: ведь вся жизнь ещё впереди..можно выждать-исправить-проявить если не упорство, то хотя бы "ослиное" упрямство (здесь и это сгодится!), но.. но этому тоже нужно учить-предупреждать-предугадать. Преподаватель в силу своей наполненности светом и жизнью..понял, но не смог учесть всего.. А отвечать в любом случае придётся ему.. ведь отец ученика в жизни публично не признает свою вину, даже если это чувство вины и будет годами съедать и раздирать его изнутри, как и его безвольную жену.. Подумать только, и из-за чего всё? Из-за того, что всё просчитал и вычислил жизненный путь за сына, даже не поговорив с ним, не спросив? решил воплотить собственные даже не мечты, а позиции-решения-устремления в единственном сыне? Было очень жестоко прийти на выступление сына и потом вот так вот выложить ему всё, срубить на корню.. Возникла такая мысль, что если бы сын сыграл тогда в спектакле роль "бравого и отважного офицера", то, возможно, такого бы окончательного приговора хотя бы в этот вечер не последовало..
А так.. "Прощай, Капитан!" ... и в какой бы эпохе ты не жил и не был, всё, пожалуй, закончилось бы приблизительно также: по крайней мере, увольнением..
Конечно, задаюсь ещё одним вопросом: а в наше время нашлись бы желающие вступить в "Общество мёртвых поэтов", которые живее всех живых и хотят удержать наши собственные чувства живыми, полнокровными, насыщенными..пока это доступно и возможно?
Роль Нолана дублировал Андрей Мартынов. Также в среди актёров дубляжа не указаны. Никита Прозоровский. Ирина Губанова. Борис Токарев. Жанна Никонова. Любовь Германова. Ольга Голованова. Юрий Маляров. Марина Устименко.
Сам фильм замечательный (трудно припомнить плохой фильм с Робином Уильямсом). Но за годы, прошедшие со времени первого просмотра, да и вообще за все годы знакомства с американским кино (начиная с конца 60-х), накопилось ощущение нарастающего "воспитательного" воздействия. Вечное противопоставление (и противостояние) мира молодых и мира взрослых - не в пользу взрослых. Юные идеалисты против замшелых законов жизни своих родителей. Одним из первых, в этом смысле, был фильм Крамера "Любите детей и зверей", увиденный в ранней юности. Тогда же - и "Ромео и Джульетта" Дзефирелли (фильм не американский, но та же вечная тема). О, как это воспринималось в 17 лет! Кроме юных героев-идеалистов, в таком кино почти обязательно присутствует взрослый герой-одиночка: идеалист и в каком-то смысле даже идеальный человек. Борец с "системой". Тихий мудрый учитель, наставник, "инженер человеческих душ". Или - настоящий боец "без страха и упрёка", опрокидывающий мир привычных правил и представлений (как восхитивший меня когда-то Макмерфи в "Полёте над гнездом кукушки"). Но к нынешнему возрасту я стал ощущать усталость от голливудского морализаторства. И всё вроде бы правильно, и замечательно снято и сыграно, но... Когда-то очень давно я прочитал фразу: "Лучшее воспитание - правильная жизнь родителей". Как я сам понимаю, правильная - не в смысле "идеальная", а правильная по сути. Сами родители могут ничему и не учить, не наставлять и не призывать. Сам образ жизни в семье воспитывает. Да вот беда, юным кино-героям не везёт с родителями, обязательно конфликт "отцов и детей" (тем более, что отцы и матери в современном кино уже давно врозь). Обилие повторяющихся в кино ситуаций превратилось в некий стандарт, в штамп, и начинаешь привыкать к мысли, что в этом виде искусства без этого невозможно, и даже шедевры уже воспринимаются скептически: "А-а-а, опять учат жить, учат "быть человеком", "настоящим человеком"... "Баранкин, будь человеком", "Человек - это звучит гордо!"... Не поддавайся! Сопротивляйся! Борись!..
Своеобразный "социальный заказ", набивший, честно говоря, оскомину. А жизнь-то сложнее! Но это же кино. Искусство! Но не многовато ли искусственного идеализма в искусстве?
Фильм посмотрела впервые и он вызвал у меня множество мыслей и вопросов. Не думаю, что он рассчитан на детскую или подростковую аудиторию – трудно даже назвать, какие полезные для себя идеи подростки могут почерпнуть из этого фильма. Этот фильм предназначается для учителей и родителей, он рассказывает прежде всего об огромной ответственности взрослых - как учителей, так и родителей - по отношению к детям. Казалось бы, безобидные на первый взгляд идеи, оригинальный метод их подачи молодым учителем уставшим от школьной зубрёжки и чрезмерной дисциплины ученикам – и в результате жуткое и ничем не оправданное самоубийство мальчика. И в этом трагическом событии я склонна винить прежде всего учителя. Как и большинству авторов предыдущих отзывов, мне тоже очень многое нравится в личности учителя словесности Джона Китинга – он действительно интересуется литературой и хочет как можно лучше преподать её своим ученикам, он добр, раскован, необычен, даже где-то интригующе таинственен, он хочет внести в учебный процесс что-то новое, какие-то свежие мысли и оригинальные идеи. Однако, возможно, по своей молодости и неопытности он не совсем ясно осознаёт, с кем имеет дело, и поэтому его педагогические эксперименты имеют столь плачевное завершение. Мыслить самостоятельно может только взрослый самостоятельный человек, а не подросток, по сути своей ещё ребёнок, полностью зависимый от родителей и учителей. Нельзя требовать от подростка поступков, несоответствующих его возрасту, нельзя своими, пусть даже и неплохими, идеями приводить подростка в открытый конфликт с родителями. Ведь когда Нил пришёл к Джону посоветоваться, как ему поступить с отцом, тот сказал, что он ни в коем случае не должен играть роль послушного сына, вместо того, чтоб самому познакомиться с отцом мальчика, увидеть, что это за человек, и потом помогать Нилу строить с ним отношения. Девиз Китинга – Carpe Diem – (Хватай момент сейчас и не думай о будущем), по моему мнению, для подростковой аудитории не только не пригоден, но даже опасен, впрочем, именно об этом и фильм. Вместо того, чтобы убедить Нила примириться с отцом и немного подождать, закончить школу, стать совершеннолетним, начать работать, а там поступить на театральный факультет и стать актёром, Китинг своим девизом о моментальных победах вызвал в мальчике неверие в себя, ненависть к собственной слабости из-за невозможности противостоять отцу, отчаяние, злость на отца и, вероятно, желание ему досадить, смешать все его планы, что и привело его к самоубийству. Я совсем не оправдываю отца, напротив, нельзя до такой степени не интересоваться жизнью и желаниями своего сына, и так категорически навязывать ему свой выбор. Ясно, что отец хотел, как лучше - заставляя Нила стать врачом, он хотел уберечь его от каких-либо материальных проблем в будущем, вроде бы, благие намерения, а последствия их известны. Поэтому, как родители и учителя, мы должны очень бережно относиться к нашим детям, в особенности подросткам - молодым людям с ещё неокрепшим разумом и чрезвычайно ранимыми эмоционально, непрестанно думать о том, каким образом любое наше слово, действие, любая наша идея или мысль отзовётся в их душах и сердцах. А Джон Китинг, я вижу, так ничего и не понял, во всяком случае, я не помню эпизодов, где бы он высказывал своё сочувствие и приносил извинения родителям Нила или беседовал с учениками о ценности жизни. «Мой капитан» сделал вид, что он ушёл победителем. Хочется надеяться, что только с годами к нему придёт истинное знание детской души и понимание своей роли в жизни и смерти мальчика Нила.
А мне "свободный" метод преподавания Китинга очень напомнил "Палвана" Арикова из "Республики ШКИД": тот тоже весьма своеобразно доводил родную литературу до воспитанников! :))
Один из самых сильных фильмов, что я видела. Сделать из человека Человека: научить его думать, идти, если понадобиться против всех, отстаивая своё мнение – дело неблагодарное, и очень сложное. Но, даже, если всего и несколько человек из многих, встали на столы, и смогли посмотреть на «понятную» ситуацию с другой точки зрения, они, эти несколько, осмелились, вопреки.....то задача Учителем выполнена!
Сегодня смотрели этот фильм с моим классом (я классный руководитель восьмого класса,самой обычной школы), как и мы в 1994г. смотрели на одном дыхании,так и они.Многое не скажешь в суете сует, а фильм многое им объясняет.
На мой взгляд непререкаемый шедевр и одна из лучших ролей Уильямса, несмотря на то что Оскара ему в тот раз не дали. Посмотрел сейчас распределение Оскаров за 1989 год -очень странное впечатление в целом-дали абсолютно второстепенным личностям почти во всех номинациях-может быть такая политика тогда была? Но дело не в этом, а в том, что проблемы, поднятые в фильме, волнуют многих и будут волновать всегда. Странно, но то что в фильме будет покойник чувствуется с самого начала ( и дело не в названии, а в мастерстве с которым передана вся атмосфера происходящего) , а когда показывают сверху холл, где учитель собирает учеников перед портретами прошлых лет, то стол, напоминающий по форме гроб, подтверждает догадку.
Могу согласиться, что фильм "на все времена". Браво,Elena,( №3) за такой блестящий анализ!
Фильм-шедевр, снятый в старомодной, совершенно не американской по сути, но от этого еще более привлекательной манере. Гениальная игра Уильямса, которому следовало бы дать "Оскара" за человечность, излучаемую его персонажем - учителем литературы. Превосходная музыка Мориса Жарра, тонко подчеркивающая психологические нюансы картины. Редкий случай, когда с экрана без лишнего глубокомыслия и ненужной помпы говорят о самых важных вещах, но языком простым и доступным каждому. Фильм, послевкусие которого Вы будете чувствовать еще очень долго, ибо флюиды его проникают глубоко внутрь, в область предсердия. Смотрите, пересматривайте, сопереживайте, плачьте и смейтесь, ведь перед нами - сама жизнь в наилучших ее проявлениях.
"Общество..." один из любимейших моих фильмов, из тех про которые говорят, что они "не стареют...", "на все времена" и к которому с возрастом отношение совершенно не меняется, а наоборот начинаешь относится как к чему-то светлому, доброму, тонкому, искреннему и жизненному.
Впервые посмотрела это фильм, где-то лет в 14-15, сказать что просто поразил мало, просто перевернул мировозрение, от части изменил и сформировал отношение и взгляды на многие жизненные ценности, вызвал огромное количество не передаваемых эмоциональных ощущений.
Совсем не давно наткнулась на лицензионку с этим фильмом и решила пересмотреть, конечно же с позиции более взрослой, ощущения и впечатления более осознанные, когда воспринимаешь не только эмоциями, а и душой, сердцем способен читать и видеть между строк.
Итак, действие разворачивается в престижной школе, где учатся дети уважаемых и богатых людей. Довольно консервативное образование, отношение и воспитание учеников, которое выражено в девизе - "Традиция, честь, дисциплина, совершенство", и в большинстве своём опирается и зависит от общественного мнения. Преподаватели, которые руковдствутся принципом - "главное научные догмы и подготовка к поступлению в колледж, всё остальное произойдёт естественным образом", при этом подавляя и ограничивая молодых людей в свободе и праве выбора, собственного мнения, индивидуальности, если оно отлично от основных "традиций и правил".
Но есть несколько друзей, которые тайно пытаются зайти за эти ограничения, которые в противовес преподавательскому девизу, при думали свои четыре столпа -"Пародия,ужас,упадок,эксперименты", которые между собой мечтают, спорят, критикуют, стремятся нарушить устоявшиеся правила и традиции.
И наверное их помыслы, мечты таки остались бы на словах и не реализовались, если бы не появился новый учитель литература и словесности Джонн Китинг, креативный, новаторский, не похожий на других, живой, импульсивный, который изменил их жизнь, взгляды, активизировал стремление к свободе действий не на словах, а на деле. Его появление стало словно "порыв ветра перемен", который дал возможность для ребят оценить самих себя, свои возможности и увидеть свою жизнь как бы с высоты и совсем иначе, чем она представлялась раньше - "Я стою на столе, что бы напомнить себе...что мы должны постоянно смотреть на вещи по разному.Отсюда мир выглядит совершенно другим."
Научил смотреть с помощью литературы и поэзии на мир другими глазами, с разных позиций, точек зрения, высот, мыслить самостоятельно, не боятся иметь собственное мнение и уметь его отстаивать. Не зря смысл образования для него заключался в том, что бы "научить думать самостоятельно", до нести до учеников что - "слова и идеи способны изменить мир", "нужно пытаться обрести свой собственный голос, чем дольше вы будете ждать, тем менее вероятно, что вы его обретёте", "трудно сохранять свои убеждения в окружении других людей, но необходимо верить в то,что ваши убеждения уникальны, самобытны. Даже если другие считают их странными и непопулярными, найти свою собственную поступь уже сейчас, в любом направлении, куда угодно".
Для каждого из ребят это наука изменит их судьбу, для кого-то трагически, кто-то наоборот найдёт себя, с может побороть свои комплексы, страхи и вырости над сами собой. Но так или иначе, равнодушных и безучастных не будет, изменения будут не обратимыми, а "Общество мёртвых поэтов" возродиться вновь и вновь будет звучать как "жизненное эхо" в судьбе каждого из ребят - "Я ушёл в лес, потому что хотел жить разумно. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добратья до её сердцевины. Изгнать из жизни всё,что не является настоящей жизнью...чтобы не оказалось перед смертью, что я во все не жил".
Среди героев есть, как победившие, так и проигравшие. Так же как и относительно Китинга нельзя однозначно сказать, проиграл он или победил. У каждого после просмотра создаётся своё мнение и впечатление относительно этого.
На мой взгляд, всё таки равноценно и победил, как в случае с Тоддом Анедерсоном, Кноксом Оверстритом, Стивеном Миксом, так и програл как в случае с Нилом Перри, Чарли Далтоном и Ричардом Камероном.
Относительно сыгранных ролей, то начну с ребят, хотя вообщем-то очень здорово и органично играли все, но всё же выделю 4-х:
Тодд Андерсон на мой взгляд один из главных, самых глубоких и характерных персонажей. Сказать что Этан Хоук меня поразил это мало, он просто восхитил своей органичностью, тонкостью, глубиной, искренностью, талантливым перевоплащением [spoiler]от закомплексованного, заикающегося и не уверенного в себе, до приобретённого своё собственное "я", решительного и морально оказавшегося самым сильным из всех.[/spoiler] Как он здорово сыграл эту трансформацию и раскрыл характер своего героя, передал его эмоции, переживания, ощущения. Просто умница, для меня это до сих пор одна из лучших его ролей.
Нил Перри/Роберт Шон Леонард - довольно не однозначный герой, умный, перспективный, лидер, решительный и эмоциональный, но на деле [spoiler] оказавшийся морально самым слабым, не готовым бороться за свою мечту и столкнувшись с не пониманием и давлением со стороны отца, сделал роковой шаг и покончил с собой.[/spoiler] Актёр очень здорово, характерно и органично показал внутреннюю борьбу героя, его трагедию и без исходность. Жаль что, для Шона это роль так и осталась пока, единственной яркой и сильной в его карьере.
Чарли Далтон/Гейл Хэнсон - индивидуалист, остряк, решительный, импульсивный, не боявшийся брать ответсвенность на себя, постоянно идущий "на пролом" и "против течения". Только из уст его героя могла про звучать шутка про "бога" - [spoiler]"Мистер Нолан, это вас. Это Бог. Он говорит, что в Велтоне должны учиться девочки."[/spoiler], - прекрасно понимая, чем это может для него закончится. Хотя этот поступок скорее был направлен на то, что произвести впечатление на друзей и Киттинга. Жаль, только что попытки "Капитана" убедить и вразумить Чарли - "Добираться до сердцевины не значит давиться костью. Время быть дерзким - и время быть осмотрительным. И только мудрец понимает, которое из двух востребовано", так и остались всего лишь словами.
Именно обаятельный и дерзкий Чарли, ярко, естественно, запоминающе и как-то легко сыгранный Гэйлом Хэнсоном, понравился мне больше всех :).
Ричард Камерон/Дилан Кассман - такой правильный, педантичный и послушный "зубрилка", хотя и умный, из тех [spoiler]кто в решающий момент, ради собственного спасения идёт на предательство.[/spoiler] Весь фильм как-то этот герой вроде бы оставался в тени и наверное не запомнился бы, если бы не здорово сыгранный актёром эмоциональный и темпераментный эпизод в финале, где он очень хорошо раскрыл суть и характер Кемерона.
Относительно известных актёров:
Джон Киттинг/Робин Уильямс. Фильм ставился именно под Робина и его успех в первую очередь зависел от игры актёра, сам режиссёр в интервью признавался что роль писалась именно на него и других кандидатур не рассматривалось.
Его Киттинг на мой взгляд собирательный образ "идеального" учителя, для которого понимание, обучение учеников мыслить самостоятельно, творчески, а не "учебными, книжными штампами", стремление найти к каждому индивидуальный подход, помочь найти свою индивидуальность, реализовать возможности, и стать настоящим и искренним другом.
Другое дело что его идеи, мысли, понимание далеко не все ребята смогли оценить, понять и примненить на собственном опыте. Робин справился с ролью просто мастерски, ярко, талантливо, органично; его герой получился очень светлым, реалистичным и понимающим, ему хочется верить, его хочется слушать, а его стремления, поступки не могут не вызвать уважение, восхищение и любовь к герою.
Жаль что ему не достался Оскар, на мой взгляд это одна из самых, сильных и характерных его работ, и как бы в подверждение этому получение статуэтки за в чём-то схожую роль в "Умнице Уилле Хантинге".
Норман Ллойд/Мистер Нолан - именно в его лице представлялся конформизм, ограниченность, ущемление, жёсткость и давление, которое разрушало личность и делало его "без духовным", если можно так сказать. Актёр сыграл очень, сильно, ярко, реалистично на столько, что его герой просто отталкивает и вызвает исключительно негативные впечатления. Один его взгляд холодный, жёсткий, не терпящий возражений и пристальный, как будто видит на сквозь, раскрывает характер с абсолютной точностью.
Мистер Перри/Кертвуд Смит - довлольно не однозначный образ, который был сыгран актёром очень ярко, сильно, талантливо и драматично. С одной строны эгоистичный собственник, не желающий понимать своего сына, решающий всё за него, поддавляющий его волю; но с другой строны понимаешь что он его любит, заботится о его будущем и считает что всё, что он делает правильно, идёт сыну во благо и сделает его счастливым, другое дело что методы которыми он руководствуется ведут к разрушению.
В одном из интервью актёр говорил, что стремился вызвать к своему герою сочувствие, как-то оправдать его и сделать его не жестоким, а жёстким. И как мне кажется, ему это удалость, его герой со одной стороны понимаешь, но с другой кроме жалости он не вызывает ни чего.
Ну и конечно нельзя не отметить, что это одна из качественнах, интересных, сильных, ярких и жизненных работ режиссёра - Питера Уира, и не выделить красивую и украшающую фильм музыку Мориса Жарра.