№5 Аниретаке Ятак
Фильм почти не зацепил. Какой - то вялый, тягучий. Если бы не прочитала до этого книгу, вряд ли поняла бы, о чём речь идёт.
Меня напротив - в свое время это зрелище вовлекло в глубокое созерцание. Правда, переживания после просмотра не осталось, одно лишь зрительное впечатление, мастерское и новое.
Что же касается понимания книги, то уверена, что повествование Флобера посвящено женщине. Фильм же Сокурова по природе своей висконтиевский. Т. е. подлинной целью и смыслом произведения является молодой цветущий персонаж мужского пола, в то время как страсти, жертвы, смерти бушуют вокруг него, словно волны у подножия утеса. И всепоглощающая болезненная тяга к нему зрелой женщины служат лишь обрамлением воспеваемого предмета, придавая ему сугубую значимость.
Ранний Сокуров (за исключением его документальных фильмов) мне совсем не нравится, в художественном кино я начал воспринимать его только после фильма "Молох". А тогда любой сюжет, даже экранизацию классики, он превращал в тягучий и нудный артхаус. Кино не для всех, только для очень продвинутых эстетов.
Искусство кино, 2001.
Александр Сокуров: «Сделайте то, что можете сделать только вы»
№12, декабрь Дмитрий Савельев
"А.Сокуров. Сесиль Зервудаки в «Спаси и сохрани» я выбрал чисто интуитивно. Это была полная женщина с длинными волосами, такая итальянская мама. Но я почувствовал в ней что-то мне нужное просто по обороту головы. И если я привлечен таким человеческим импульсом — не может быть, чтобы исполнитель повел вдруг меня в чуждый мне мир."
Вероятно, актриса к началу съёмок фильма сильно похудела. Ее Эмма не только не полная, а даже сухопарая.
Новейшая история. Александр Сокуров.
Собака ру.
"Журавль, голенастый символ жизни и долголетия, степенно переступает с ноги на ногу во многих картинах Сокурова. В «Камне» он подвизается при Доме-музее Чехова, в «Скорбном бесчувствии» путается под ногами обезумевших обитателей английского особняка, важно разгуливает по императорскому саду в «Солнце»: в Японии журавль считается священной птицей. В какой-то момент он появляется даже в «Фаусте» (на фото), правда уже как аист."
В фильме "Спаси и сохрани" фирменный аист Сокурова запечатлен на роскошном халате персонажа (Валентин Маслов) - хирурга, ампутировавшего ногу Ипполиту (в посрамление бездарного экспериментатора Шарля).
В романе халат с аистом достался бы нотариусу Гильомену (у него Эмма пыталась занять денег).
То: sibirjak1 (Красноярск)
«Никем не признанный»? :) Позабавили, хотя, конечно, это смех сквозь грусть. Когда Сокурову вручали Венецианского льва, то наши сми бодро рапортовали о том, что российский фильм получил главный приз престижного международного кинофестиваля. А мне было стыдно и за эти глупые сми, и за Отечество. И горько оттого, что фактически «российского» там только общегражданский паспорт режиссёра. Но сам он упорно работает на русскую культуру, хотя поклонников за рубежом, складывается такое ощущение, у него действительно больше. Это не упрёк Вам, сибиряк, единственное, могу Вам попенять, что допреж заявлений о непризнанности осведомиться о послужном списке режиссёра будет неплохо. Не скажу, что фильмы Сокурова для меня все без исключения на одном уровне, но он из немногих оставшихся талантливых кинематографистов, кто работает с изображением, притом работает вдохновенно, осмысленно, из тех, кто заставляет зрителя и думать, и чувствовать — по-настоящему, из тех, кто разговаривает посредством кинематографа с Человеком, а не потребителем.
Он и внешне похож на тарковского, и тоже ни кем не признанный гений, а вой московской тусни на хлеб не намажешь. У обоих фильмы не о чем и совершенно не смотрябильны. Но видимо для плюрализма и такие нужны. И главное находятся заранее благодарные зрители несколько раз пересматривающее шедевр, силясь увидеть рациональное зернышко, в ирациональном поле. Заранее извиняюсь если кого то, из присутствующих обидел, не хотел. Но думаю я в праве, если Сакуров в праве снимать это, высказаться по поводу этого.
я познакомился с А.Н. вскоре после выхода этого фильма на экран
точнее даже в момент самого выхода. Помню как я говорил ему
что мне не понравилось качество изображения в кинотеатре. И как он был огорчен.
А сейчас я не знаю может я просто был под влиянием мрачной и тяжелой как мне тогда казалось атмосферы фильма.
А потом еще помню как он рассказывал о своей поездки в Италию.
И это напоминало кадры этого фильма. (разговор шел о Тарковском).
Сегодня я начал смотреть СиС и словно увидел А,Н, таким каким он был тогда. Удивительно как теперь (для меня да и наверно для любого кто его знал и знает) видны Его жесты в жестах актеров слышится именно Его голос. Это конечно банально.
Тоже скажут возможно и о Михалкове например.
Но для меня сейчас это удивительно.
В этом фильме он буквально повторил Флоберовское - Эмма Бовари это я.
Для тех, кто не праздно любопытствует, а реально хочет помочь Даше! Она находится в Центре психического здоровье на Каширке. Ей нужна забота и помощь, в том числе материальная.
Единственный фильм Сокурова самым пристальным образом рассматривающий природу взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Кажется, что Сокуров только затем и выбрал знаменитый роман Флобера "Мадам Бовари", чтобы, используя его сюжет, высказать всё, что он думает по этому поводу. Фильм насыщен и даже перенасыщен эротическими сценами, идущими, впрочем, в полный разрез с представлением об эротике в искусстве как о чем-то, по крайней мере, эстетически красивом - никакой "красивости" - откровенный-"тире"-животный секс. Но не приходится сомневаться, что так было задумано. Вот она, истинная природа взаимоотношений?! Эмма, главная героиня фильма, живет этим, а когда чувствует, что теряет эту жизнь, то уже не может ни вернуться к себе прежней, ни обрести себя заново. Обуреваемая сексуальными страстями, она загоняет себя в тупик, из которого не оказывается иного выхода, кроме самоубийства. Умирала она долго и мучительно.
Фильм длинный, и его, к тому же, невыносимо тяжело смотреть... Но! Это Сокуров. И это настоящее искусство.