Вся мощь огня, бесчувственного к стонам,
весь белый свет, одетый серой тенью,
тоска по небу, миру и мгновенью
и новый вал ударом многотонным.
Кровавый плач срывающимся тоном,
рука на струнах белого каленья
и одержимость, но без ослепленья,
и сердце в дар - на гнёзда скорпионам.
Таков венец любви в жилище смуты,
где снишься наяву бессонной ранью
и сочтены последние минуты,
и несмотря на все мои старанья
ты вновь меня ведёшь в поля цикуты
крутой дорогой горького познанья.
Федерико Гарсиа Лорка
Как я уже говорила – пласт мифологии в этом сериале среди моих симпатий – в особенности аллюзии на Персефону и Аида. Своё глубокое занудное погружение в тему буду сейчас
разбавлять уравновешивать поэзией любимого промо-фото, посвящённого моему любимому персонажу – Молли Хупер - в контексте самой любимой моей сцены – «Я люблю тебя» :).
[«Un peu d'amour, un brin de miel»* >>]
* «Немного любви, чуточку мёда» - строчка песни «Derniere danse» моей любимицы – Indila ;D (здесь и далее – перевод мой, поправкам всегда рада).
В очередной раз выражаю свой восторг относительно говорящих портретов героев сериала – самый мой любимый промо-портрет 4 сезона – Молли Хупер.
Во-первых, это фото – часть группового, о котором я уже подробно писала :). Во-вторых, рядом с этой фигурой подразумевается сам Шерлок – так сказать – контекст ;]. В-третьих, именно этот портрет окончательно убедил меня в аллюзиях на миф - Аид и Персефона - в его любовном пласте, так как именно образ Персефоны, созданный знаменитым английским художником в 1874 году – эпоха-ровесница каноничного Шерлока Холмса - викторианство, так к слову :))) – да ещё хранится в галерее Тейт в обожаемом же Шерлоком Лондоне:
Прозерпина
Поражает – лично меня – невероятно – практически одинаковая цветовая гамма – у Персефоны – синее платье, у Молли – синий кардиган; одинаковая причёска и одинаковый поворот головы! :)))) Даже фон – серо-голубой и на картине, и на промо-фото – мотив загробного мира. Не исключаю – игры воображения, игры в ассоциацию, простое совпадение и лень Вселенной ;D. Что интересно – жест Персефоны тот же, что и у Молли в сцене «Я люблю тебя»! ;) Это для меня уже без всяких шуток – крайне важно, так как обе истории о любви-насилии - Аид силою увёз с собою Персефону, Шерлок насильно добивался и добился-таки от Молли любовного признания. Данте Габриэль Россетти изобразил позади своей Персефоны плющ – именно такой был указан в романтическом пласте повести «Собака Баскервилей» (я об этом уже писала) – форма сердечек – это и образ эротической любви – символ Вакха, и образ вечности, но это так – просто к слову пришлось :). Сам художник определил символ этого плюща – память. Вообще крайне занимательно для меня то, что и у Молли на кухне, что была «секционным залом» для «вивисекции» для неё и для Шерлока, и у Кей Скарппета на кухне, и на картине Россетти у Персефоны за спиною – окно и свет! Не говоря уже о зелени – у Молли - комнатные цветы, у Прозерпины – плющ, а у Кей – розы :). У Хупер, между прочим, тоже плющ виднеется – по правую руку (свисает с потолка) :)). Если у Россетти Персефона держит гранат, зёрна которого её силою заставил съесть Аид, так как этот плод – символ любви и символ вечности брачных уз, то у Молли – лимон. О английских идиомах и символах я написала ещё в январе, теперь очередь общей культорологии :D. Я сейчас попытаюсь объяснить, почему для меня равнозначны эти два плода в контексте разговора о сериале ;)))). «С лимоном, европейцы познакомились, по-видимому, в IV веке до новой эры, во время походов в Азию Александра Македонского. А само название встречается впервые в описаниях Палестины, сделанных в XIII веке: «Сверх того есть ещё другие деревья, производящие кислые плоды с едким вкусом: их зовут лимонами; их сок с удовольствием употребляют летом с мясом и рыбой, так как он холоден и сушит нёбо, и возбуждает аппетит». Однако ещё раньше он упоминается в китайских летописях XII века, где описан плод «лимунга», который был завезён в Китай из других стран. Греки и римляне знали его под именем malus midica — мидийское яблоко (то есть из малоазиатской провинции Мидии). Позднее это название превратилось в malus medica — медицинское яблоко, и первоначальный смысл был искажён… Гранат древние римляне тоже считали разновидностью яблок. Из Карфагена в Рим этот плод привозили под именем malus puniceum — яблоко карфагенское, и впоследствии вторая часть словосочетания (Punica) стала родовым обозначением» - Б. Н. Головкин, «О чём говорят названия растений». Важно – оба плода кличут яблоками ;)))). Так что – лимон в руках Хупер как медицинское яблоко для меня отражает «душевно-сердечную хирургию-вивисекцию» в этой сцене, не говоря о том, что это и символ её работы в сфере медицины ну и до кучи – лимон=гранату=яблоку ;D. В христианстве лимон – символ верности, непорочности – так оно и есть – Молли говорит Шерлоку, что она всегда его любила – её верность, в этой игре-квесте семейки Холмс – она абсолютно невинная – вот и второе значение этого символа. Но так же лимон считается символом горечи и разочарования – это тоже имеет место быть, на классическое свободное признание в любви вся эта сцена не похожа. Больно и горько обоим – и Шерлоку, и Молли. Крайне любопытно и то, что Молли держит телефон ровно так же как Персефона гранат – положение кистей рук! По телефону состоится насильное любовное признание=насильное поедание зёрнышек граната – вечная любовь-брак:
Вскочила, объятая радостью, с ложа
Мудрая Персефонея. Тогда повелитель умерших
Зёрнышко дал проглотить ей граната, сладчайшее мёда,
С замыслом тайным, чтоб навек супруга его не осталась
Там наверху…
«Тогда потихоньку
Сунул зерно мне граната он в руку, — сладчайшее вкусом,
И, против воли моей, проглотить его силой заставил…».
Гимны - «К Деметре», Гомер.
Если Аид заставил силою Персефону съесть зёрна граната, тем самым навеки вечные укрепив с ним брак, то Шерлок=Аид заставил Молли=Персефону силою поесть с ним две пачки чипсов! – намекая, что это и есть романтический обед с ним=мне нужна твоя помощь! – аккурат перед смертельным свиданием с Мориарти – 3 серия 2 сезон и именно после этой поедушки логично прозвучит – «Что ты хочешь?! / Тебя!» :))))) – аппетит у понтового мальчика разыгрался ;D. Какой Аид в XXI веке – такой у него гранат ;)))). Чернокудрявый Аид навечно соблазнил тонколодыжную Персефону … чипсами – я теперь только так и буду об этом думать :))))). Осовременили не только образ Шерлока Холмса, но и тёмную-соблазнительную любовную историю богов Древней Греции ;)))). Махровое имхо.
Опять же – окно и свет. Я уже подробно писала ещё в январе, что Шерлок находится в подземном царстве = Шерринфорд=ад и пройдя всю игру, он становится его полновластным хозяином – играет с сестрою дуэтом на скрипке. Молли же находится над землёю – она в пространстве жизни – за её спиною свет в окне, а Холмс – в стилизованной могиле. Сам Данте Габриэль Россетти так же акцентирует своё внимание на этой особенности мифа, отражённой им самим на полотне: «Она представлена в мрачном коридоре её дворца с фатальным фруктом [fatal fruit – см. оригинал – прим. моё] в своей руке. Когда она проходит, свет ударяет на стену позади неё от какого-то входного проёма, внезапно открытого, и допускает на мгновение вид верхнего мира; и она глядит украдкой на него, погружённая в мысль. Курильница стоит около неё как символ богини. Ветвь плюща на заднем плане может быть определена в качестве символа цепляющейся памяти». Что ещё обращает моё внимание в связи с этим образом в 3 серии 4 сезона – так это то, что лишь окно со светом появлялось на уровнях – жена управляющего, 3 брата и Молли. Мне хотелось бы подробно как-нибудь написать о символике окна-стекла, но сейчас скажу – эти три сцены – символ невинных и их страданий, где в одной из сцен звучит в музыке=душе Шерлока 50 псалом «Miserere mei, Domine!» / «Помилуй меня, Боже!», а дэмзель ин дистресс Шерлок не имеет право спасти – и вот Молли в их же контексте! По-моему – это просто потрясающе! Этот проём (дверь в сонете и окно на полотне) был так важен художнику, что это отразилось в его стихотворении, которое он написал к своей же картине (этот сонет можно увидеть на полотне в верхнем правом углу) – так что окно на кухне Молли в моём понимании не является случайностью, говоря о мотивах именно этого мифа:
Как свет далёк, лишь хладный блик печали
Метнулся по стене, когда теперь
Дворцовая чуть приоткрылась дверь.
Как страшен плод садов, что расцветали
Под Энною, увлёкший в эти дали
Вкусившую его. И как далёк
Мрак Тартара, он всю меня облёк,
Студёный мрак, от дней, что миновали.
Я от себя самой отдалена,
Я знака жду, рассудок мой – чужбина,
И некоего сердца лишь, глубинна,
Речь к некоей душе во мне слышна
(Шуршащая, как слабая волна):
«Мне жаль тебя, бедняжка Прозерпина!».
Прозерпина, сонет на картину
Данте Габриэль Россетти
Перевод - Вланес: http://www.stihi.ru/avtor/vlanes
Звонок Шерлока-Аида заставляет Молли-Персефону отойти от окна и света и метафорически спуститься в ад Холмса – его тёмная страсть и подземный этаж Шерринфорда, откуда звонит / взывает к Молли Шерлок.
Меня ещё очаровало в этой истории-интерпретации именно то, что подчёркнуто духовное родство отца Хупер и самого Шерлока, когда Молли ему сказала, что они похожи. Аид, кроме того, что был родным братом Зевса и уже в силу этого был на него похож, имеет ласковое прозвище – Зевс Царства Мёртвых. Классическая фрейдиская драма, выражаясь языком Бенедикта :)))). Более того, есть и ещё один мотив, нашедший, по моему мнению, отражение и в сериале. Героиня-богиня имеет два имени – Персефона и Кора. Последнее переводится как дева или же девочка. Здесь подчёркнутая форма изменения женской природы после замужества – в сериале – отражение изменения сущности любви Молли к Шерлоку. В интервью, ссылку на которое я давала (где Луиз Брили говорит о мыслях о суициде у Хупер) можно услышать как актриса об этом рассказывает – чувство Молли постоянно меняется и зреет. В 1 серии 1 сезона она - «emoji c сердечками в глазах» = слепая романтическая влюблённость ака девочка-подросток. После Рейхенбаха – осознание, что Холмс – не единственный мужчина и не идеал, а уже в 4 сезоне – она принимает его таким, какой он есть. Так её чувство, по моему мнению, становится зрелым – от влюблённости Девочки до принимающей, всепрощающей любви Женщины. Сюда же – я уже писала, что для меня эта сцена – рифма к сцене, где Шерлок спас ребёнка ровно за 2 секунды до взрыва плюс и на промо-фото с лестницей, и в Чертогах показан Внутренний Ребёнок Холмса, стало быть то, что Хупер приравнивается к ребёнку из-за сцен-рифм – следствие мотива мифа – Кора = девочка = Внутренний Ребёнок Молли, которого она лелеет, потому и любит безусловной любовью Шерлока – абсолютно христианский завет – будьте как дети = спасительная, ничего не требующая взамен любовь. Любовь, которая спасает их обоих – любимая мысль Луиз. Но Мужчине этого становится мало и уже Кора им похищается, чтобы стать навечно Персефоною – нужна вся, без остатка = «Что тебе нужно? / Что ты хочешь?» - «Ты / Тебя». При этом подчёркнутая просьба (мольба?! / приказ?!) Мужчины этого архетипа, чтобы Любимая сохранила эту свою непорочную любовь, что крепче ада:
Кроткую силу и благостный дух во груди сохраняя.
И не печалься чрезмерно: не хуже других твоя доля.
Право, не буду тебе я в богах недостойным супругом…
Надо полагать, что именно постоянство чувства Молли и её безусловная любовь, начиная от сторге, кончая агапи поразила Шерлока не хуже, чем кротость и мудрость Персефоны для Аида.
Что ещё удивительно, так это то, что я наткнулась на англоязычную мету относительно архетипов и там обращалось внимание, что миф о Коре / Персефоне = (Внутренний) Ребёнок. http://www.meta-religion.com/Psychiatry/Analytical_psychology/a_gallery_of_archetypes.htm. Преображение девочки в царицу мёртвых. Преображение влюблённой девочки в зрелую женщину в любви – героиня в сериале «Шерлок».
В мифе об Аиде и Персефоне, бог-царь умерших сравнивает гранат с мёдом. Есть этот мёд и в сцене любовного признания Молли Хупер и Шерлока Холмса. О символике мёда я уже писала в январе – это и канон – рассказы Дойля, и стихотворение, выбранное самим Марком Гэтиссом для своего героя, капельку о том, что это значит в английской культуре и теперь – очередь общей культурологии :). Мой обожаемый Бидерманн – «Мёд – излюбленный символ «сладости» в любом смысле слова… И мёд, и медовые напитки, мёды, нектар – несомненно, пища богов, в частности Зевса в детстве… В позднеантичном культе Митры мёд служил причастием, очищающем от грехов… Древнекритские таблицы линейного письма сообщают о медовых жертвах богиням… Символ появления новой жизни из смерти… Во многих культурах мёд жертвуется умершим, является пищей сверхестественных сил, средством защиты от демонов и приравнивается к «небесной росе»… Для мнения аналитической психологии в духе К.Г. Юнга, где мёд символизирует душевное взросление (индивидуацию)». В моём понимании сущности персонажей и сути сцены «Я люблю тебя» - это прям идеал относительно смыслов культурологии, не говоря уже о том, что мёд и лимон любимого Шерлоком жёлтого цвета :]. Это признание «освобождает» Молли и потому она переносит эту вивисекцию легче, чем Холмс, для которого это признание становится точкой бифуркации – и в отношениях с «другом» Хупер и относительно себя – сиятельного бога, живущего без сантиментов :)), потому он и воспринимает это как выполненое обещание Мориарти – Шерлоку выжгли-таки Сердце. Для обоих – и Хупер, и Холмса – это душевное взросление. Безусловно, здесь атмосфера близости смерти – потому символ мёда как подношение мёртвым (кто знает, может быть до звонка Шерлока это была бы последняя кружка любимого Молли напитка в её жизни). Не могу не заметить, что, когда Шерлок первый раз выбрал смерть по собственному желанию – знакомство с Джеймсом – 3 серия 1 сезона / 1 серия 2 сезона – решился выстрелить во взрывчатку - именно звонок Той Женщины спас его, подобно тому, как здесь звонок Шерлока спасает Хупер. Другое дело, что обе сцены имеют второе дно – Та Женщина хотела поиметь малыша Холмса равно как Шерлок не задумываясь! начинает выяснять отношения с Молли, причиняя той невыносимую душевную боль – не просто имеет её в очередной раз, но мучая, изводя пытками-вопросами = психологическое изнасилование. Имхо. Лимон и мёд – вкус английской любви. Разбавленный классическим английским чаем и … классическим же английским детективом :-]. Подходит здесь (как нарочно!) и то, что мёд – защита от демонов, учитывая, что в английской культуре ласковое прозвище Шерлока Холмса Дойля (и Шерлока Камбербэтча, естественно) – Демон с Бейкер-стрит («Преследовал, тревожил, донимал и изводил Демон с Бейкер-стрит» - Д. Д. Карр или же – 3 серия 4 сезона – «На дорогах по которым мы ходим прячутся демоны и твои ждали слишком долго» («The roads we walk have demons beneath. And yours have been waiting for a very long time»), то желание Хупер отделаться от звонка Прекрасного Падшего Ангела / Демона = Чернокудрявого Аида=Шерлока – попив чайку с мёдом – понятна – как и защита Ирен от Дьявола-Шерлока – «боевой костюм» для защиты :D. «Но гордый демон так прекрасен, так лучезарен и могуч!» ;D. Девы пали :)))). На радость Демону – чай с мёдом и ходьба голышом его не смутили и не остановили :)))). Ну и конечно же – самое глубокое символическое понимание мёда – рождение новой жизни из смерти. После ЭТОЙ сцены в любом случае всё прежнее, что было между Холмсом и Хупер – умерло и родилось новое. Судя по финалу – это новое чувство – сладкое как мёд :). Уже для обоих.
«Un peu d'amour, un brin de miel»*