Тема Холокоста продолжает быть открытой раной для Европы, и вот перед нами еще один фильм об ЭТОМ. На этот раз --- венгерский, хотя в листе соавторов Германия, Великобритания, Израиль. И совершенно страшный слоган «You can close your eyes. You can turn away. But you will never forget” – “Ты можешь закрыть глаза. Ты можешь отвернуться. Но ты никогда не сможешь забыть”. В этом фильме, в этот раз авторы, и по моему, показано существование индивидуума внутри той машины уничтожения: стандартной, обезличенной, рутинной, когда факт ЕЩЕ существования кажется уже случайным, а факт УЖЕ уничтожения неизбежно- естественным. Это может произойти утром на перекличке, позже – на сортировке, во время работы, от голода, от случайной болезни, по случаю дурного настроения надзирателя..... Причем, в фильме не показаны, как таковые, зверства нацистов, но в воздухе постоянно присутствует внутренний страх, ощущение неизбежности смерти. И когда все когда- нибудь наконец заканчивается, в такое всё никак не верится.Ибо, лагерный образ жизни, так изуродовал психологию человека, его мысли, его нутро, что осознание им бессмысленности своего существования, случайности и необязательности своего бытия становится составной частью бытия. И это страшней физических увечий. У этого фильма великолепная литературная основа – это одноименный роман SORSTALANSÁG/БЕЗ СУДЬБЫ/FATELESS (1975) Нобелевского лауреата Имре Кертеса, он же автор сценария. Это музыка великого маэстро Морриконе. Это первая режиссерская работа известного оператора Лайоша Колтаи. Его работа – практически безупречна. И, безусловно, это великолепная роль юного Марселла Надя, 14, ровестника своего героя.