№2 Геннадий Б.
Коста-Гаврас всегда был объективен.
Без сомнений. Но с этим фильмом, увы, спустился на уровень примитивной пропаганды... Зачем надо было лезть в далёкую для него и изрядно протухшую античехословацкую "песочницу"? Снял бы лучше объективный фильм о зверствах французской армии в Алжире в 1954-1960... Более миллиона мёртвых алжирцев, более трёх миллионов заключённых в концлагерях... Но правды по этой теме - днём с огнём...
Перед тем, как смотреть этот фильм, каждому, рекомендую посмотреть, когда он был снят: 1970. Это очень важно, что в этом фильме выдающийся французский режиссёр современности Коста-Гаврас (и одновременно левак по политическим воззрениям ), имеющий греческие и русско-еврейские корни оживляет кафкианский «Процесс». В сущности, картина воспроизводит все события, изложенные в книге Кафки. Только речь идет вовсе не о вымышленных событиях, а постановщик обратился к автобиографическим запискам Артура Лондона (и его жены Лиз Лондон), члена чехословацкого правительства и одного из обвиняемых по знаменитому «процессу Сланского» в 1951 , аналогичному тем показательным судилищам, которые были устроены в СССР в конце 1930х да и в конце 1940х...Можно предположить, что особый гнев у ревнителей идеологической невинности советского народа вызвало стремление Коста-Гавраса расширить рамки повествования и включить в него хронику событий августа 1968, когда в Прагу вошли советские танки, выдаваемые якобы за войска стран Варшавского договора. И сразу же режиссёр был обвинён в антикоммунизме и антисоветизме, а название его картин в СССР безжалостно вымарывалось даже из справочных фильмографических изданий Только в конце 1980х началась переоценка ценностей, пересмотр многих господствовавших десятилетиями идеологических догм. Стремительное демократическое обновление в странах Восточной Европы заставило также изменить отношение и к ряду событий прошлого. Поэтому снятый много лет назад фильм оказался на редкость актуальным (о чём свидетельствовала и его запоздалая премьера в июне 1990 в Москве). Но за прошедшие между мировой и советской премьерами двадцать лет, фильм успели посмотреть только во Франции 2.2 млн зрителей, а по всему миру – около 5млн человек . .. Главные роли исполняют Симона Синьоре и Ив Монтан. Не сказал бы, что Ив Монтан делает в кадре что-то экстраординарное. Однако, благодаря резкой актуальности фильма, его профессионализм приобретает гораздо более серьезное значение. И совершенно неспроста Ив, многократно обласканный советскими властями (Помню :” Когда поет в Москве Монтан, Пустым становится студенческий карман. И сокраются расходы на питание, Когда поет в москве Монтан”), после этой роли и навсегда впал в их немилость за антисоветскую пропаганду….Характерен момент в фильме, когда получив предложение от следователя поменяться с ним местами, Жерар мысленно проигрывает эту ситуацию и понимает, что вёл бы себя точно так же, поскольку дело не в отдельных людях, а в системе, где каждый человек лишь винтик в государственной машине. Коста-Гаврас вспоминал, что фильм стал сублимацией его гнева после прочтения мемуаров Лиз и Артура Лондонов: « Меня интересовал механизм признаний: отчего человек, боровшийся за торжество определенной идеи, принадлежащий к некоей семье-партии, приходит в конце концов к отрицанию своей сущности ради защиты этой семьи? Отчего он разрушает себя?».... Итак, этот фильм о событиях 1968 в Чехословакии беспощадно разоблачал авторитарную диктатуру, называвшую себя социалистической. ….. А Ив Монтан, ИМХО, своими работами в 1970-х, реально показал, кто являлся в те годы актером N 1 во Франции.,ибо каждый из его фильмов производил эффект разорвавшейся бомбы. …И этот фильм рекомендую посмотреть каждому.... PS. Фильм заканчивается кадрами Августа 1968, когда советские танки с солдатами на броне идут по улицам Праги, а я уже полвека не могу отодвинуться от продолжающегося кошмара, что по прежнему продолжаю сидеть среди них…
Фильм вошел в историю тем, что после этой картины в СССР резко изменилось отношение к Иву Монтану, которого тепло, на высшем уровне принимали в 1956 году.
Возможно, что в фильме показана правда о порядках коммунистов Чехословакии, но смотреть я на это не смогла.
Фильму поставила минус.
Талантливо сделанный, но все равно гнусный поклёп на справедливое сталинское правосудие. И чего после этого стоят все работы Гавраса, разоблачаюшие империализм?