По роману Бэрил Бэйнбридж.
Ливерпулль, 1944 год. В город приезжают на побывку американские солдаты, у них есть деньги, продуктовые пайки. Местное население голодает, поэтому молодые женщины стараются завязать знакомства с американцами, девушки мечтают найти среди них будущего мужа. Рита знакомится с Уэсли. Она влюблена, думает о замужестве и представляет отцу и тетушкам, котрые ей вместо матери. Но как только Уэсли понял, что с Ритой могут быть только серьезные отношения, он переключается на ее тетушку Марго, веселую вдовушку. Тетя Нелли, портниха, застает Марго с Уэсли и убивает его.
последнее обновление информации: 04.05.24
История как потребление, или «Опасность справа»
Локальный сюжет английского фильма «Портниха», удостоенного премии «Роза Лидице» (второй по значению), вроде бы не предполагает значительных социальных обобщений. Перед нами всего лишь случай из жизни, драматическая история времен окончания второй мировой войны. В Ливерпуле высаживаются американские солдаты. Юная и не очень привлекательная Рита встречается с одним из них, но проявляет почти пуританскую неуступчивость. Сказывается воспитание строгой тетушки Нелли, поддерживающей порядок в семье. Но не только в том дело, что этот порядок просто не допускает «фривольных» отношений девушки с солдатом. Все куда сложнее. Предосудителен вообще выход за пределы установленного в семье портнихи ритма жизни, бытового уклада, недопустимо какое-либо нарушение ревностно охраняемой стабильности. Нечаянно застав вполне зрелую женщину, свою младшую сестру Марго, в постели с ухажером племянницы, тетушка Нелли в ужасе набрасывается на любовников и, не желая этого, случайно убивает солдата. Однако такой исход явно не пугает портниху, скорее устраивает. Она споро и деловито организует сокрытие трупа.
Режиссер Джим О'Брайен как бы исподволь выводит свою картину на широкий простор. И даже, казалось бы, непритязательно воссоздавая на экране классическую стилистику викторианской драмы, он обнаруживает не самоценную эстетическую ориентацию, а точно и остроумно найденное воплощение социального смысла. Сам режиссер намекнул на этот смысл во время пресс-конференции: «Если бы на роль портнихи Нелли я не смог найти такую актрису, как Джоан Плоурайт,— сказал постановщик,— то мне пришлось бы пригласить на эту роль Маргарет Тэтчер».
Лев Карахан
«Искусство кино» 1989 год, № 3