По мотивам сказки Иона Крянгэ "Белый арап".
Младший сын короля не унаследовал ни ловкости, ни смелости своего отца, и поэтому последний часто гневался на него. Однажды, заснув на троне отца, королевич переживает во сне все события знакомой ему с детства сказки о "Белом арапе". Так, по пути в царство Зеленого царя, королевич становится участником необычайных приключений, смело встречает своего врага "Безбородого" и различных чудовищ. Он побеждает их, чтобы получить руку прекрасной царевны. Проснувшись, королевич снова слышит гневный голос отца.
Фильм дублирован на киностудии "Мосфильм" в 1966 году.
последнее обновление информации: 23.07.23
«Спутник кинозрителя», август 1966 года
«Белый Арап» (в нашем прокате он назван «Если бы я был Белым Арапом...»), по определению самого автора, — сказка для взрослых. Попеску-Гопо использовал старую сказку классика румынской литературы XIX века Иона Крянгэ, но переосмыслил ее таким образом, что перед нами фильм современный и по форме, и по сути.
Изобретательности постановщика нет предела. Поскольку фильм цветной, он красит землю, ставит условные, ярко раскрашенные деревья, использует множество сложнейших трюков и делает все это, по его же утверждению, для того, «чтобы сразу было видно: то, что происходит на экране, не настоящее, а сказка». Этой же цели служит старушка-рассказчица: на экране происходят всякие волшебные события, а она, примостившись где-нибудь в уголке, комментирует их, частенько забегая вперед. Герой фильма Белый Арап (по всем статьям, он двойник нашего русского Ивана-дурачка), интригами врагов поставлен на край гибели. Но благодаря своей находчивости и смелости он с блеском выходит из всех затруднений. Враги Белого Арапа сильны и хитры. Но победить героя они не могут. За ним его могущественные друзья — Стрелок, способный попасть в глаз летящему соколу; Морозище, запросто замораживающий даже вулкан; Жаждище, которому выпить реку — просто чепуха; и Голодище, съедающий только на закуску жареного быка. А главное — за героя сама жизнь.
Попеску-Гопо, всячески подчеркивающий сказочный характер фильма, моментами дает сцены прямолинейные по мысли и предельно реалистические по изображению. Таковы, например, картины выжженной, опустошенной лжецаревичем Безбородым земли. В этих картинах автор не хочет быть непонятым даже в той простой мысли, что Безбородый не только колдун и личный враг Белого Арапа, а прежде всего страшный враг всего живого на земле, враг жизни.
Кинокритик Ромил Соболев