Из книги Анни Жирардо. Уйти, вернуться. Сила страстей. - Москва : Книжный клуб 36, 6., 2015. - С. 106-109
"Мы с Клодом Лелушем встречаемся на съемках его фильма как раз в тот момент, когда я готова жить новой, большой любовью. «Жить, чтобы жить» — так называется фильм. У меня так и получится.
Любовь приходит как бы сама собой. Я просто смотрю, как он живет, как он работает, и привязываюсь к нему, не отдавая себе в этом отчета. Я в восторге оттого, как он снимает. Он заражает своим энтузиазмом всю группу, каждый из нас захвачен будущим фильмом, живет им. Этот парень мне по душе! Вот что я подумала, увидев, как он оживленно размахивает руками! Он открыл для меня совершенно новый мир, он развлекает меня, успокаивает. На площадке у него мирная, дружелюбная атмосфера. Он словно глава семьи, которую ему необходимо создать, чтобы реализовать собственные возможности. После стольких месяцев напряжения и нервозности я просто отдыхаю. Его метод работы поражает: безо всяких усилий, без нажима, он получает от нас то, что нам никак не удавалось сделать. Он заставляет тебя пережить то, что он для тебя придумал, и при этом подглядывает за тобой через глазок камеры. Ты произносишь текст так же легко, как дышишь, наполняя его своими ощущениями. В первые дни я даже растерялась: он дает актерам такую свободу, что возникает впечатление, будто ты ничего не играешь. Его излюбленный прием — заставить актера произносить реплики, которые для партнера оказываются полной неожиданностью, но снимать реакцию этого партнера, диалог. являющийся чистой импровизацией. Так, в последнем эпизоде фильма «Мужчина и женщина» Анук Эме не знала, что Трентиньян ждал ее на вокзале. И ее удивление было неподдельным. Мне это нравится.
«Жить, чтобы жить» — фильм о наших жизнях, о наших сердечных муках. Мне кажется, что я вновь переживаю мою собственную историю: я люблю мужчину, который меня обманывает. Моя гордость восстает против такого унижения, и я решаю отплатить той же монетой, найти себе другого мужчину. Но когда в конце фильма муж приходит за мной, я возвращаюсь к нему. В одной сцене я сижу за столом с мужем, которого играет Монтан: он ездил на сафари, а теперь читает газету, не удостаивая меня взглядом, холодный и равнодушный. Перед тем как снимать эту сцену, Клод сказал Монтану: «Анни спросит тебя, хорошо ли было в Африке...» А мне он говорит: «Спроси его: “Ты успел изменить мне?”» Стоило в этот момент заглянуть в глаза Монтану. Казалось, эта фраза зацепила его на самом деле, он до того смутился, что был даже не в состоянии это скрыть. Он прямо позеленел. Мне кажется, по его лицу можно читать, как но книге! «Э- э... У нас предусмотрена такая реплика? Или это говорит Симона, поджидающая меня у артистического входа?» Мы покатились от хохота. Клод мастер на такие шутки. Он бывает дерзким, но никогда не доходит до наглости. Монтан вдруг превратился в неверного мужа, застигнутого врасплох и бормочущего какие-то жалкие оправдания. Он знает, что на экране видно все, и недоволен, что утратил контроль над ситуацией. Бедный Монтан! Мгновенно передо мной оживают сцены, которые столько раз бывали у нас с Ренато. Я бесконечно взволнована.
«Не влюбиться в Анни было бы с моей стороны чем- то ненормальным», — скажет впоследствии Клод, вспо- миная о нашей встрече. Никто еще не снимал меня с такой любовью. Его камера словно ласкала меня. Я выглядела такой красивой, такой женственной. К нашей любовной истории примешивается пьянящий дух приключений: по ходу съемок мы из Голландии переносимся в Соединенные Штаты, а по пути останавливаемся в Африке. "
[Личное >>]И личной жизни у Клода все непросто, также, как и у меня. Он вечно разрывается между двумя женщинами, той, которую еще не разлюбил, и той, которую полюбит завтра. В данный моменту нас с Клодом что-то вроде интермеццо, и наша единственная забота — скрывать наши отношения, чтобы никому не причинить боли. К несчастью, один подонок-журналист, — Клод потом набьет ему морду, — подкараулил нас, когда мы выходили из отеля в Нормандии, и раструбил на весь мир о нашей связи. Ренато, который в профессиональном отношении переживает нелегкий период, впадает в страшную ярость. Когда я возвращаюсь в Рим, он заявляет, что бросит меня. Этот гордый, все еще сильно влюбленный в меня человек ис¬пытал тяжелый, болезненный удар, и мне будет стоить огромного труда утешить и успокоить его. А итальянские журналисты, решив, что дело пахнет разводом, со вкусом рассуждают о «тайной связи Клода Лелуша и Анин Жирардо», причем Ренато у них выглядит полным идиотом. Впрочем, они в своих газетенках всегда изображали Ренато безмозглым красавчиком, а меня — интеллектуальной дурнушкой...
"Хоть Клод и скрыл это от своих продюсеров, но фильм «Жить, чтобы жить» стал для меня спасением, помог сдвинуться с мертвой точки. В начале семидесятых появилось новое кино, и я должна проникнуть в него, найти в нем свое место. Клод станет для меня провожатым из одной эпохи в другую. «Жить, чтобы жить» — это начало нового этапа в моей актерской карьере"
В фильме две линии одна - лирическая с любовным треугольником и другая, связанная с профессиональной деятельностью героя Ива Монтаны - военного корреспондента в "горячих точках". Лирическую линию обсуждать не буду, до меня хорошо написали.
Какие же были "горячие точки" в середине 1960-х? Одна из них - Вьетнам.
Кто такие вьетконговцы, захватившие в плен героя Монтаны? Партизаны, боровшиеся против марионеточного правительства в Сайгоне? И почему так быстро его освободили?
Когда обсуждали в фильме, как герою Монтаны добраться до Конго - под видом ли корреспондента или замаскироваться под видом наемников - сразу вспомнилась судьба российских журналистов, ровно год назад убитых в ЦАРе.
Фильм актуальный и без лирической линии. На Анни Жирардо смотреть всегда приятно, кроме самых последних работ актрисы.
"... Нацисты пытали - им было стыдно за восставшую Европу во время второй мировой войны. Советские войска подавили будапештское восстание - им было стыдно за венгерский коммунизм, а Франция противилась освобождению Алжира - ей было стыдно там оставаться. Во Вьетнаме американцы оказались в такой же ситуации - они хотели освободить Южный Вьетнам, но напалм и бомбардировки сделали этот финал смехотворным!"
Эти слова вырезали советские цензоры и только теперь благодаря Нету мы можем их услышать.
Всех приветствую! Тема- непростая, конечно. С моей позиции, так сказать, на месте Катрин, мне было бы сложно доверять человеку, после всех измен и похождений. Ведь это же не один раз, у героя Ив Монтана и до романа с Кэндис были женщины...В общем, он постоянно изменял Катрин...(( Я думаю, во многом почему Катрин вернулась- это то, что Робер попал в плен и смог вернуться. Когда показывали по тв Робера, мертвых солдат, мы же помним взгляд Катрин- она очень испугалась за него. Наверное тогда, она и простила ему всё... Анни Жирардо- потрясающая актриса, конечно! А вообще, то как принимают измены женщины, мужчины- тема сложная. У Трюффо в " Нежной коже" тоже был любовный треугольник, там жена по-другому решила принять измену...Это крайность, разумеется, но на тему много снято фильмов.
№33 Геннадий Воланов
...
Так в том-то и дело, что если состоялась физическая измена, значит, и духовной близости УЖЕ нет!
Предав фактически - невозможно остаться "верным" морально.
Предательство - они и есть предательство.
На этот счет есть разные мнения. Если физическая близость"состоялась" после того, как люди духовно сблизились, это уже уход к другому человеку. А если физическая близость возникла случайно, что чаще бывает с мужчинами, а потом , что называется, "наутро опомнился", то это просто досадная ошибка, которую большинство людей исправляет и забывает. Я не верю в абсолютно святых людей. Наверное,это бывает, но крайне редко.
№32 нвч по-прежнему
Все измены физические - это пустяки, если осталась духовная близость, если есть сохранившееся чувство.
Так в том-то и дело, что если состоялась физическая измена, значит, и духовной близости УЖЕ нет!
Предав фактически - невозможно остаться "верным" морально.
Предательство - они и есть предательство.
№30 Вэлари
Фильм стоит смотреть, хотя бы - из-за замечательного трио актеров- Анни Жирардо, Ив Монтан, Кэндис Берген. Безусловно, работа режиссера- Клода, Лелуша, эстетика- Ив Сен Лорана, а с другой стороны- страшные документальные кадры... Что касается самих героев, концовка- не знаю, после всех этих многочисленных измен со стороны главного героя, сможет ли Катрин дальше ему доверять... Хотя, понятно, что она продолжает его любить и он её... " Жить, чтобы жить"- прекрасный девиз , я бы сказала, философское название)
Именно - жить, чтобы жить! Все измены физические - это пустяки, если осталась духовная близость, если есть сохранившееся чувство. Как сказал однажды мой любимый певец , настоящая любовь бывает в жизни только одна, все остальное либо фантазии неуместные, либо временное возрастное затруднение.
№30 Вэлари
Фильм стоит смотреть, хотя бы - из-за замечательного трио актеров- Анни Жирардо, Ив Монтан, Кэндис Берген. Безусловно, работа режиссера- Клода, Лелуша, эстетика- Ив Сен Лорана, а с другой стороны- страшные документальные кадры... Что касается самих героев, концовка- не знаю, после всех этих многочисленных измен со стороны главного героя, сможет ли Катрин дальше ему доверять... Хотя, понятно, что она продолжает его любить и он её... " Жить, чтобы жить"- прекрасный девиз , я бы сказала, философское название)
Фильм стоит смотреть, хотя бы - из-за замечательного трио актеров- Анни Жирардо, Ив Монтан, Кэндис Берген. Безусловно, работа режиссера- Клода, Лелуша, эстетика- Ив Сен Лорана, а с другой стороны- страшные документальные кадры... Что касается самих героев, концовка- не знаю, после всех этих многочисленных измен со стороны главного героя, сможет ли Катрин дальше ему доверять... Хотя, понятно, что она продолжает его любить и он её... " Жить, чтобы жить"- прекрасный девиз , я бы сказала, философское название)
№28 quay
... Возможно, Вы написали красиво, не спорю. Но Вы , рисуя образ героя, не заметили одну " маленькую" деталь : человек регулярно работает там,где убивают не по сценарию, а в жизни. Не от этого ли таково поведение главного героя? Это человек, который слишком часто проходит невидимую границу между жизнью и смертью. Это очень сильный человек. И,поверьте,люди с такой судьбой очень часто кажутся равнодушными и поверхностными, за этим равнодушием спрятана огромная сила воли. Об этом знают только близкие, но жены иногда не знают, ибо даже не хотят представить, через что их мужья проходят вот в таких командировках. Их это просто не интересует. Она встрепенулась только тогда,когда увидела телевизионное сообщение, что ее муж захвачен в плен.
Жены не знают скорее всего по той причине, что мужья как настоящие мужчины просто берегут их от таких стрессов и не рассказывают о тех страшных вещах, с которыми им приходится сталкиваться.
№27 DNIPRO19
. Совсем не тот герой, который может вдохновлять. Он скорее кажется, нежели существует.....В итоге герой Робера Коломба проиграл.....Но не Ив Монтан, но не Клод Лелуш..... Все ими сотворенное изумительно.....
Возможно, Вы написали красиво, не спорю. Но Вы , рисуя образ героя, не заметили одну " маленькую" деталь : человек регулярно работает там,где убивают не по сценарию, а в жизни. Не от этого ли таково поведение главного героя? Это человек, который слишком часто проходит невидимую границу между жизнью и смертью. Это очень сильный человек. И,поверьте,люди с такой судьбой очень часто кажутся равнодушными и поверхностными, за этим равнодушием спрятана огромная сила воли. Об этом знают только близкие, но жены иногда не знают, ибо даже не хотят представить, через что их мужья проходят вот в таких командировках. Их это просто не интересует. Она встрепенулась только тогда,когда увидела телевизионное сообщение, что ее муж захвачен в плен.
........Когда-то проснувшись знаменитым француз Клод Лелуш предпочел не только создавать ленты с поэтическим настроением, но и написать с помощью киноязыка собственный катехизис. Сюжет его следующего фильма был не нов: в фокусе кинополотна знакомый любовный треугольник – он, она и та, что встала между ними. Он – талантливый журналист Робер (знаменитый француз Ив Монтан, тогда 45 ), ведущий репортажи из самых «горячих точек» планеты. Она – его преданная жена Катрин (не менее знаменитая , и тоже француженка Анни Жирардо,тогда 35). Ну, а третья – американка Кэндис (восходящая американская надежда Кэндис Берген, тогда 20, в этой картине ее час еще не наступил, но ) – молода и прекрасна. Многолетний брак, пресные отношения, творческая профессия, позволяющая иметь вокруг себя свободное пространство. Препаратор человеческих душ Лелуш хитро завлекает своего зрителя в тугую паутину любовных связей между персонажами. Вступительный эпизод – Робер, покупающий газету по дороге к любовнице, - как книга, начинающаяся с диалога, погружает в сюжет без предварительных описаний и прологов – у зрителя создается впечатление, что он опоздал к началу сеанса......В этой простой истории режиссер старается как можно дольше избегать нравоучительности. Он рисует образ этакого, уверенного в себе мужчины, готового быть в центре самых важных событий планеты. Тот всемогущ, он в самом сердце коренных изменений. Сегодня прогуливается в Амстердаме, завтра в Париже, потом ловит носорогов в Африке. А после - война во Вьетнаме. И в личной жизни старается не отставать - красивая жена, красивая любовница, и это не считая краткосрочных моментов. Для полноты картины Клод Лелуш усиливает эмоциональный фон - перед зрителнм истинный сухарь, не готовый делится эмоциями с женщинами. Он дарит им нечто мимолетное, мерцающее, залихватское подобие мужественности. Даже не себя, а свое отражение. И это кажется так круто, уверенно, мощно......Но, явно видно, что Робер устал. Причем уже в самом начале фильма. Он убегает от любовницы домой. А дома бежит от жены. И тут новая искра в жизни - он влюбляется. Любовь эта мимолетна. И прошла, стоило ему лишь завоевать сердце Кэндис . Но и жену он больше обманывать не в силах. Робер хочет что-то изменить. и разочаровывается. Да он не сыграл в конце глубокое раскаяние. Но он сыграл саму настоящую сцену сожаления. Сожаления о совершенной ошибке. О потере самого дорого им человека. То самое мужское чувство, когда мужчина наблюдает любимую женщину счастливую с другим......Режиссер вкрапляет в действие коллаж с портретами, сопровождаемый сентиментальной мелодией, знакомя зрителя с Катрин так, словно тот является свидетелем того, как мужчина фотографирует в осеннем парке свою возлюбленную средь желтой листвы и мокрых опустевших скамеек. И это милое любование демонстрирует крайне индивидуальную эстетику: она держит курс на визуальные эффекты, на видеоряд без диалогов. Создается рисунок того женского образа аристократичной и утонченной француженки, который умеет показать молодой феномен. Но создатель фильма не утомляет лирикой, опасаясь сделать историю излишне «сладкой». Лелуш не был бы Лелушем, если бы не подключил камерную историю адюльтера к мировым событиям: документальные вставки, демонстрирующие войну во Вьетнаме, революционные волнения в странах Африки, возрождение нацизма в Баварии.....В фильме наибольшую концентрацию обрела стилистика режиссера создавать некую «мешанину» сюжетов: Лелуш ловко сочетает музыку гениального Франсиса Лэя и действие, нарядное цветовое решение модных костюмов от Ива Сен-Лорана (да-да Ив Сен-Лоран, тот самый, художник этой ленты) и скупость документального монохрома, импровизацию и изящную пластику. Даже когда герои занимаются любовью – все на полутонах, словно режиссер не стремиться показать страсть, а лишь нежность. Может быть, благодаря этому, Робер не кажется сластолюбцем без чести и совести. Как ни странно, герой лишен болезненной похоти, зачастую присущей таким персонажам. Режиссер не стал наделять его какими-то чудовищными пороками, заставляющими репортера безвозвратно скользить в вязкую гулкую бездну разврата. Постановщик не любит много слов на экране. Он избегает банальных, ни к чему не обязывающих разговоров, используя вместо них музыку. Кино Лелуша – это жесты, взгляды, мимика. Крупные планы лиц, рук, бокалов, сигарет. Набор уникальных художественный приемов с расстановкой смысловых акцентов на мелких деталях, позволяет творцу наделить каждый кадр жизнью. Поэтому, герои фильма «вкусно» едят, так естественно пьют вино из бокалов, заразительно и жизнерадостно смеются в редкие минуты счастья......Очень мало диалогов. Многие сцены показаны немыми, и тут надо отметить отличную операторскую работу (Патрис Пугет), которая в сочетании с музыкой и работой звукооператора, замечательно передает атмосферу сюжета и той или иной сцены.....Таких как прогулка Анни по Амстердаму, сцены в ресторане, охота в Африке и конечно же документальные кадры......Впрочем, ближе к финалу Лелуш таки не сдержался. Весь этот эффектный замок, который воздвиг себе герой Ива Монтана, стал стремительно разрушаться. Если ранее, все было поставлено на то, что дамы покорно ждали этого героя, притворяясь, что не замечают ровным счетом ничего странного в его поведении, то потом все изменилось. Ну разве это такой уж бравый романтический герой, если дамы попросту теряют к нему интерес?....... А потому, немногословные зарисовки Лелуша запоминаются надолго. Обрывочный поток воспоминаний выдает имитацию документалистики. Придают лоска и эффектные позиционирования на экране Монтана, Кэндис Берген и Анни Жирардо. Герой вроде благополучен и уверен в завтрашнем дне. Но так беспросветно бунтует, бежит от цивилизации, стремится избавиться от социальных оков, что вовсе и не отдает себе отчета в том, зачем ему все это нужно. И вправду, за харизмой Робера - пустота. Совсем не тот герой, который может вдохновлять. Он скорее кажется, нежели существует.....В итоге герой Робера Коломба проиграл.....Но не Ив Монтан, но не Клод Лелуш..... Все ими сотворенное изумительно.....