Фильм очень сильный, показательный и откровенный. Распорядитель пиршества Ватель не просто так мажордом, он по сути является режиссёром, мастером и отвечает за всё происходящее невиданное ранее фантастическое действо и совершенно естественно противопоставлен нагрянувшей кавалькаде глупых праздных гостей.
В фильме рисуется столкновение реального мира рабского труда, усердия и таланта с правящим здесь миром грёз, помпезности и балагана, а так-же лицемерия, обмана, предательства и фиглярности.
Ватель находясь в состоянии необъявленной войны, откровенно презирает напомаженных странных гостей, не принимает их правила дешёвой игры, отказывает в малейшей их прихоти, он совершенно справедливо преисполнен собственной значимостью, величием и незаменимостью.
Ему об этом открыто напоминает любимая фаворитка короля, любуясь и домогаясь им, превознося своего страстно любимого мужчину выше премьер-министра и самого короля.
Раскол в смятенной душе Вателя начинается со смертью конюха, павшего жертвой празднества, а перелом происходит тогда, когда подруга сообщает ему, что хозяин проиграл его в карты как вещь.
Нет, Вателя смутило вовсе не то, что его любимая пошла по рукам и спит со всеми его врагами из глубоко презираемого им общества, а то что его оценили столь возмутительно низко, его унизил сам благодетель который продал его! Последней каплей терпения талантливого незаурядного человека стало то что… на обед привезли катастрофически мало рыбы, что означало провал и крах всей этой праздной бутафории и следовательно его личный крах и унижение.
А этого он вынести уже не смог: набрал омаров, вина, устроил свой личный пир и свёл счёты с никчемной безсмысленной жизнью в безнадёжном глупом обществе клоунов, извращенцев и предателей. И пошёл дальше в более достойный, более благородный и более милосердный мир.
В записке к любимой он всё объяснил и подсказал ей правильный земной путь и она повиновалась ему, достойному человеку.
А через год этот низкий, глупый никчемный мир забыл о талантливом исключительном человеке с которым некоторое время удостоился чести быть вместе.
Фильм ослепительно красив. И как следствие этого – престижнейшие премии художнику и художнику по костюмам. В отношении же Драма, Исторический восторгов поменьше. Потому как про этого человека точно известно, что его фамилия была Ватель и что он погиб утром Апрель 24, 1671. Остальное мифы, легенды, домыслы. Вот такого человека-легенду и сыграл Жерар Депардье. Было б странно, если б не Депардье: для Франции- Депардье это ДЕПАРДЬЕ, как Ватель – это ВАТЕЛЬ. Все же события, показанные в фильме, имеют весьма скромное отношение к истории. Авторы картины , кстати, почему-то не патриотически чисто французской, а Франция, Великобритания, Бельгия, изыскано воссозданют пестрый сюр эпохи, где, среди предреволюционных штришков а- ля Гюго и амурных а-ля Шодерло де Лакло, Ватель-- (простолюдин, сын крестьянина!) чуть ли не открыто хамит Людовику XIV, который по определению, Король-Солнце. И с любимыми героями Дюма фильм даже уловимо не перекликается, разве что одним XVII веком. Чевой тут делает американка Ума Турман, ума не приложу; даже вдребезгу кудрявая, она, при всем моем скудном воображении, не смотрится придворной дамой французского двора. Кстати, фильм еще в 2000 был показан на ММКФ и прошел в российском прокате, по коему поводу «НГ» отметилась рецензией с совершенно точным названием «Большая жратва при Короле-Солнце». Если отличительной ИСТОРИЧЕСКОЙ особенностью фильма считать, что нам показали в кадре, как справляют как большую, так и малую нужду коронованные особы, тогда согласен, зачислить фильм в Исторические. Всем, кто прочитал мой пост, большое спасибо.
Ирония состоит в том, что вся эта помпезность и роскошь предназначалась засранцу, который за всю жизнь помылся всего 2 раза.
Ну сколько можно повторять и переповторять этот несусветный бред? Людовик XIV очень следил за собой, несколько раз в день менял всю одежду, натирался спиртовыми лосьенами, умывался, часто принимал ванну, и один, и вместе с очередной фавориткой, а летом любил купаться в самой обычной реке или озере, в зависимости где находился, так что был для того времени весьма чистоплотным человеком. Но нет, обязательно надо все тиражировать и тиражировать бредни бульварных писак XIX века.
Ирония состоит в том, что вся эта помпезность и роскошь предназначалась засранцу, который за всю жизнь помылся всего 2 раза. Сцена, где королю подтирают зад...в общем, когда король после этой процедуры повернулся к зрителю лицом и в нем распознался легендарный Чернокнижник, мне стало совестливо за актера. А за героя Депардье и подавно. На какие жертвы пошли оба!)
Король-Солнце в центре мироздания. Вокруг него планеты - большие и малые, известные и забытые. Но они видны лишь тогда, когда свет величия проливается на них, выхватывает из темноты, проливает блага, милости, привилегии. В эту эпоху творили Мольер и Расин, Корнель и Люлли, Лебрен, Лево и Ленотр... Но перед нами метрдотель и искусство не дошедшее до нашего времени, но без которого невозможно представить колорит той эпохи. В наше время - это организатор праздников, от кеттеринга до проведения конкурсов - попробуй найди!))). Тогда - это художник, инженер, повар, менеджер в одном лице. И лицо незаурядное. Ватель. Может быть только Депардье был способен передать масштаб этой личности. Огромная работа художников. Фильм поражает - от малейшей мелочи (распадающегося апельсина, пуговки на платье), до общих планов - масштабных картин праздника. Художник, произведения которого не сохранило время, творец, личность - который воспринимается, как игрушка, человек второго сорта. Но он один из многих. Забытая фаворитка, королевский сводник - они все игрушки, люди случая. Да и родовая аристократия - великие полководцы, известные политики - они тоже стали зависимы от верховной власти.... Кухня - в этом фильме нам попытались показать кухню настоящую и политическую, придворную.... Нельзя приготовить кулинарный шедевр человеку с грязными руками и дурными мыслями - невкусно получится... А вот карьеру....
Глубокий фильм, без излишнего пафоса и мелодраматизма, при этом очень европейский: без традиционого голливудского хэппи энд. С большим вниманием к деталям, касается ли это костюмов, утвари или обычаев и нравов. И, наконец, исторически достоверный. В фильме показана и парадная сторона самого блестящего двора Европы, и весьма неприглядная картина того, что за ней скрывается, где в погоне за почестями, богатством и удовольствиями каждый готов перегрызть глотку другому. Олицетворение придворного, преуспевшего на этом поприще больше других - герцог де Лозен, этакий злой демон, личность довольно гнусная и притягательная одновременно. Отличная работа Тима Рота! В центре сюжета трагедия Вателя, но не менее трагична и фигура главной героини в исполнении Умы Турман. Эта женщина слишком умна и порядочна, чтобы не относиться критически к тому миру, к которому принадлежит, но слишном слаба, чтобы с ним порвать и стать выше сословных предрассудков. Как и ее любимые птички, она обречена на жизнь в золоченой клетке. Это очень печально, но вполне в духе 17 века. Фильм не для развлечения, а для раздумий.
Исторический фильм с элементами мелодрамы . История и трагедия одного человека - управляющего поместьем. Его самоотрешенность, стремление затмить все известное до него в устройстве приема королю вызывает уважение. Но я не люблю трудоголиков. Жить с ними тяжело и скучно. Поэтому герой фильма у меня не вызвал сочувствия. Мне больше понравился процесс устройства приема , костюмы героев фильма и атмосфера праздника. Все мое внимание было сосредоточена на воссоздании деталей в фильме. Сюжетная линия меня как-то не привлекла. Из актеров мне интересен был Депардье, но не его герой.
Прекрасный фильм! Великолепная игра Умы Турман и Жерара Депардье! Изумительные костюмы, музыка! Декорации просто чудо из чудес! А какие блюда подаются на столы - это кулинарные шедевры, которые и съесть жалко, не то что потрогать!