Помню,как мы с компанией взяли билетики в ДК на это творение Бунюэля..
Ну это было довольно шокирующе тогда.!
Злой юмор,черная сатира,малопонятный сюрреалистический посыл..
Но советские кинокритики очень ценили "Обаяние" и упоминали часто в разборах о западном кино..
... Сюрреалистическое направление, искажение действительности. Вообщем Бунюэль меняет сюжет на самом интересном, умышленно динАмит действия. Как-бэ все не ожидали, но обстоятельства меняются)) Например, очень оригинально, только сели гости к столу, как появились военные, ... хорошо, пригласили, разместили военных, только приступили к еде, тут срочная депеша)) Встали из-за стола, посыльный шепнул на ухо что то полковнику, последний объявляет; "Господа, вы хотите послушать что приснилось курьеру сегодня ночью?!"
…. Сразу отмечу: этот фильм для всех, но одновременно, это фильм для подготовленного зрителя, который не собрался смотреть великого Луиса Бунюэля вечером, с устатку после работы, запасшись пивом, орешками и попкорном. Это смешно, это очень смешно.Только вот, чтобы понять, почему это смешно, надо знать кое-что о Бунюэле, кое-что о буржуазии, и почему падающая на пол курица в 1972, - это ужасно забавно даже сегодня…."Скромное обаяние буржуазии" -- совершенная классика сюрреалистичного кино, причем абсурд здесь не самоцель, а всего лишь прием, помогающий понять задумку автора, обаятельнейшего буржуа Луиса Бунюэля .Классика кино, которая во все времена не выглядит устаревшей. После просмотра фильма остается ощущение, как при пробуждении от фантасмагорического, но приятного сна. Во истину сюрреализм. В те десятилетия в европейском кинематографе было магическое словосочетание "Франция — Италия".Этот фильм из той элитарной серии… Снять сон, похожий на сон, а не просто сделать расплывчатую съемку, могут очень немногие, и, пожалуй, Бунюэль лучший. Юмор бывает разный. И здесь это, конечно, не громкий хохот, даже не легкий смех - это вот та самая усмешка, которая гуляет по губам Инес. Джоконда так улыбалась. .. Сюрреалистический фильм. Полон аллюзий, парадоксов, сочетаний несочетаемого. Главные герои - чванливые, манерные, напыщенные особы, представители верхушки среднего класса. Их быт, их образ жизни весьма необычен для современного человека. Многие из их привычек ушли в прошлое. Что делает фильм еще более забавным. Движения этих людей медленны и размеренны, тогда как движения души мелки и порывисты. Даже самые нелепые поступки они пытаются совершать грациозно, и их тщетные попытки выглядеть более претенциозно и возвышенно не могут не заставить зрителя улыбаться. Люди, по сути своей, мелкие, тщеславные, корыстные и эгоистичные, но претендующие на место в этом мире более почетное, чем они реально занимают… А родился уникальный фильм «Скромное обаяние буржуазии» из реальной истории:всё началось с того, что вроде сценарист Жан-Клод Карьер пригласил своих друзей на чай, но совсем забыл об этом и в результате хозяина не было дома, а гости пришли во-время, но хозяин про приглашение забыл. Теперь нужно было придумать продолжение и действительное “Скромное обояние буржуазии” зачалось, как всегда, в баре. Бунюэль со своим другом продюсером Сержем Зильберманом «скреативили» 5 вариантов сценария за ночь. Потом подумали, выпили любимый напиток режиссера «драйв-мартини» и решили подсократить, используя в сценарии прием сна во сне… Переглянувшись, они обрадовались оригинальности такого хода и его уникальному свойству впаивать одуванчик в хрусталь. Затем уже Карьер вместе с Бунюэлем в том же баре (а может в другом) придумывали развитие сюжета или какие-то ходы для фильма. Дальше, как Бунюэль и любил, и делал, добавляются сны, которые только сперва кажутся парадоксальными, но если присмотрется - имеют вполне обыкновенное объяснение. Бунюэль в цвете начал стебаться буквально над всем, а не только над церковью и религией.... . Это комедия, но комедия довольно изощрённая. С сатирой, порой даже гротескной, на нравы богатых и влиятельных людей… Задача этих людей тривиально проста: собраться и пообедать. Но именно это им и не удаётся. Причём причины, мешающие им пообедать, из вполне обыденных превращаются в сюрреалистичные…А старый анархист Бунюэль хорошо знал, что сюрреальна лишь вселенная, собранная из обыденных вещей. А что может быть банальнее и важнее для буржуа, чем трапеза? Но мир возводит на пути к ней столько препятствий, что Еда кажется уже святым Граалем, чем-то абстрактным, монументальным. Фильм построен как матрешка: стоит вынырнуть из одного кошмарного сна, как оказываешься в другом. Если повезет — в своем, если нет — во сне приблудного солдатика, а то и епископа-убийцы. Рассчитываешь приятно провести вечер у друзей — их сексуальный голод пересилит законы гостеприимства. Выберешься в модный ресторанчик — где стол был яств, там гроб стоит. Потянешься за жареным цыпленком — в лучшем случае на зубах затрещит театральная бутафория, в худшем — получишь пулю в живот. Похоже, что цель режиссера была показать причины, по которым обед не может состояться, начиная от вполне реальных и кончая ну совсем уж абсурдными. И Абсурд заканчивается сюжетом, когда всех обедающих убивают террористы, а последний персонаж сидит под столом и ест ветчину…Ключевая фраза, т.е. являющаяся ключом к расшифровке символических смыслов обыгранных в фильме, а также философии сюрреализма, на мой взгляд, произнесена священником-садовником, в целом фигурой в высшей степени символической, казалось бы, непонятно к чему: "Когда Лазарь готовился к смерти, он потерял память". Это не цитата из Евангелия , но речь о евангельском сюжете об усопшем Лазаре. Или, выражаясь современным языком, -- уснувшем. . Лазарь потерял память и ощущение времени как раз во время смерти или, точнее, сна, как сказал Иисус: "Лазарь, друг наш, уснул, но иду, да возбужу его".... Самый смешной кадр мирового кино: шестеро буржуа, целеустремленно шагающие по проселочной дороге в никуда. Кадр показывающий, что они так и не пообедают.... но фильм вечно продолжаться не может.... В совокупности с блестящей игрой актеров, которые действительно обладают неким "скромным обаянием" для зрителя, на мой взгляд, фильм бесподобен... Фильм-ощущение. И не надо, не надо искать в нем смысл, ИМХО. Очаровательный и странный, местами жутковатый. Но очаровательный все равно! Ощущения от фильма великолепные.. Совершенно в духе фильма: Луис Бунюэль указан в титрах как создатель звуковых эффектов, несмотря на то что в то время он был уже почти полностью глухим....Через несколько лет пресса стала повторять слова режиссера о купленном у американцев за 25 тысяч долларов «Оскаре» в категории «Лучший иностранный фильм». Бунюэль сказал, что это шутка и отправился снимать фильм следущий. Очень уж привлекали его провокации и скандалы…. Тем не менее, не могу не привести по этому поводу совершенно типовое мнение, датированное, полагаю, 2013, найденное мной в сетях (стилистика автора сохранена): “«Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, это кино, с позволенья сказать, получившее Оскар, вместо шедевра «А зори здесь тихие». Почему Бунюэль сделал эту нудную, бытовую мелодраму, если только из-за небольших вкраплений двойных стандартов, которые сейчас половником хлебает Европа. Фильм еще раз показывает, что многие жители интеллигентной Европы не имея своей гражданской позиции, ведут себя, как публичная девка, кто больше заплатит ….Очень жаль потраченного времени” … А мне очень жаль автора и его патологического невежества….Фильм Луиса Бунюэля еще до получения Оскара посмотрели в двадцати странах мира
№16 Эпикуреец
По-русски название звучит красиво,но думаю, что вернее было бы "discret" перевести, как "сдержанное"."Сдержанное обаяние буржуазии", хотя "скромное" усиливает сатиричность фильма.
Да, "сдержанность" (как "самообладание") много точнее в переводе (по сравнению со "скромностью").
№22 помпей
...
... Обаяние действительно передано тонко, ... Как они себя не принуждённо ведут, и почему буржуазии, можно - Аристократии ...
... Мне все понравились, хоть и с разными характерами, но
уважение, (точнее этикет) в общении соблюдают, ... и не потому,
что так принято, а просто воспитанны. ... Это особенно приятно, когда насмотришься на наглые рожы соотечественников ...
...
Ни аристоркатии, ни представителей высшего общества среди героев фиьма нет. А есть именно буржуа, "средний класс". Военные от лейтенанта до полковника, посол малоизвестной третьесортной страны, епископ из семьи небедных фермеров... "Герои фильма — шесть человек из верхних слоёв среднего класса", так писали сами создатели фильма.
"А родился уникальный фильм «Скромное обаяние буржуазии» из реальной истории:знакомые явились вовремя, но хозяин (сам Луи Бунюэль) про приглашение забыл. Теперь нужно было придумать продолжение, и Бунюэль со своим другом Зильберманом «скреативили» 5 вариантов сценария за ночь. Потом подумали, выпили любимый напиток режиссера «драйв-мартини» и решили подсократить, используя в сценарии прием сна во сне… Переглянувшись, они обрадовались оригинальности такого хода и его уникальному свойству впаивать одуванчик в хрусталь. Дело пошло!
О, это были отличные бодрые времена! Актеры вкусно ели и пили,обмениваясь фривольными шутками а режиссер, снимал свою историю, кстати первый раз пользуясь видеокамерой… История получилась очень смешной, и в то же время душевной, и даже сентиментальной. На «Ночи Луиса Бунюэля» в «Художественном»( Москва) мы скорее всего разглядим на большом экране, как Дядюшка Луис за нагромождениями неожиданных препятствий у главных геров, от души смеётся над ними и одновременно обожает их пороки. Ведь, каким-бы новатором ни был Бунюэль,он остается тем же «обаятельным буржуа». Хоть и с отменным чувством юмора…"
Буржуазия, дипломатия, торгующая наркотиками, аристократия, балующаяся наркотиками - это в порядке вещей, но вот аристократия, торгующая наркотиками - это уже вырождение.
...
... Обаяние действительно передано тонко, ... Как они себя не принуждённо ведут, и почему буржуазии, можно - Аристократии ...
... Мне все понравились, хоть и с разными характерами, но
уважение, (точнее этикет) в общении соблюдают, ... и не потому,
что так принято, а просто воспитанны. ... Это особенно приятно, когда насмотришься на наглые рожы соотечественников ...
...
Странный фильм: ничего не понятно, но смотрится на одном дыхании! :)))
И в этом смысле весь фильм похож на одну из своих героинь - Алису (С.Одран): вроде бы, не особо красивая, но сколько шарма и "загадок"! :)