Ночной портье (1973)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Ночной портье кадры из фильма

Ночной портье / Night Porter, The

Il portiere di notte

1973

Рейтинг:
  8.939 / 132 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

, , , , ,
Альфио Контини
Жан Мари Саймон
Роберт Гордон Эдвардс
Италия, Франция
Italonegglio Cinematografico, Lotar Film Productions
3 апреля 1974 (Франция), 11 апреля 1974 (Италия), 15 марта 1991 (СССР)
драма

Шокирующая история внезапно вспыхнувшей страсти между бывшим офицером СС и бывшей узницей концлагеря. Оба мечтают поскорее позабыть о своем прошлом. Он служит портье в дорогом отеле, она имеет высокое положение в обществе и богатого мужа. Внезапная встреча разрушает у обоих всю ту новую жизнь, которая день ото дня накапливалась, заглушая тяжелые воспоминания. Те чувства, которые неожиданно герои испытывают друг к другу обнажают их реальные лица. Друг перед другом они по-прежнему палач и жертва, а весь остальной мир теряет всякий смысл.

последнее обновление информации: 20.06.24

критика

Не прошло и 20 лет со дня европейской премьеры "Ночного портье", как фильм можно было увидеть в российских кинотеатрах. И всякий любознательный киноман наконец-то мог на собственном опыте проверить, насколько верны были бесчисленные статьи российских критиков и журналистов-международников, избравших картину Кавани одной из основных мишеней на "фронтах идеологической борьбы" 70-х. К примеру, интеллектуал и поклонник творчества Маяковского Сергей Юткевич искренне считал, что Кавани "оправдала, прославила, воспела фашистского зверя", показав, что "нацизм - это не чудовищное социальное бедствие, порождение самых худших расистских теорий, выращенных в недрах капиталистического общества, а лишь неизбывные влечения, дремлющие в глубинах человеческого подсознания. Концлагеря - это не ад, где уничтожают миллионы людей, а, скорее, чистилище, побуждающее инстинкты наслаждения, обнажающие свойственные человеческой натуре темные бездны его существа". И надо сказать, что тогда, в 70-х, такая точка зрения была отнюдь не советской пропагандой. Многие западные, в том числе итальянские критики и журналисты непринимали "Ночного портье" именно из-за того, что Кавани намеренно уклонилась от обвинения главного героя - бывшего эсэсовца, уничтожавшего заключенных в концлагерях. Зрителям, не забывшим ужасы второй мировой войны, казался кощунственным и чудовищным сам замысел режиссера - исследование драматического комплекса "палача и жертвы", живущего в "каждом из нас", окрашенное к тому же садомазохистской эротикой.

История любви, вспыхнувшей в концлагере между нацистом и заключенной-еврейкой, продолжалась на экране в венском отеле 1957 года. Элегантный Дирк Богард был великолепен в черной эсэсовской форме, а Шарлотта Рэмплинг - в черных кожаных перчатках выше локтя и фуражке с орлом. Эстетов покоряла эта демоническая притягательность изобразительного ряда. С.Лаврентьев, вообще, считает, что у "Лилианы Кавани - это Ромео и Джульетта ХХ века".

Боюсь прослыть немодным ретроградом, но "Ночной портье" кажется мне вторичным буквально с первых же кадров. Можно сколько угодно размышлять над тем, что "Кавани чересчур пацифистски, всепрощенчески смотрит на историю, не находя в отдельных человеческих индивидуальностях ни правых, ни виноватых". Но, так или иначе, "неангажированный" зритель, хоть раз в жизни видевший знаменитую "Гибель богов"(1968) Л.Висконти, согласится, что практически весь визуальный ряд "списан" оттуда. Из гениального фильма Висконти пришли в "Портье" Богард и Рэмплинг, завораживающий блеск черных мундиров, мрачность эротических сцен да и сама ситуация "палача и жертвы". Бесспорно, только патологически подозрительный человек может обвинить Кавани в плагиате. Однако бесчисленные восторженные отклики российской прессы, опубликованные в "перестроечные" времена, в которых "Портье" объявлялся чуть ли не бессмертным шедевром, представляются мне явно завышенными.

Александр Федоров

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости