… Прошлое
себя признаёт лишь в развалинах.
Оставь же его таким,
каким сохранил в его собственных недрах
наследник-разруха.
Тебе ведь известно:
латаний
бессмертие не приемлет…
Кики Димула
[:| >>]
Эта кинокартина рифмуется в моём зрительском опыте с «Камиллой Клодель, 1915» - последнее, что я смотрела в жанре о женщине. Гении. Здесь также много боли, но… она совершенно иного качества… Как объяснить не знаю - оно просто чувствуется… Глаза Джоли - самое прекрасное, что есть в фильме… Атмосфера кино отразило настроение Марии в её письмах к неверному любовнику… Снова вернулась, избранно пролистала - перечитала… Да, мне кажется на экране что-то эдакое есть…
Понравилось, что художественные средства байопика свелись к музыкальной сценической театральности - три акта, эпилог, программные арии… Сидела вся в соплях и слезах, когда стало ясно, что в качестве Анимуса киногероини - моя обожаемая ария «E lucevan le stelle»… Но она… без голоса…
Поразило, как решили сцену смерти - всю неделю до её пришествия Мария вспоминала свою жизнь… Особенно травмы - её ломали с рождения… В жизни человек снова не вышел полом… Женщина снова не вышла внешностью… Мизансцена, где несчастная худая разбитая и потерявшая голос Каллас нежно и ласково берёт за руку ту пышную, счастливую девочку с испуганными глазами, чья сила и красота в голосе покоряла десятки тысяч… Одна из самых эмоциональных в фильме… Её заставляли заниматься музыкой, даже не спрашивая - хотет ли?! Её заставил замолчать единственный, кого полюбила она сама, не спрашивая - хочет ли?! И вот в финале - она наконец-то обрела свой голос - прекрасный, но надтреснутый, больной и завораживающий… И спела - как поют лишь раз в жизни… Умирая…
Кинокартина, безусловно, не пленит кинематографическими изысками, есть кинобиографии, которые выигрывают глубиной отражения жизни человека… Имхо… Но этот фильм - мне так кажется - об ином… О трагедии разобщённости с собой… Своей душой и телом… Принятие своей Тени и то, к чему, к кому и куда она её завела, когда стала хозяйкой души женщины… Инфернальным принцем немоты и саморазрушения стал мужчина, не стоивший этих жертв… «С тобой я себе изменила»… Никто и ничто этого не стоит. Никогда… В этом смысле - «Мария» стоит в одном ряду с фантастически-прекрасными «Субстанцией» и «Твой монстр»…
Очень впечатлил контраст как художественное средство - затворница vs внутренняя эмиграция… Глядя на эти мягкие и нежные панорамные виды, так сильно захотелось облачиться в любимую шаль, пальто, перчатки, духи и отправиться на встречу с Дворцом Трокадеро, где Эйфелева башня просто будет фоном… и потом медленно-медленно шагать по жёлто-осеннему воздушному саду Тюильри… И непременно в компании с Мандраксом - в лице нежного Коди Смит-Макфи…
Источники
Мария Каллас, «Дневники. Письма»
«Иностранная литература», номер 2, 2021
:|